Новый год. Рождество. эссе

Владимир Брисов 2
Рождественско-новогоднее эссе

Вот он и пришёл без звонка, без стука в дверь, наплевав на визы и границы очередной Новый год. С бравурностью поздравлений и грохотом петард. Самый ожидаемый праздник, способный дать фору многим религиозным, забытым за  70 лет атеизма.

Любимый праздник корпоративщиков и офисного планктона, когда за счёт фирмы надираются до чёртиков, без учёта веры, национальности и блата. Количество выпитого стирает различия, причёсывая под одну гребёнку. Дурак-начальник, уже кажется не глупее подчинённых, а благоухающая парижским парфюмом главная бухгалтерша, отправляет руку младшего клерка под стильную юбку, приобретённую в Милане. Для этого и даются праздничные дни, чтобы забыть об обещанном и содеянном.

В прежней Москве, праздник начинался чуть раньше. Это были волшебные предновогодние часы, когда магазины работали до позднего вечера. Из-под прилавков извлекали дефицит, перевыполняя годовой план реализации товаров, и можно было, как за бугром, спокойно прицениться, примерить...

По городам и весям разъезжались толпы провинциальных добытчиков дефицита, перевязанные, как пулемётными лентами,  рулонами туалетной бумаги, нанизанной на верёвку. Стихали их победные кличи первооткрывателей, типа: «Девки, здесь Фарш`а дают», имея ввиду книги Ольги Форш. В отличие от обычных туристов и командированных, добытчики занимали очередь с ночи. И уже не покидали, взятые штурмом торговые площади, вплоть до закрытия магазинов. Читатель не поверит, но в расположенный рядом с моим домом фирменный магазин «Колбасы» я впервые смог войти в 1991 году, взметнувшем цены до горных вершин.

На опустевшей улице Горького можно было встретить популярных артистов, вежливо раскланиваясь, словно с давними знакомыми. На Цветном бульваре неспешно прогуливался с супругой член Политбюро товарищ Гришин (по понятиям нынешнего "базара", - как мэр Москвы), сопровождаемый двумя немолодыми телохранителями из девятого управления КГБ, по этикету идущими метрах в пяти сзади. Даже на лицах заполошных советских продавщиц и официанток в этот вечер появлялись улыбки. Ещё немного,и они бы начали благодарить за покупки и чаевые.

Времена, как и мы, меняются. Современная молодёжь смеётся, когда программу называют  «Новый год на первом», имея в виду, что «первый» на их сленге – «кокс». Теперь стала возможной встреча Happy New Year за рубежом. И рассказ о празднике в Нью-Йорке, Лондоне, Париже не наводит на мысль о причастности вашего собеседника к ЦРУ, МI6 или Моссаду.

Став, наконец-то, выездным, застал новый год в Китае. По шуму и количеству мусора мы им не уступаем. Тогда впервые услышал музыкальные петарды. Прежде чем раздастся взрыв, музыка льётся прямо с небес.

Прощаясь с очередным минувшим годом, всякий раз храню надежду на будущее. А вдруг, в наступившем Новом году удастся не наступить на грабли «басманного суда» и не сажать по тюрьмам невиновных, запугивая оппозицию и демонстрируя, кто в доме хозяин.

Надеюсь, что нашей стране хватит здравого смысла не повторять уроки Манежной площади под лозунгами национальной нетерпимости и ксенофобии». Жалею, что не купил чернокожих и желтокожих Санта-Клаусов во время последней поездки в США. А почему европейцы решили, будто святой Николай был непременно белый? Он и родился, кстати, в Малой Азии, населённой  множеством народов. В библейские времена, во времена ранней церкви, как мне рассказывали богословы, цвет кожи не имел значения.   

Пусть с неба звучит только музыка.

Ну, в общем, отшампанились, отпелись, отпетардились. Слава Богу, не отубивались. Потяжелевшие на пару-тройку килограммов, набранных в дни религиозного поста, с чистой совестью встречаем  Рождество Христово, отмечаемое во многих странах по григорианскому календарю (новый стиль) - 25 декабря. Согласно российской церковной традиции православные христиане отмечают этот праздник по юлианскому календарю (старый стиль) - 7 января. 

