Грани Истины-34

Борис Ефремов 2
ГРАНИ ИСТИНЫ

(Продолжение)


Глава тридцать третья

ОДЕЖДЫ КОЖАНЫЕ

«Одежды кожаные для Адама
И Евы сделал Бог и в них одел их».
И грешники во внешний вышли мир.
Так повествует Библия. Но что мы
Должны иметь в виду, читая это?

Святой отец Мефодий Олимпийский
Считает, что одев одежды, люди
Себя одели в смертность – во вторую
Свою природу. В их тела Господь
Вселил противоборство с неизменной
Превечной силой, и тела людей
Подверглись тлению, и огрубели,
Страданиям и смерти покорились.

Такое изменение природы
Явилось наказанием Господним,
Вполне заслуженным и неизбежным,
За совершённый человеком грех.
Он пренебрёг первоначальной пищей,
Которая одна лишь отвечала
Его природе. Он избрал другую,
Запретную, надеясь избежать
Зависимости от Отца. Но пища,
Которую избрал он, содержала
Погибильные силы измененья,
А изменения приносят смерть.

Подобно этой запрещенной пище
И жизнь избрал греховный человек.
Она доступной разложенью стала
И измененьям постоянным. Смерть
Её короной мерзкою венчает.
По замечанью меткому отцов,
Мы смерти стали ежедневной пищей.

Так, после согрешенья жизнь людей
Переродилась просто в выживанье.
Реальной стала смерть, а жизнь постольку,
Поскольку смерть откладывалась Богом
На миг в грядущем. И святой Мефодий
(Не помню точно, но как будто он)
Назвал ее тщедушной «жизнью в смерти»,
Которая живущим ощущалась
Как призрак, как непрочность, как текучесть
И как существование без смысла.
Вот главный признак «кожаных одежд».

Одеться людям в «кожаные ризы»,
Как мы уже сказали, означало
Достоинства Господнии утратить.
При сотворенье личность человека
Была открыта для общенья с Богом,
С крылатыми посланцами Владыки.
Как отмечал в трудах Григорий Нисский,
«Единий хор разумных сил вселенной,
Природы ангельской и человечьей,
Мог созерцать в любой житейский миг
Главу и Сердце хора и в единстве,
В гаромнии с Главой и Сердцем пел
Гимн Вечному Творцу. Но грех разрушил
Хоральный вдохновенный гимн созданий.
В плоть облечённый грубую, не мог
Теперь общаться человек с Владыкой
И ангельской бессмертною армадой.
Одежды кожанные, как завеса,
Для человека стали, закрывая
Мир ангельский, а с ним и мир Господний».

Возникла новая реальность – это
Физическая жизнь, жизнь неразумных.
Быт теплокровных подчинён лишь чувствам,
Простым и примитивным, – страху, боли,
Стремленью к размножению, различным
Телесным удовольствиям. Здесь трусость
Спасает слабых, а свирепость тех,
Которые сильней других. Вот эти
И многие подобные черты,
Путём «скотообразного рожденья»,
От неразумной, низовой природы
К земному человеку перешли.

Григорий Нисский пишет: «Это то,
Что человек воспринял в дополненье
С животной кожей – половой союз,
Зачатие, рожденье, оскверненье,
Питанье грудью, а потом и пищей,
Её выбрасывание из тела,
Рост постепенный, возмужанье, старость,
Болезни всевозможные и смерть».

А Исповедник обращает наше
Внимание еще и вот на что.
Существование людей вне рая
Сопряжено со скорбью и страданьем.
Усталость, жажда, голод и болезни –
Всё это как бы стало составлять
Естественный закон для человека.

В законе этом – Божья справедливость,
И действует он, подчиняясь ей:
Срадание является расплатой
За удовольствия от грешной жизни.
Чем больше удовольствий человек
В земной юдоли ищет, тем сильнее
Его гнетут страдания. Поскольку
Они в людском греховном мире скрыты
Приманкой удовольствий. Мы стремимся
Страданий избежать и удовольствий
Как можно больше получить, а выйдет Наоборот – страдания получим.

В работах преподобного Максима
Находим выраженье о лукавых,
Коварных узах естества. Они
Жестоко связывают человека
Приманками доступных удовольствий.
И эта обольстительность греха
И как бы неприметность, безобидность –
Еще один приметный признак «риз».

Заметить надо, немощь естества
Дана за прегрешение в Эдеме,
И потому сама собой она
Грехом не может быть. Но страсти тела
Приводят человека к прегрешеньям,
И именно тогда, когда душа
Потворствует греховности телесной,
Не может противостоять греху.

Когда душа и тело в тесной дружбе,
То перед нами – «плотский человек».
И таковых людей гораздо больше,
А может быть, и все. Ведь нам изветно,
Что и святые, самые из самых,
Подвержены грехам. Вот почему
Догматика издревле отмечает,
Что «кожаные ризы» покрывают
Не только человеческое тело,
Но и больную душу человека,
Когда она оторвана от духа,
А значит – от Спасителя её.

16.03.15 г., день,
Свт. Григория Паламы


МАМОНЕ СЛУЖИТЬ НЕ УМЕЮ...

И потому так горько речи льются,
Что знаю я на опыте твоём:
Поэтам деньги не даются.

Сергей ЕСЕНИН.
«Письмо от матери»

Мамоне служить не умею,
К мамоне душа не лежит.
Всю жизнь ни рубля не имею,
Всю жизнь от меня он бежит.

Но мне и другую дорогу
Едва ли дойти до конца.
Спасителю нашему Богу
Молюсь я не в поте лица.

Не в поте – смертельном, кровавом
За все вековые грехи, –
С которым лишь только и в праве
Молитва до Бога дойти.

Всё меньше страданий и боли,
Всё глуше кипенье в крови,
И нет к воскресению воли,
Как нету к мамоне любви.

Давно уж не тот я, что прежде,
Всё строже мечте отдаюсь.
И всё же в последней надежде
Я снова молюсь и молюсь.

11.07.2011 г.,
Иконы Божией Матери «Троеручица»