Мы не одержимые, а слепые, идущие на ощупь

Коргамбаев Жарасбек Нургельдиеви
Мы — не одержимые, а слепые, идущие на ощупь

Деньги – это выражение стоимости, форма ее проявления. Так они сложились исторически. А их превращение в облик человека возвещает о конце капитализма, где деньги уже не нужны для технологических процессов и людей, которые управляют ими как операторы, программисты. Здесь история взяла курс на формирофание интеллекта в каждом человеке, и тем она уже всеми средствами обрабатывает человека. Здесь складывается интеллектуальный труд как главный, ведущий, требующий другого человека, чем рабочие и прочие, которые двигали капитализмом. И происходит сложный процесс переделки человека. И чему готовится история?

В принципе дело не в деньгах. Суть в стоимости и ее самовозрастании, развившейся исторически, благодаря которой капитал выступает саморазвивающейся формой, содержащей в самой себе импульсы своего развития, где нужны были экономические стимулы.
Стоимость выражает, следовательно, существо капитализма, его скрытый смысл и содержание, а деньги имеют значение лишь как форма ее выражения и способ конкретного существования. Поэтому деньги определяют облик капитализма, сферу его сознательных стремлений, где сталкиваются различные интересы и страсти и все совершается сознательно. Отсюда наше сознание привязано к деньгам, хотя в глубокой сущности определяется стоимостью. И деньги как выражение стоимости – это слепая сила, которая в капиталистическом обществе выражает бессознательные стремления капитала к неограниченному развитию. И это характеризовало капитализм на всем протяжении его существования, и этим объясняется его одержимость и то стремление, в силу которого он обосновывался во всем мире. Стоимость выражает не только весь объем продуктов производства, но и весь способ производства. А деньги есть всего лишь их эквивалент.
 В современном капиталистическом мире распадается уже социальная форма капитала в результате преобладания его индивидуализации, чему соответствует и распад статусов, созданные в мире капитализма. А это уже конец стоимости, а стало быть, конец капиталистического способа производства. Ибо стоимость и тем более прибавочная стоимость создается не в индивидуальной деятельности, и тем более не в кустарном производстве, как в Казахстане, а только в организованном общественном труде. А потому преобладание индивидуальных форм деятельностей ликвидирует эту прибавочную стоимость и опускает производство на уровень простого, средневекового производства и тем воспроизводит не только нищету как главную тенденцию, упорно развивающуюся в постсоветском пространстве самыми быстрыми темпами. Этот процесс у нас главным образом изменяет людей, болезненно давя на них, и их сознание, где мы имеем дело не с какими-то особыми статусами, социальной лестницей, по которым нужно подниматься всю жизнь, а такими действиями индивидов, которые доступны каждому: коммерсанты, бизнесмены, служащие, программисты, предприниматели, фермеры, банкиры, операторы и прочие.
Индивидуализация капитала, которое происходит в мире капитализма – это в любом случае движение назад с точки зрения распада капитализма, движение вперед с точки зрения изменения человека, где первое нам напоминает средневековья своими внешними проявлениями. Это, следовательно, есть просто временный период, в котором становится личность человека в результате его отделения от  старого общества, где он уже кто угодно, но уже не рабочий, не крестьянин, не интеллигенция, не капиталист.
Поэтому если капитализм находит предел в самом себе, то есть в рамках движения самого капитала, то он его находит в деньгах, которые отрываются от стоимости и тем перестают быть выражением стоимости и обликом капитализма, а выражают облик индивидуальной деятельности (человека), направленной в этом новом виде уже против капитала. Такова «модернизация» капитала из частной в социальную форму, в которой капитала как такового уже нет, и он существует в виде денег и производит уже не самовозрастающие стоимости, а потребительные стоимости, т. е. попросту говоря, блага жизни. Стоимости создавала только рабочая сила, рабочее время, физический или умственный труд, а техника создает только блага. Ошибка современных людей состоит в том, что одни присвоили технику, созданную исторически многими поколениями людей, которые по сути уже не могут принадлежать в собственности отдельных людей, а являются достоянием всего общества. В нашу эпоху эту уже само по себе абсурд, как и тот факт, когда миллиарды находятся в руках отдельных людей. Нас не интересуют чувства и представления людей, связанные с этими деньгами, но время, которое люди переживают на основе высокой технологии (которое уже сократила рабочее время и увеличивает свободное) есть совершенно другое время, где совершенно бессмысленным слало капиталистическое применение всего и где именно поэтому людей охватила деградация. И этот процесс в капиталистическом обществе развивается тем же путем, что и в социализме, в силу чего постепенно изменяется и облик капитализма, он индивидуализируется, принимает человечески облик, тем самым порождая и развивая межчеловеческие противоречия на основе денег..  И эта тенденция упорно разлагает капитализм изнутри как экономическую систему.
Капитал первоначально здесь отделился от людей и в виде социальной формы (акционерных обществ, компаний, кооперативов) противостоит им, как в советском обществе общественная собственность противостояла людям. И эта социальная форма капитала, как и социалистическая общественная собственность, не имеет самостоятельного характера, обеспечивавшего капиталу неограниченное развитие на предыдущем этапе. Эта форма функционирует только в силу того, что она беспрерывно превращается в деньги и в этом качестве находится в руках людей. Здесь законом становится, стало быть, не превращение денег в капитал, а, напротив, превращение капитала в деньги. А деньги функционируют только в руках людей и используются только в качестве потребительной стоимости. Поэтому в советском обществе деньги «тайком» попадали в руки людей, и чем больше они оказывались в руках людей, тем больше социализм расстраивался. А партийная и государственная номенклатура о чем-либо другом и не думала.  Социализм свернул технический прогресс.
Таким образом сложилось общество изолированных людей, людей разобщенных во всем мире. И чем больше людей становятся владельцами денег, тем ближе конец капитализма. А вот что все это собой представляет и что из этого, в конце концов, произойдет, — этого капитализм еще не знает и не может знать никогда.
Этот процесс, беспрерывно совершающийся в капиталистическом обществе, я называю индивидуализацией капитала. Объединение же этих денег, образующее относительно самостоятельные производственные формы, я называю социальной формой капитала.