Так легла карта, что в этом году Рождество застало меня в Литве, в Вильнюсе, в католической семье моих друзей. Пришли соседи по дому - православная семья  русского врача, практикующего в Вильнюсе, литовцы - партнеры по работе и караимка - художник. Речь велась на польском (мои друзья по происхождению – поляки), литовском, русском, английском. Порой с трудом подбирались фразы, но сложившаяся мозаика разговора была уважительна к обычаям и религиозным взглядам друг друга.

Как быстро независимость Литвы от Советского Союза привела к замене межнациональной неприязни на нормальные добрососедские чувства? Не знаю, как в «высокой» политике, а в отношениях простых людей - очень быстро. В конце 80-х приезжих из России сопровождал характерный жест ладонью по шее, показывающий вот где ты уже, «оккупант».

Теперь перед вами извиняются, за недостаточно хорошее знание русского языка. Таксисты шутят, что  забыли родной литовский, перевозя всё время россиян и поляков. А в спа-салонах, не включая в  стоимость услуг, специальной грелкой сушат в ненастье вашу обувь, пока вы наслаждаетесь массажем или скрабом из янтарной крошки.

Родился Иисус в Вифлееме от Девы Марии. Детство и юность провел в Назарете в многодетной семье своего земного отца - плотника Иосифа, не смотря на бедность, происходившего из рода царя Давида. Ходил с двенадцатью учениками по Палестине, неся Новое Слово. Но это история вопроса. Существует, как всегда, много версий, порой опровергающих друг друга о рождении, жизни и деяниях Христа.

Важно, на мой непросвещенный взгляд, нечто большее: Кем является Христос в вашей душе? Лично для меня Иисус - тот, кто отменил рабство на Земле, указав впервые на  равенство людей. Ни кому даже во сне не придет в голову, чтобы Иисус или его апостолы – молодые сильные люди, могли сказать «вот идет лицо не еврейской национальности, давайте набьём ему рожу». Для меня безмерная любовь к людям и жертвенность во имя идеалов уже достаточный аргумент, чтобы чтить Иисуса.

Недавно в Москве я видел такую картину. По улице шел пожилой мужчина «не славянской внешности». Шел, ссутулившись, погруженный в свои мысли. Внезапно его окружила ватага молодых парней лет по 15-16. Они вскинули руки и громко заорали ему в уши «Хайль Гитлер». Старик вздрогнул от неожиданности, и тоже выкинул руку вверх, то ли испугавшись, то ли по инерции. Компания «шалунов», смеясь ему в лицо, побежала дальше, пугать другого старика или старуху.

Эти «квасные патриоты» нападают на беззащитных. Я не помню случая, чтобы они выясняли отношения с бандитами или чиновниками, среди которых немало этнической мафии. Когда обидчики убежали, старик заплакал и сел в сугроб. Пока я доставал для него таблетку под язык, он всё пытался оправдаться и вспоминал погибшего на фронте отца. Разве он должен был оправдываться?

И другой случай. Как-то по делам находился в здании районной прокуратуры. На первом этаже стояли, раскинув ноги и упираясь руками в стену, пять здоровых молодых парней. По виду одинаковые, как близнецы. На мой немой вопрос, работник прокуратуры сказал: «Только что забили насмерть корейца-студента». Я удержался от глупого вопроса «за что»? Ответ был написан в глазах подонков, безразличных к чужой жизни. После всего вышесказанного мне не удалось разделить восторг соседки по лестничной площадке, что для борьбы с приезжими скоро прибудут отряды казаков.

- Казаков, каких, - спросил я, - убийц и насильников из станицы Кущевская или других, потомков случайно уцелевших от сталинских репрессий?
- Не знаю, я всех делю на русских и чурок, - зло буркнула она, и гордо ушла, хлопнув дверью.

Далее следует праздник «загадочной русской души» - «Старый новый год», где мы опять прощаемся со старым и встречаем новый. Наверное, в глубине души считая, будто наших просьб и пожеланий слишком много для одного Санта-Клауса и зовём на помощь ему, привычного с детства Деда-Мороза.

