Давно это было

Ау-Ра
От имени лит. героини


В пятидесятые годы послевоенная жизнь граждан СССР  не баловала  но,   несмотря плачевность  материального состояния большинства людей, в том числе и нашей семьи, моя память сохранила самые  светлые воспоминания, которые для меня были, есть и будут  эталоном добрососедских отношений и терпимости  между людьми.

Заканчивался   1957 год,  мне исполнилось восемь  лет.  В те времена моя семья довольствовалась тем, что проживала в интернациональном многолюдном общежитии, рассчитанном  на сорок семей,  в комнатушке площадью четырнадцать квадратных  метров.

Украинцы,  русские и евреи жили в одном  доме бок о бок,  редко скандалили,   можно  с уверенностью сказать, что  жили дружно. Вопрос о том у кого занять трёшку  или еще чего ни будь типа  хлеба, соли, сахара, муки  или  «обновку» на свидание  всегда решался в пользу просящего, но  с обязательной отдачей.  Правда,  помню нелицеприятный случай, когда дядя  Костя  Чокнутый / этакий холостяк неженатый с претензиями на женитьбу/  через динамики общественной радиосети матерно и громкогласно ругался, поднимая на ноги всё общежитие: «Файка, сука отдай трёшку!».  Отдала  женщина-одиночка  трёшку или нет,  я не знаю,  но знаю то, что когда он  заземлил радиоприёмник  посредством   водопроводной сети, а людей потом  дёргало возле кранов, то ему ради  выравнивания  «заземления» начистили  рожу  до идеального блеска!

Самые светлые и яркие воспоминания у меня остались о днях рождениях, свадьбах,  государственных и  новогодних праздниках.  Было же время золотое!  Всем домом собирались за общим длинным столом, который городили  из тумбочек, столиков, досок на нейтральной территории в одном из коридоров общежития  на    сорок-пятьдесят человек взрослых. Двадцать детей были не в счёт – нам отводилась роль «короедов». Так вот, объявлялся генеральный сбор харчей и того, что можно выпить   по  соц. принципу «от каждого по способностям, но с учётом потребностей каждого»,  что  означало «у кого что есть – мети всё на общий стол!» А в итоге….

Видел бы  сегодняшний зажравшийся обыватель,  как все были счастливы,  и какой был «шикарный» стол… м-м-мммм… пальчики оближешь!!! Картошечка в мундирке с тюлькой, солёные огурчики и помидорчики,  квашеная капуста и яблоки, домашнее  вино и самогон /вкуса увессилительных «напитков» я  тогда ещё не знала, но то, как забойно - весело  взрослые  утюжили  содержимое бутылок, вызывало неподдельный    интерес.

Не взирая на то, что детворе  отводилась роль чистильщиков,   мы,    упорно не теряя надежду, выжидали удобного случая,  чтобы  преждевременно опробовать что-либо с тарелок  и  хоть что-нибудь  из гранёных  стаканов.

После, мягко говоря, обильного «сугрева» взрослые дяди и тёти  пели  русские и украинские задушевные песни, плакали,  обнималось, а потом, покачиваясь,  отправлялись  в вестибюль танцевать под заику - гармошку. 

Наступал долгожданный момент истины! На детей уже никто не обращал внимание,  и мы как воробьи  налетали  на стол, уплетая всё что попадалось под руки… Нет, ради бога не подумайте, что детей не кормили. Весь смысл короедства  был  в том, чтобы  посидеть за столом, чокнуться   стаканами и  с   важным видом изречь тост: «С праздником, дорогие товарищи!»

Под конец общественного - социального мероприятия начинались разборки,  кто есть кто по национальности. Заводилой всегда был Чокнутый. Он умудрялся подсесть к Фаине, а она ему обиженно и громко объясняла, что жид и еврей -  разные понятия, и что  она совестная советская еврейка.  При этом остальные советские евреи  были солидарны с ней и  её горячо поддерживали.  Я всем искренне верила, особенно Фаине, которая за Чокнутого так замуж и не вышла …