Капитализм становился, развивался и процветал только лишь в той мере, в какой деньги превращались в капитал. Ибо основная масса денег, как выражение стоимости, работала на общество и общественное производство. Капитализм даже понятие не имел о том, как он может работать на людей, только на удовлетворение их потребностей. Напротив, для него существовало только производство ради производства. И одним из апологетов капитализма, открывшим эту его особенность, был Риккардо. Это только люди роптали «снизу», что производство должно быть обращено к людям. Теперь, напротив, производство работает на индивидуальное (массовое» потребление) и реализует себя через него. И вот здесь-то капитализму и приходит конец, то есть капиталистическому способу производства. Ибо он уже поворачивается к человеку, приспосабливается к нему. И в дальнейшем уже должна сложиться человеческая личность, в силу чего производство просто превращается в развитие  самого человека (такова основная мысль Маркса). Мы тогда навсегда забудем, что значит развивать производство, принося ему в жертву людей. А то, что люди себя приносят в жертву деньгам, деланию денег, это особый этап разрушения, остановить чего могут только люди, осознав этот процесс. Пусть не воображают, что некие люди могут построить в мире новый мировой порядок прямо в рамках денег. Это чистейшей воды миф!

Великая депрессия была результатом экономических противоречий капитализма, свернувших производство, и осуществлял это монополизм, сосредоточивший в руках небольшого числа людей все средства производства и контролировавший всю сферу жизни по собственному усмотрению. Экономические законы, установленные К. Марксом, здесь полностью расстроились. И классический капитализм подошел к своему концу. Марксисты это восприняли концом капитализма, не подозревая следующую его стадию, связанную уже с развитием человеческой личности. Для того, чтобы возник коммунизм, нужна была внутренняя, духовная предпосылка, чего в принципе капитализм и готовил из человеческих материалов, обрабатывая их товарно-денежными отношениями в условиях полного изобилия. И как же капитализм вышел из Великой депрессии?
Капитализм зашел в кризис только потому, что деньги уже не превращались в капитал, и капиталистическое общество было парализовано. Время «производства ради производства» завершилось, и оно должно было замениться другой формой. И Великая депрессия, длившаяся, по меньшей мере, на одно десятилетие, была преодолена только благодаря тому факту, что теперь капитал стал превращаться в деньги и что деньги эти попали в руки людей. Теперь производством стали двигать люди, лично в этом заинтересованные, где возникла заинтересованность в техническом совершенствовании и не выгодны были не мобильные корпорации и прочие, функцию которых на технической основе могли выполнят и малые предприятия. И их появилось много. И капитализм на этом этапе для этого открыл все просторы и стимулировал эту тенденцию. Отсюда и тот факт, что теперь капитализмом стали двигать люди и их страсти, а не кучка монополистов. У нас так же сразу захотели направить людей на этот путь, финансировали, назвав все это "малым и средним бизнесом" по-западу, но до сих пор не получается, так как социализм подрубил корни и необратимо изменил людей.


