Неправильный обзор творчества моих...

Владимир Лисуков
Даже удивительно осознавать, как давно я сподобился написать «неправильный» обзор творчества моих читателей. Не правильный не потому, что я считал его неправильным, а потому что не принято на стихире пропагандировать чужое творчество не получая нечто аналогичное взамен. Но мне было наплевать. Я их любил, люблю и буду любить, хотя многие из моих читателей, узнав, что Бабушка В (она же Лариса Авина) моих рук дело, стали считать меня сволочью. Здесь не место и не время для «объяснялок». Просто ещё раз приношу извинения всем тем, кому сделал плохо. Я этого не хотел. Так уж вышло.
Теперь, мне кажется, пришло время повторить опыт, но уже под своим именем. Про кого-то я просто не могу не написать – совесть замучает. Кому то я совершенно не интересен, но это не имеет значения, потому что для меня важно творчество этого человека, а не он  сам. Хотя подозреваю, что, у настоящих поэтов, между тем и другим нет существенной разницы. )
Словом, без этих людей, к творчеству которых я прикасаюсь то с любовью, то с завистью, то с почти мистическим восторгом,  моё пребывание на стихире было бы бессмысленным.

«Чьи бы руки нас ни обнимали,
чей бы рот нас  ни целовал,
чье бы сердце   ни согревало,
никогда,
никогда,
никогда
оно не будет единственным.»
……………………………….
«посвящение в любовь
и посвящение в забвение.
оно может оказаться  болезненным,
на границе  с помешательством.
я говорю это не для того,
чтобы запугать  тебя,
я  хочу  лишь тебя
под - го - то - вить.»
…………………………………
«- ради бо, не плачь, идиот,
живи либо помирай,
только не порть ничего»
………………………………….
«в поисках счастья
не мешает время от времени делать паузу
и просто быть счастливым»

Фрагменты из «никогда никогда никогда» Татьяна Лаевска
(http://www.stihi.ru/2015/09/15/1088)
Тата (она же Ниоткуда Никуда, она же Татьяна Лаевска) думает, что пишет  не стихи, а что-то вроде синтонов в прозе на чьи-то произведения либо на свои собственные ощущения и переживания. При этом возникает нечто новое, мистически неуловимое, дающее, удосужившемуся проникнуть в этот мир, чудовищный заряд творческой энергии.
С такого трамплина легко прыгать выше головы.
Если ты, уважаемый читатель, не самовлюблённый нарцисс, а человек, рифмующий судьбу и жизнь? Тогда тебе сюда: http://www.stihi.ru/avtor/ttktat   http://www.stihi.ru/avtor/laevska
Только имей ввиду, что здесь предлагают не халяву, а шанс. Потребуется серьезно напрячь мозги и душу. Иначе не стоит и пробовать. )
Извини Тата за вольное обращение с твоим текстом, но мне показалось, что так очевиднее будет, что ты Поэт.

Теперь несколько слов о моих учителях на стихире. Все они вряд ли подозревали, что занимались обучением вашего покорного слуги. Но что это меняет?

Прежде всего это Дмитрий Артис (http://www.stihi.ru/avtor/dartis).
 Я не знаю ни на старой, ни на новой стихире более тонкого мелодиста и более артистической натуры. Ни у кого я не читал стихов такой удивительной прозрачности звучания. Никто не сравнится с Димой в создании до такой степени живых образов женщин и мужчин.
К сожалению, ему не понравилась идея разместить свои произведения в моём обзоре. Проще говоря, как это чаще всего случалось, он вообще ничего не ответил. Ну и ладно. Чуть выше ссылка на его страницу. Забирайтесь в 2003-2005 годы. Не пожалеете.
Совсем ничего не опубликовать не могу. Поэтому только вот эта парочка стихотворений. Маленьких.)

«Ещё одну затейливую грань...» (http://www.stihi.ru/2005/04/20-75)
      
"У неё на окошке герань..."
В. Высоцкий.

Ещё одну затейливую грань
бессмертия
навязывает мне
бесчувственно поблекшая герань
в твоём незанавешенном окне.

Я постоянно думаю о том,
что увяданье – Бог
(от сих до сих),
и, как ни осеняй себя крестом,
не станешь воплощением святых.

