Душа-Почаев

Алексей Сергеевич Дельвиг
ДУША-ПОЧАЕВ
(православное предание)

Господни судьбы неисповедимы.
Господь почтить благоволил
Мати Благую, весь род осчастливить
Спасением - и отличил
Стопой Матерней Преблагою
Свято-Почаевскую гору,
Затем, чтоб уготовить путь
Себе и Матери Блаженней
Между избравшими сю суть...

..В обрАзе Мати Пресвятой,
Даруя каждому покой,
И подавая от нея
Всем прихожанам милость неба -
Обильно и благословенно
Свои благодеяния.

("Преславная Гора Почаевская")

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Я был тогда еще мальчишкой,
Когда мне звон колоколов
Казался чем-то, даже слишком,
Волшебным - так, чтобы без слов
Было прочувствовано сердцем
Все, что сливается в мечтах...
И вот, в один из дней "юнца"
Вдруг открывается тайн дверца,-
Мне посчастливилось, вот так -
Прямо на улице, когда
Я шел - парнишка без забот -
Услышать глас: "Постой, сынок!".
Он был священник - в летах стар,
Но суть - мне вот что рассказал...

* * * * * * * * 1 * * * * * * * *

"В сердце шестнадцатого века
И на Волыни, самого
Близ от Почаева, в поместье
Орловском (Урлею ныно)
Благочестивенько жила
Христовой веры жено Анна,
По мужу Гойскою Названна,-
Она ж помещицей была.

По роду Анна - старина
Дворянства рода от Козинских,
Муж же, Василий - судия
Земства Луцкого... И вот близко
В поместие пришла беда -
Вдовою стала ся жена.

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

И вот в ту пору чрез Волыньку всю
Переезжавший Неофит
За помощью в саму Москву
(сам - греческий митрополит)
Остановился в доме Гойской,
Пробыв, сколь усталь унимал.
Хозяйка с сердцем приняла
Столько почтеннейшего гостя.

По всем обычаям Руси
Анна принялась блюсти
Само глубоко уважение,
Возздав угодье, угощение.
И в благодарность Неофит
(сей греческий митрополит)
За гостеприимство Анны
Иконою благословил,
Что он хранил веков со давных.

Икона та, со древних лет,
Марии Богомати с Чадом
По воле... нет, не человек,-
Была подаренная Анне.
Написана она была
Во стиле строго византийском,
На липовой доске, подбитой
Двумя шпугами, чтоб она
Не гнулась и не преломилась.

Помимо этого, образ
Нес семь святейшин на клеймах:
Пророк Илия, дале - Мина,
Стефан, Авраамий, Катерина,
Дева Ирина и Праскева -
Святые ходатаи неба...

* * * * * * * * 2 * * * * * * * *

С тех пор прошло уж тридцать лет -
Три года оставалось веку,
Чтоб наступил грядущий век.
И вот, когда в соборе Бреста
Ввели церковных уний ход,
Ко Гойской весть пришла благая...
Вбежали слуги, извещая,
Мол, свет от образа идет.
Но Анна: "Что за чудеса?!" -
И долго верить не могла
Рассказам слуг, пока в ночи
Сном не увидела лучи
Света божественного, кои
Икону освещали в доме.

Не веруя виденьям сна,
Внимание се не придала,
Покуда наяву - сама -
На свет иконы не взирала.
Но главное во доме Гойской
Произошло время спустя...
У ней был брат, слепой со дня
Свого рождения... И вот он,
По убеждению сестры,
Чело к иконе соклонил,
Моля Пречисту: "Испроси мне
У Господа у Бога зрение
Своей Матернею мольбой..." -
Как тотчас же узрил лик Той...

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Да! Чудо было несомненно,-
Чудо на виду у всех,-
И Анна более не смела
Держать се образ при себе.

Собрав народ из православных,
Священных лиц и иноков,
Анна свершила крестный ход
И "пением благоуханным"
Перенесла к горе образ
Почаевской, и, навсегда
Отдав монахам на хранение,
Счастливилась душевным пением.

Тогда же Гойская дала
Пожертвования в церква.

В почаевской успенской церкви,
Что при горе и днесь стоит,
Явились хлеб, крестьяне, земли -
Все из имения вдовы.
Именно там первоначально
Поставили образ Благой.
Пенат устроила божной
Все там же после вдова Анна.