И вот таким образом эпоха капитализма на этом завершилась, и начинается эпоха становления человека в его постепенном отделении от капитала и старого общества. И здесь главная роль переходит к деньгам. Надо делать деньги, деньги и еще раз деньги. А это значит, что впервые в истории складывается денежный капитал благодаря высокой технологии, который в дальнейшем своем движении делится и дробится. И миром теперь двигают только деньги, доступные людям. И таким образом деньги, оказавшиеся в руках людей, не только становятся их обликом, но и своеобразным образом формируют человека, впервые индивидуализируя его. Уже капитализм настолько обработал этих людей, что они уже забыли не только о капитализме, но и себя. И если средствами производства владели только единицы, и мир развивался на основе капитала и его взаимодействия с наемным трудом, теперь он развивается на основе денег, работающих только в руках людей, а значит миллионов. Миром двигают, впервые, стало быть, стремления людей. А это было неизвестно Марксу.
Отсюда и примитивные представления людей об обогащении каждого, которое двигало западным миром на протяжении всего прошлого столетия, что переняли и мы, воображая, что пойдем вперед, как и они. И в основе всего движения лежало индивидуализация капитала, т. е. его расщепление, размельчение. Но никто у нас не подозревал, что социализм, закрыв путь к экономическому осуществлению человека, готовил условия для индивидуализации человека, и в итоге осуществил классическую форму отделения человека от старого общества, противопоставив людей ему, или, наоборот, общества противопоставив людям (общественная собственность отделилась от людей и противостояла им). В это самое время капитализм социализировал капитал и на технической основе готовил всеобщую индивидуализацию капитала.
Отсюда и человеческое лицо капитализма (но не его человечность.) означает, что люди уже перестают действовать как персонификации капитала, как носители классовых отношений, просто как «винтики и колесики» сложного социального организма. Они впервые активизируются, их инициатива двигает миром. В этом смысле индивидуализация капитала, хотя она внешне и подчинена экономической необходимости (выживать или обогащаться), но, в сущности, является самовыражением индивидов, становящегося в этих отношениях. Именно это «очеловечение» доказывает, что эти люди, освобождающиеся от капитала, в конце концов, придут к выработке человеческих отношений между собой, устранив товарные и денежные отношения, удерживающие их на уровне экономических категорий, следовательно, на уровне их животности. Именно в этих отношениях люди сталкиваются друг с другом и враждуют. Просто марксизм не придавал значения индивидуальным конфликтам перед классовыми столкновениями, так как в то время эти процессы были не известны. И я просто не представляю, о какой «революции» здесь может идти речь, если основными являются не общественно-политические, а индивидуальные отношения. Противоречия индивидуальные – это не контролируемое поле, подвластное только индивидам и их сознательной регуляции, которые именно поэтому требуют сознательного формирования человека и овладения его развитием. Они просто изнутри разлагают общество. Это реальное движение денежной массы, накопленной в руках отдельных людей и не находящей себе применения в созидании. Иначе говоря, это просто разрушительные силы в действии, которые просто из индивидуальных форм превращаются в социальную, массовую силу.
Совершенно очевидно, здесь действуют не экономические законы как главные, а человеческие, и общество все больше приспосабливается к людям и индивидуальной деятельности, раз массовое потребление стало господствующим отношением.
Отсюда и распад капитала в его медленном превращении в деньги – обратное  движение капитала к своему историческому исходному состоянию. И основное здесь состоит в том, что здесь объединяются деньги, находящиеся в карманах людей. Люди вкладывают свои деньги в банки, в акции, в «дело», в «свое дело». И из этого образуется социальная форма капитала, функционирующая как раз независимо от индивидов и как раз ограничивающая их как людей и их стремления. И эти же деньги, в конце концов, отделяются и от социальной формы капитала, и их развитие в руках людей вне капитала образуют самостоятельную тенденцию. А называть это капиталом – это абсурд! И чем больше в этой форме деньги выходят из социального капитала, тем больше они развиваются в руках индивидов, работая уже только на людей и в их руках против общества. В этом смысле, когда социализм распался, то деньги оказались в руках людей, а общественное достояние таяло, превращаясь в индивидуальное. В капиталистическом обществе происходит то же самое, и его основу подрывает индивидуализация, жажда обогащения и т. д.