Бессмертие не всякому дано.
Я не гонюсь
За белкой в колесе.
Со мною мир пребудет заодно,
и с миром я прибуду насовсем.

2005 г.
И чтобы кто-то не подумал, что Артис – это только прекрасное прошлое. )

Война, война... (http://www.stihi.ru/2015/11/15/12079)
 
Война, война...
А жизнь всё так же
невозмутимо хороша.
Я заложу последний гаджет,
куплю винтажный ПэПэШа.
 
И негде будет ставить пробы,
когда, испытывая страх,
начну расстреливать сугробы
на отдалённых пустырях.
 
И день, и ночь. Без остановки.
За поддержание войны
меня погладят по головке
все коммунальщики страны.
 
Займётся болью поясница,
ладони сточатся до дыр — 
погибну я, и мне приснится
весна, похожая на мир.

2015 г.

Про литературных персонажей – самое для меня интересное в творчестве Димы, я тихонечко помолчу. Вдруг это, до сих пор, страшная тайна. )))

Борис Панкин (http://www.stihi.ru/avtor/abp)
вообще никогда со мной не общался. И что с того? Кому это мешало вникать в особенности чужой творческой кухни и что-то утащить в свою копилку.

«рифмуешь ли кровь с любовью...» (http://www.stihi.ru/2004/11/21-11)

рифмуешь ли кровь с любовью
морковь с капустой
выходит все - суесловье,
бездарно, пусто.

и пользы от этих строчек,
что кот наплакал -
выключен, обесточен,
низвергнут на пол,

плюшевою игрушкой
оставлен в детской -
тошно, темно и скучно
за занавеской, -

некий аналог
вечности и покоя.

...жаль что тебя не стало,
и все такое.

08.11.2004

«если вас, допустим, встретил...» (http://www.stihi.ru/2004/11/22-39)

если вас, допустим, встретил
сэлинджер во ржи -
это очень плохо, с этим
крайне сложно жить.

у него башка дурная,
котелок течет. -
как кого, подлец, поймает,
в пропасть волочёт.

16.11.2004

«человек человеку...» (http://www.stihi.ru/2010/06/08/3060)

человек человеку узбек
реже таджик
ночь 21-й век
гаражи

злая стая волчат
рвет на куски
то что станет сейчас
другим

мертвым как сквер и площадь
город страна
ветер листву полощет
ночь холодна

08.06.2010

«так пусто, что не до метафор...» (http://www.stihi.ru/2014/11/11/11595)

так пусто, что не до метафор,
не до сравнений, извини.
полощется трехцветный прапор
желтеют сонные огни

вдоль улицы, ночной дороги,
которой я домой иду,
едва передвигая ноги
в локальном сумрачном аду

11.11.2014

У Бориса я учился компактности и точности изложения поэтической мысли. И ещё нестандартным техникам. Ну, и ежели кто-то, по недоразумению, считает моё рифмованное словоблудие депрессивным, то он глубоко заблуждается. Почитайте стихи Бориса Панкина. Тогда и поймёте что такое истинная пропасть самоуничтожения.

Катя Непомнящая (http://www.stihi.ru/avtor/katya2003).
Этот магнит сносил мне крышу и выворачивал душу. Впервые испытал чувство ущербности, прикоснувшись к высокой поэзии. Почти такое же, как испытываю сейчас рядом с Татой. Зато есть куда тянуть себя за волосы.
Я не выбирал стихотворение. Взял первое попавшееся из ранних.

круги на воде (http://www.stihi.ru/2003/06/24-1168)

first

Мы будем? Правда? Завтра? После.
Оставь несносную попытку
Любить, когда тебя не просят.
Надень-ка лучшую улыбку
Из тех, что есть. Печально, ангел,
Бескрылость чувствовать в июне,
И, строя планы, падать с планки,
И обливаться светом лунным
В жару такую. Сны в конвертах
Незапечатанных, как память.
Не жди, не жди на них ответа.
Мы завтра кинем в воду камень,
Чтоб увидать круги и кольца,
Чтоб в них войти и заблудиться.
И жить нормально. Как придется.
Смотри, летит куда-то птица...
Смотрю, не вижу... Характерно,
Что “завтра” – это область боли,
Которая давно не тема
Для творческого произвола.
Мы входим в море, мы впадаем
В него, не выпав из сюжета.
По картам контурным гадаем,
По четным дням мы чтим приметы.
Мы будем? Точно. Только после...
Друг друга оттенять уныло.
Скучать по будущему остро
И тупо - по тому, что было.

