Тщательно разработанные планы... Из дневника

Николай Серый
     Тщательно разработанные планы всегда считались признаком большого ума. Это сужденье справедливо, если не забывать о весьма важном обстоятельстве, а именно: подробный план может превратиться в поистине разрушительную обузу. 
     Люди очень не любят признаваться себе в том, что они потрудились зря. Это человеческое свойство часто оказывается чрезвычайно полезным, поскольку заставляет людей сначала думать, а потом уже действовать. Но любое биологически полезное свойство способно превратиться в свою полную противоположность. Например, полезный инстинкт размножения может превратиться в самый противоестественный разврат.
     Нечто подобное происходит и с полезным свойством людей дорожить своей уже проделанной работой. Ведь на свою беду люди довольно часто способны на огромные усилия только ради того, чтобы не признаться себе в бесполезности или вредности своих прошлых трудов.
     Иногда весь немалый остаток своей жизни люди опрометчиво тратят только на упрямое – и даже тупое – поддержание в самих себе уверенности в том, что их прошлая жизнь не была напрасной.
     Конечно, приятно считать самого себя умным человеком. Но сколь огромных усилий требует поддержание в себе веры в собственную мудрость!   
     Недаром в русских сказках самым удачливым оказывается Иван-дурак, ибо этот легендарный персонаж гибок в своих поступках. Его – в отличие от его умных братцев – не сковывают уже разработанные планы.
     Допустим, люди понимают всё это. Но что же им теперь делать? А сделать нужно простую, но парадоксальную вещь: необходимо нашу собственную глупость научиться уважать. Ведь мудрость – это отсутствие однообразия в глупостях.
     Если мы уважаем свои прошлые поступки, – даже если они глупы, – то они из причин и оснований для нашего стыда, – ибо стыд всегда требует неисчислимых усилий и потерь для преодоленья его последствий, – превращаются в драгоценный жизненный опыт.
     И тогда люди безболезненно – и даже с лёгкостью – отказываются от своих уже провалившихся планов, а также от упрямого продолженья – ради собственного тщеславия – своих напрасных и, значит, вредоносных трудов.