В русской поэзии образ Христа возникал не единожды. Это поэма Александра Блока «Двенадцать» - «В белом венчике из роз / Впереди - Исус Христос» и одно из любимейших мною «Исус младенец» Сергея Есенина. Когда-то на Руси чтили убогих и блаженных. Ибо они, коим нечего терять, несли людям правду. Даже храм на Красной площади, так и зовется в народе «Храм Василия Блаженного», заменяя официальное название.

Я позволил себе написать о том, что чувствовал. А чувств и мыслей своих  я не скрываю и не прячусь за псевдонимом... но прошёл день после публикации материала, и я получил письмо от молодого москвича: «А тех, кто убивает русских парней, вы в милиции не видели? И не увидите, они всегда отмажутся от приговора. Эх вы либералы!» Я подумал, что не прав, показав в этих конфликтах одну сторону монеты. Орёл или решка? Сколько не бросай монету – разумного ответа не будет.

Только беспристрастный закон сможет поставить в этих спорах точку. Но закон, как дышло.... Знаю твёрдо, что национальная ненависть это тупиковый путь. Человек не может, да и не хочет менять свою национальность, религию, обычаи. Когда, например, правительство Москвы разрешает переселение сотен тысяч иммигрантов из Средней Азии, а потом борется со строительством мечетей, это выглядит странно. Они что ждали, что люди сменят религию так же легко, как климат?

Наблюдая проблемы массовой иммиграции в мегаполисах других стран, где существуют целые этнические кварталы, города в городах, думаю, что выход только один – осознание себя частью нашего общего Мира, где сегодня каждый четвёртый - китаец, а каждый пятый - индус. И умение судить о человеке не по внешним данным, а по его способностям и моральным качествам. Другого пути просто нет.

Ну, разве что, в виде чёрного юмора, футуристический прогноз: сплочённость всех землян при нападении на нас другой внеземной цивилизации. Не дай Бог, конечно.

БОГ САВАОФ
Что людям понтифик из Рима, скорбя,
Сказал в обращении «К граду и миру»?
Вы ближних забыли, любя лишь себя,
И славу возносите ложным кумирам.

К чему призывал патриарх всей Руси:
Чтоб братья и сестры в молитвах смирились,
От войн и разрухи, Всевышний, спаси,
И чтобы все в вере соборно сплотились.

О чем говорит мусульманам мулла?
Арабские суры в мечете читая, -
На головы чтоб не свалилась хула,
Живи, правоверный, любя и прощая.

А что Далай-лама буддистам твердит?
Забудьте, тибетцы, о злобе и мести.
Как капли воды разбивают гранит,
Так капли добра собирают всех вместе.

И мудрый раввин в синагоге предрёк,
чтоб скорбь Холокоста и подвиг Масады
Любой человек в своём сердце сберёг,
И тень палачей не восстанет из ада.

Седой Саваоф на людей посмотрел:
Ответьте мне, вы, к мудрым мыслям глухие,
Зачем вам убийство, насилье, расстрел?
Вы в душах своих не настолько плохие.

И люди ему прокричали в ответ:
Мы очень различны и мало похожи!
Друг с другом воюем мы тысячи лет,
За то, что глазами и кожей несхожи.

Седой Саваоф был весьма удивлен,
Отец наш небесный, единый и сущий:
Ведь пальма совсем не похожа на клен -
Различия нашей природе присущи.

И многообразие сочных плодов,
И разнообличие птиц и животных,
Все это бессчетное чудо цветов,
Мир рыб, насекомых и всех земноводных.

Иметь много разных народов и рас,
Различную речь, самобытность, культуру,
Различие кожи, различие глаз,
Рост, вес и любую иную фактуру…

Я, Бог Саваоф создал все на земле
Для счастья на нашей зеленой планете,
Вы все одинаково дороги мне -
Слепые, заблудшие, грешные дети.

С любовью к читателю, чл. союза писателей России Владимир Брисов.