second

Я повторюсь, наверное, в тебе.
Так солнце повторяется в воде.
Вода сверкает, луч дробя на части,
Дробя на части цельность наших чувств.
И если я скажу, что я боюсь,
То повторюсь и стану пятой мастью,
Рифмуя синеву небес с тобой.
И ночь на поводке ведет прибой
И расщепляет время на минуты...
Закрыть глаза, но не осталось сил.
Так душно, что осталось в холод зим
Бросаться мне одним и тем же утром,
Рассеянным, пугливым, как зверёк.
Найти в себе последний уголок,
Забиться и забить на мир снаружи.
И если я скажу, что я боюсь,
То повторюсь и снова притворюсь
Частицей не жары, а зимней стужи.

23-24 июня, 2003 г.

Света Яндель (Yandel  -  http://www.stihi.ru/avtor/chenxi)
всегда отвечала на рецы и синтоны, потому что она человек деликатный и не могла себе позволить оскорбить любого, кто обратил внимание на её творчество. Мы не были друзьями или членами какой-то поэтической тусовки. Просто иногда я писал синтоны на её стихи,  но занимался этим исключительно в тех случаях, когда на меня производила впечатление работа того или иного автора. Постепенно обнаружилось, что творчество Светы не просто череда поводов для набивания руки, а причина постоянных моих попыток проникнуть в поразительный мир движения звука по волнам невыразимого. С тех пор меня и не покидает это завораживающее ощущение.

«усталость» (http://www.stihi.ru/2015/01/23/6734)

боль моя сонная. бусина. рисина. звон
с церкви ивановской около родника.
снег на Крещение. елка на Рождество.
было ли, не было, не разглядеть никак.
память неверная, что ты меня томишь,
мучаешь. по низу стелется черный дым.
видишь, под боком доверчиво спит малыш,
дверь не открою. бояться другой беды
надо ли? долго ли? буду еще живой?
Богу - последнее слово, а мне пока -
сына баюкать.
любить.
привести его
к церкви ивановской около родника.

Мне трудно сформулировать чему я учился у Светы. Но если в каком-то из моих стихотворений присутствует иррациональное, второй план, затмевающий внешнее и очевидное, то, в значительной степени, это благодаря ей.


Про А.Дебилдера  (http://www.stihi.ru/avtor/debilder)
могу сказать только то, что он прекрасный поэт. Не было у нас с ним практически никакого общения, да и не могло быть. Разные весовые категории.

Все пишут про осень - я тоже хочу (http://www.stihi.ru/2005/09/23-06)

Тому назад дней семь иль восемь
Внезапно наступила осень –
Так наступают нам в трамвае
На пальцы острым каблуком.
Пошли дожди, завяли розы,
Листва попадала с березы,
Вся потянулась тварь живая
В чужие страны косяком ...

О! Где ты, где ты, где ты лето?
Все веселы, легко одеты,
По паркам барышни алеют
И загорают на пляжу ...
Куда вы, песни и бикини?
Как проведенный на мякине,
Себя презрительно жалею
И снисходительно сужу ...

Зачем я прожил это лето? –
Душа не ведает ответа.
Скучал. Добротно, без обмана,
(Пусть, скука – меньшее из зол),
Не стал не лучше и не хуже,
Ни истины не обнаружил,
Ни завалящего романа
Не написал и не завел ...

И лето свистнуло под носом
И плавно вывалилось в осень –
Так жизнь становится сюжетом,
Так праздник переходит в быт.
Я больше не издам и вздоха,
Ведь всё совсем не так уж плохо –
За неимением ответа
Вопрос опущен и закрыт.

Из-за отсутствия состава
Он был неправильно поставлен –
Какие могут быть вопросы?
Ответ – кого-нибудь спасет?
Не содрогнулся мир нимало,
Ни суть вещей не пострадала,
А просто наступила осень.
Так. Просто осень. Вот и всё.

ВСЁ.