Пустынную пещер обитель
Сменило дьячно общежитие.
Там набожно жизнь людие
Вели, основывая цель...

Но вскоре Анна отошла
В мир горний - на сретенье благ.

* * * * * * * * 3 * * * * * * * *

Но был еще при жизни час,
Когда Волынь юдоль взирала,
Как шествующая Орда
Златая со своим отрядом
Мечем секла, огнем сжигала
Все, что встречалось на пути...
И так однажды подступил
Один отряд в обитель данну.

Переходил тогда монах
По горной местности, верша
Молитвы, как узрил - татарин
На оного со злом взирает.
Татар, в надежде заневолить,
Схватил монаха дланью больно...

Тут поразмыслив, что года
Монаха не млады, решает
Со злости сбить чело. Глава
В сей миг на камни упадает,
Но сам не пал, хотя и должен
Был пасть без чувств... но, вопреки
Всем правилам природы, вмиг
Взял в длань главу - побрел беззлобно.

Дошедши до монастыря,
Монах, к иконе подходя,
Склонил чело се отсеченно
Пред образом благим, и только...
Только тогда свой дух предал
Ко Господу Благих Начал.

* * * * * * * * 4 * * * * * * * *

Пред тем, как Анна Ерофевна
Скончалась, в горний мир взойдя,
Она оставила имение
И все Почаево своя
Племяннику, рода Фирлея,
Андрею - каштеляну Бельзка,
Что воеводой Сандомирским
Стал позже. Тут же на обитель
Фирлей гонение поднял,
Понеже сам из ересея
Лютерския, протестант если,
Своекорыстным отличась,
Не в силах примириться с вкладом,
Что Гойская церквам отдала...

Тем часом Иов игумен
И Досифей, чей был учитель,
Узрили озаренный свет,
Павший на образ, на обитель,
Царивший боле двух часов.
И было ясно - извещение,
Какое-то предупреждение
С небес предвестием сошло.

..И вот, Андрей на сю обитель
Направил шайку слуг - расхитить
Имущество монастыря,
Забрать "икону Мариям",
Тем самым пожелав прогнать
Монахов от Почаева.

"Инок остаться не возможет,
Коль образ будет у меня!" -
Так рассуждал Фирлей. Оттоле
Все двадцать лет в небрежностях -
В забвении Фирлей держал
Образ Пречистой Мира Мати,
Но иноки не забывали,
А игумен судиться стал
Суда процессами с Фирлеем...

С тем четверть века продолжение.

* * * * * * * * 5 * * * * * * * *

Когда, как говорят, "запахло
Поджаристым ото хвоста",
Фирлей решил покончить тяжбу,
Как должен был, смирившийся.
На это и должное быть
Акту мирительну Андрея
Со иноками... С вразумлением,
Совместно с проигрышем "войны"
Пред Преподобным и Марией,
Решил последнюю "срамию"
Подле иконы сотворить,
Желая образ посрамить.

От рады дьявольской не ведав
Дальнейших следствий, пир соделал.

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Тысяча шестьсот срок первый год.
Гостей созвав на угощение,
Фирлей на больший поруг веры
Неуправляемо пошел...
Надев церковную одежу
На женку, в длань ей дал портир,
И оная,- совсем безбожно,-
Пошла пред образом хулить.
И се - начало торжества...
Фирлей решил сыграть с гостями
Потешно что-то из спектаклей,
Для цели образ насмехать...

Не допустила того Мати,
Не дав сей образ поругати.

Едва началось срамно действие,
Как на Фирлееву жену
Напал бес лютый, чем дручение
Со давних лет несло страду...
Никто того не ожидал,
Что се внесет в пир страх борения,
Произведет в них впечатления;
Но тако шло, пока образ
Не возвратили во обитель...
И вот - икона-победитель
Не оставляла ни на час
Горы почаевской, чтоб нас -
Люд православных ся спасала,
Во славу мест тех пребывала.

ГЛАВА ВТОРАЯ

В монастыре почаевском
Людин со всех сторон
Ко образу стекается
И воздает поклон.
Никто же не лишается,-
Лишь с сердцем умоля,-
Благов Марии Матери,
Благого жития...
Благое исцеление,
Души выздоровления
И даже воскрешение -
Все образ Благой дал.
И не единым случаем
Чудес любовь получена
Людьми, чья юдоль смучена -
Се в многие лета.

