Космограмма

Ник Мессер
Квадрат

Квадрат, иногда называется «четырехугольником» (греч. тетрагон). Геометрический символ, выражающий ориентацию человека в пространстве и направление относительно жизненной сферы света и их сверхъестественных стражей в смысле «четырехкратного определения местоположения».

Так же, как и в случае креста, в квадрате на первом месте находится желание сориентироваться в мире, кажущемся хаотическим, посредством введения направлений и координат. Квадрат охотно применяют как знак материального мира, составленного из четырех стихий, которые, в свою очередь соответствуют четырем сторонам света. Изображение трактуемой таким образом материи становится еще более убедительным, если внутрь квадрата вписать крест, в такой форме оно будет напоминать нам о кресте на могиле, об окне тюрьмы, о том, что все проходит.

Крест под квадратным камнем — символ тяжести земли, представления, что нет в мире ничего иного, кроме прихотливой игры стихий, что мир — ад, безнадежная пропасть, темница, Тартар.

Напротив, крест над квадратным камнем — символ надежды, это дерево жизни, которое пробилось из могилы, это возможность искупления, воскресения. Нередко этим знаком обозначали «философский камень», который будто бы может дарить бессмертие и вечную молодость.

Квадратура несет в себе принцип упорядочивания и в дуалистической системе является противоположностью кругу, который считается верным сторонником небесных сил. Легендарная «квадратура круга» (а именно — превращение круга с помощью геометрических инструментов в равный по площади квадрат) символизирует желание свести оба элемента, «небесное» и «земное», в одну идеальную гармонию (лат. concidentia oppositorum, конциденция оппозиторум).

Многие храмы имеют в основании квадратный план и своей ступенчатой архитектурой должны соответствовать космической горе, таковы, например, сооружения храмов Ангкор в Камбодже. В сочетании с кругом квадрат нашел выражение в плане храма Неба в Пекине (Бей-джин) или в яванском Боробудуре. Таинственные города, как, например, «небесный Иерусалим» в Апокалипсисе Иоанна или «Христианополис» Й. В. Андреса (XVII в.), отражают тип идеального города, на который ориентировалось еще древнеримское градостроительство с его регулярными городскими кварталами. Оно считалось олицетворением соответствующего человеку космоса, в центре которого представляется небесный столп (мировая ось).

В Древнем Китае, Персии и Месопотамии земля мыслилась квадратной, в Древней Индии она называлась «хатуранта» (четырехконечная). По древнекитайскому преданию, некогда квадрат, разделенный на девять полей, «План реки», хоту, космологический «магический квадрат» вышел из Хуанхэ. Такие квадраты в Древнем мире по разному поводу конструировались из букв и чисел, при этом гармония конечных сумм или заменяемая читаемость букв символизировали созвучие с законами архитектуры миров.

Индо-буддистские символы медитации мандалы в большинстве случаев соединяют в себе круг как символ озарения (бодхи) с направлением взгляда на общину (сангха) и с квадратом в гармоничную целостную фигуру (янтра)


Круг

Мандала (санскрит) означает прежде всего круг, а в более широком смысле - сконструированные из кругов и созданных из их форм диаграммы для использования при медитации и концентрации в индо-буддийском пространстве, а также в ламаистском Тибете. Такие структуры в большинстве случаев бывают начерчены или нарисованы, но им может быть придана и архитектурная форма, и тогда они ясно просматриваются в планах храмовых сооружений.

По существу они являются духовным отражением мирового порядка (космограмма), часто с элементами четырехсторонней ориентации . При этом, как на мишенях, основным стремлением является обозначить направление внутрь, на центр, создать «сужение психического поля зрения» (К.Г. Юнг) в расчете на созерцательность и концентрацию с тем, чтобы направить внимание на духовное содержание и познание интуитивного рода, которые благодаря этому в интериоризированной(из вне внутрь) форме должны укорениться в душе и в психике.

В центре располагаются в зависимости от вида обучения и от степени посвященности различные символы, так, например, в индийской системе «тантра» — алмазный «чертов палец» в качестве символа окончательного объединения мужского и женского первопринципа как разрешения дуалистической системы («Шива-Шакти» в кундалини-йоге).

Символические картинки алхимиков тоже нередко имеют характер мандал, хотя вряд ли можно предположить, что они имеют связь с азиатскими образцами. В этом смысле комплексная психология по К.Г. Юнгу воспринимает символику мандал как заданные человечеству при рождении «архетипы» (изначальные запечатленные психические структуры), которые и у необразованных в отношении истории культуры личностей (например, в сновидениях, видениях или при свободном создании рисованных форм) могут спонтанно проявиться в процессе душевного созревания —- как символы погружения и интериоризации после хаотических фаз с целью выражения идеи сущностного ядра души и внутреннего умиротворения и целостности.

Те мандалы, которые употребляются по своему прямому назначению в качестве пособий при медитации, называются индийским словом «Янтра».

Источник:http://www.symbolsbook.ru/Article.aspx?id=307