Я не понимаю, как стихи могут одновременно быть таким реалистичными, вызывающими ощущение бытописания, и, в то же время, утончено одухотворёнными, пронзительно эмоциональными. Завидую, пытаюсь учиться, но подозреваю, что так у меня никогда не получится. )

Это далеко не все авторы, у которых было что перенять на  старой и новой стихире, но нельзя объять необъятное. Отдельного рассказа заслуживают Сады лицея, страсти вокруг психоделики, разборки во время дуэлей, похождения Виктора Авина, хотя он и закрыл свою страницу. Кто знает? Может и получится что-то осилить из выше перечисленного.
А в заключение отнюдь не резинового обзора хочу продемонстрировать скептикам, что слухи о смерти стихиры сильно преувеличены. )
 
Небо и я (http://www.stihi.ru/avtor/nebo31),
пожалуй, один из наиболее интересных мне авторов.

Весна с тобою... (http://www.stihi.ru/2015/05/21/4397

Весна с тобою нежнее пуха
и чище вздоха глубин зеленых.
И сердце бьется у ребер глухо,
и режут небо нагие клены.
Еще немного в деревьях силы,
еще дороги – сплошная жижа,
но мир нап0ен высокой синью,
и раз мы вместе – возможно выжить,
идти навстречу грядущей ночи,
дышать, не помня о боли прежней…

…Искать губами слова на ощупь
и пить, как волю, слепую нежность…

У Инны огромный потенциал. А, главное, она постоянно меняется и разнообразит свою технику и манеру писать стихи. Может даже и слишком радикально. )

Надя (Лучезарная Надежда - http://www.stihi.ru/avtor/nadinsnd2015) – мой друг. Не знаю насколько правомерно помещать её стихи в этот обзор с точки зрения литературных достижений. Если честно, не очень то и заморачиваюсь этим обстоятельством.  У неё вполне приличная техника, совершенно неожиданный для домашней, обременённой семейными заботами женщины, темперамент. А главное она удивительный человек, которого я люблю. И, с любой стороны, это яркий пример жизнеспособности стихиры.

до встречи...   (http://www.stihi.ru/2015/09/06/8418)

Гоняет ветер желтую листву,
Потоки мыслей, бросив на дорогу.
В твоих словах я чувствую тревогу,
Грущу и я, стихами душу рву...

Там около дорожных фонарей,
Забрось, прошу все горести, печали.
И где-то там, наверное, в начале,
Досадно мне от затяжных дождей.

Ну да, грустим, в окно, роняя взгляд,
Тоска пройдет, конечно же, под вечер.
Ты не грусти и я скажу: До встречи!
Ну а пока - сентябрь и листопад.


Владимир Муковнин (http://www.stihi.ru/avtor/muk6666)
уже вполне сложившийся поэт со своим неповторимым стилем.

Был день как день   (http://www.stihi.ru/2013/05/01/5673)

Был день как день в ряду обычных дней,
И ничего с утра не предвещало,
Что в этот день судьба сведёт нас с ней,
И даст роману нашему начало.

Знакомство было будничным весьма,
И разве мог представить я вначале,
Что я по ней начну сходить с ума,
Из-за неё не буду спать ночами.

И на свиданьи первом нашем с ней
В моём мозгу звонком не прозвучало,
Что в океан бушующих страстей
Наш с ней роман пустился от причала.

И с той поры и в штиль у нас шторма,
И в ясный день то гром, то буря с градом,
То нос её по курсу, то корма -
Но всё равно хочу быть с нею рядом!

Но главное достоинство этого автора – поразительно талантливая сатира.

Челобитная   (http://www.stihi.ru/2015/12/14/3410)

Надёжа-царь всея Руси,
Прищучь бояр и думных дьяков,
За лихоимство с них спроси -
Совсем поскурвились, собаки.

Ты гневом царским их срази:
Кого рукой по шее шлёпни,
Кому-то пальцем погрози,
А на кого и ножкой топни.

Не хочешь гнать их - не гони,
Но им очисть от пуха рыльца,
Ведь это мы, а не они
Твои, царь-батюшка, кормильцы.

А тут ещё меня вчерась,
Когда я шёл из монопольки,
Опричник твой по морде хрясь:
Пошто, холоп, мол, выпил столько?