Мы летопись листали,
Дивясь благой горе,
Во всем мы отмечали
Христа Евангелие:
Слепым дан дар прозрения,
И немощным хождение,
Другим же воскрешение...
Ну что об этом мне
Твердить, когда о том не раз
Людин твердил, Благую знав!

* * * * * * * * 1 * * * * * * * *

Семидесятые года того же века.
Четвертый Магомед Султан
Был вознамерен посечение
Устроить Польше, короля
Схватить, лишить его постоев,
Опустошив все на путях...
Хан Нурредин мечом пленял,
Всей предводительской рукою...

И вот, у войска на пути
Встал православный монастырь
Почаевской горы благой
Войска начали "против" бой.

Три дни сурьезных осаждений,
Смертей, огня и посечений...

..И монастырь овладеян.
Обитель страхи не внушала,
Не представляя злу преград,
И помощь ждать - пустое право;
Тогда вся братия к мольбам:
"Помилуй, Матушка Благая ,
Яви на нас милость древная,
На нас, худых Твоих рабах.
Мы знаем Тя, яко Защиту,
Не дай же впасть нам в гибель битну,-
Нам, кланяющимся Твоей
Иконе чудотворностей,-
Но помози, избави чад
Рук агарян, как ране град".

* * * * * * * * 2 * * * * * * * *

Немного отойдя от слез,
Игумен христианам-братьям
Велел служить акафист. Он
Всесвято верил в чудо Мати...

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Уже как два десятка лет
Иов, с Фирлеем суды знавший,
Был одесную Мати, всем
И без сомнений помогавши.
Мощи Иова почивали
В лавре открыто, и, для благ,
Всем, с верою к сим притекавшим,
Чудесну помощь источали
В угоду самого Христа...

И вот - си мощи у иконы
Мати Благой, стерпевшей много.

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Войска от хана осаждали
Обитель, шедши "на таран",
И осажденные певати
Собрались Матушке кондак:
"Взбранной Воеводе..." - как
Над Свято-Троицкой церковкой
В сиянии, солнцу подобну,
Явилась Богорождшая.
Подле Нее, мечи держа,
Стали небесны ангела
В защиту люда православия,
Омфор блестящий распуская.
И тут же, став на облака,
Мольбам внимала чьим Она,
Иов Преподобный, дабы
"Не предала обитель хану".

* * * * * * * * 3 * * * * * * * *

Войска турчан, увидя се,
Пуская стрелы в Честну Мати,
Во "Черноризца" - житие
Свое покончили обратним
Полетом обращенных стрел...
Татары в ужасе, мол, как же?!..
Как может быть, чтоб столь отважно
Скудные взяли над всем верх?!..
Откуда здесь ся Госпожа
И "войско небывалых" в зрак
Нам бросились настолько смело? -
Ответ был: "Се - Мария Дево".

От сих значительных глагол
Овраги задали "галоп".

* * * * * * * * 4 * * * * * * * *

В мыслях, что Воины Небес
За ними гонятся по следу,
Враги пускали стрел завес,-
Но тое были те же, к бегу
Пустившие стремленный ход;
Другие же были попраны
Теми, на ком скакали славно -
Уничижить христианский род...

Победа Мати несомненна.

Возрадуйся, Мира Надеждо!
Возрадуйся, Бездно всих благ!
Возрадуйся, Любве Очаг!

Тебе, Честнейшей Херувим,
Славнейшей нашей Серафим!..

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

В век царствования Александра
Еще был скудн иконостас,
Покуда сам он святу лавру
Не посетил. И видел глаз -
Взирая скудность храма, боле
Не стал молчать, но рек: " Дарю
Иконостас во новой форме",-
И вот, к сегодняшнему дню
Преславной волей Государней,
Его усердием образ
Был помещен в иконостас,
Киотом что звездообразным
Составлен, позлащен сребром,-
Царским добром..."

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Давайте любить,-
И жизнь, несказанную, нежну,
И поле, пургою заснежно,
И времени нить...
Давайте любить!

Давайте же будем любить,-
И семени малые всходы,
И знойны причуды погоды -
Природою жить!..
Давайте же будем любить!

(сентябрь 2013 г.)