Он, государь, так сделал зря,
Ты пожури его, коль скоро
Я пил за здравие царя,
Моей единственной опоры!

К сожалению, как мне кажется, Владимир до такой степени втянулся в обличительный пафос, что потерял ощущение баланса между лечебным эффектом критики и разрушительным  действием травли. Россияне не такие уж однозначно тупые и наивные, а за пределами государства всё далеко не так благостно, чтобы поэту стоило впадать в крайности. Впрочем, каждый должен для себя такие вопросы решать самостоятельно.


Непохожая На Вас (http://www.stihi.ru/avtor/alex002) очень странный автор, действительно не похожий на многих. )

Меланхолия    (http://www.stihi.ru/2014/04/22/10127)

давно не ноет сердце от тоски,
и радостью не обжигает грудь.
все чувства вялы , мысли далеки,
и я не я , а словно кто- нибудь...

и этот кто-то — в зрительном ряду,
экран бушует океаном страсти...
но , наблюдая кадров суету ,
к сюжету этот кто-то безучастен...
 
на все смотрю я через толщу льда :
размыты тени, звуки еле слышны...
и мысль недобрая появится тогда :
а может я на этом свете  лишний ?

Меня привлек в этом авторе очевидный рост мастерства и отсутствие лощеной серости в стихах, чего я не могу сказать про следующую поэтессу.


Ариша Сергеева (http://www.stihi.ru/avtor/irainfanta) привлекла моё внимание вот этим стихотворением, которое я, к сожалению, не обнаружил у неё на странице во время подготовки обзора к публикации. Может плохо искал. )  Поэтому нет ссылки.

Невпопад

" Я разлюбила... Дело - швах,
Прости... " - И взглядом по портьере...
А ты в ответ: " Красивый шкаф!
И очень к месту в интерьере,
Я за тебя, родная, рад -
Весьма удачная покупка!.."

Моя улыбка невпопад: -
"При чем тут шкаф?  Поверь, не шутка -
Мои слова... Всё так и есть,
Пойми, другого полюбила..."
Ты про своё: " Зеркальный весь,
К тому ж, с подсветкой - очень мило!"

Ну всё ! Я больше не стерплю:
"Давай серьёзно всё обсудим" -
- А  ты: "А я тебя люблю...
И как мы друг без друга будем?
Разрушить легче, чем вернуть,
Непросто жизнь начать сначала..."

И шкаф ссутулился чуть-чуть...
И я беспомощно молчала...

Потрясающая работа! Ярко. Образно. К сожалению, остальные стихи (из тех, что заставил себя прочитать), оказались просто техничными, аккуратными поделками с редкими вкраплениями нетривиальных строк. Что-то из области «сделайте нам красиво». Возможно, такие стихи кому-то доставляют радость, но лично у меня они вызывают скуку. Потенциал у автора явно выше им содеянного.

Светлану Черкашину (http://www.stihi.ru/avtor/scherkashina) сначала воспринял, как весёлого и умного человека, способного разродиться чем-то бесшабашным или просто оторваться по полной.

Дражайшему от дрожащей   (http://www.stihi.ru/2014/11/07/10821)

-Эй,ты там,сверху!
Совсем рехнулся?
Прикрой-ка дверку.
(Аж поперхнулся

Седобородый).
-Ты что наделал,
Творец погоды?
Дрожу всем телом.

Зачем мне эти
Снега и стужа?
Ведь я ж не йети,
К тому ж без мужа.

А что раздета,
Так в знак протеста.
Верни мне лето!
Положь на место!!!

Но потом прочитал вот это стихотворение и понял, что имею дело с поэтом.

Я - птица вольная...  (http://www.stihi.ru/2011/11/25/10183)

Я - птица вольная,
Смелая, белая.
Что же так больно я
Крыльями делаю,
Седыми от пыли,
прощальный взмах?
Тобой - навылет!
Увы и ах!


Список очарований и разочарований можно продолжать, но совершенно очевидно, что великотерпение читателя не безгранично. Поэтому, до лучших времён, затыкаю персональный фонтан субъективизма со словами благодарности всем тем, кто употребил часть своей единственной и неповторимой жизни на то, чтобы добраться до этой самой точки. )
Удачи вам и будьте здоровенькие!