Глава XIII. Славяне

Владимир Фомин 3
Узнав, кто были нам соседи,
Увидеть сможете и вы,
Что наши предки – не медведи,
А люди с ног до головы.
Мы знаем много сказов странных
О жителях различных стран,
Но первым пишет о славянах
Историк готский Иордан.
А раньше – тихо, только мифы.
Писал, конечно, Геродот,
Что есть, мол, землепашцы-скифы,
И этот сказочный народ
Живет на Севере туманном.
А после, много сотен лет
Упоминаний, как ни странно,
Пока что о славянах нет.
Есть сведения о венедах,
О прародителях славян.
И Птолемей  о них поведал,
И Плиний . Но один изъян
В их изложеньях наблюдаем:
Об оккупантах – словеса,
А если мы не нападаем,
О нас и нечего писать.
На савроматов и германцев
Привычно римский  мир делил
Всех «варваров», суть иностранцев,
Кто за границей Рима жил.
Меж тем, примерно в третьем веке
В Европе климат стал иным,
Поля, луга залили реки,
Пришел и голод. Вместе с ним
Повсюду двинулись народы
Туда, где не страшна вода,
Не ждав поблажек от природы.
Ведь кушать хочется всегда.
Эпоха же переселенья,
Как бы этнический котел,
Стала причиной появленья
Других народов, новых сел
И городов, и стран. Как данность
Мы принимаем, что пока
Тот утерял пассионарность,
А тот остался на века.
Итак, в Европу, как в ворота,
С балтийских берегов на юг,
Юго-восток пустились готы
И племена венедов, руг.
Кто шел по берегам Дуная,
А кто за Днепр, в страну сармат.
Там местный этнос подминая,
Сырой «этнический субстрат»
За полдесятка поколений
Достиг известных перемен,
Явив Европе, как на сцене,
Вестготов, антов и скловен,
Остготов, кривичей, гепидов…
Любой народ свой путь прошел.
Кто Риму наносил обиду,
О тех мы знаем хорошо.
А кто от Рима, Византии
Жил в захолустье и вдали,
Тех скромные перипетии
Пока в анналы не вошли.
Четвертый век, приходят гунны,
Разбиты готы, Рим дрожит.
Мир солнечный и мир подлунный
От них, как от чумы, бежит.
Но здесь вопрос задам я снова:
В те боевые времена
Кто была гуннская основа?
Не кочевые племена.
У Аммиана Марцеллина
Все гунны дики, степняки,
И путь побед проделать длинный
Им, по идее, не с руки.
А Приск Панийский по-другому
Описывает гуннский быт,
Его герой привязан к дому,
Трудолюбив, не сибарит.
И, на мой взгляд, тогда славяне
Вступили с гуннами в союз
В надежде, что жизнь лучше станет,
Чтоб вырваться из готских уз.
А коль отбросить выкомуры,
И гуннам счет неточный дан:
Номады – чаще кутигуры,
А гунны – только высший клан.
В трудах историков известны
Словены и их путь на юг.
Им в Прикарпатье стало тесно,
И вот они пустились вдруг
В Паннонию и на Балканы,
В пределы Византии суть,
С упорством римского тарана
Себе прокладывая путь.
Дулебы сели на Дунае,
В районе дельты. Этот сад
Они себе облюбовали,
Как даки много лет назад.
Вернулись анты в Приднепровье,
Торгуют, строят города.
С энтузиазмом и любовью
Основан Киев был тогда.
На запад двинулись венеды,
В низовья Вислы. На пути
И пораженья, и победы
Придется им перенести.
О них мы повторять не станем,
Хоть нам они не далеки.
А вот, как прибыли славяне
В верховья Волги и Оки,
Весьма занятное явленье.
Хоть записей почти что нет,
На эту тему размышленья
Должны по праву видеть свет.
Преодолев влиянье готов,
Идут славяне на восток:
Одни на Дон, на Волгу кто-то,
Причем такой людской отток
Пошел, что племенам булгаров,
Да антам с берегов Днепра
Одним отбиться от аваров
Не получилось. Но пора
И доказательства представить.
Верховья Дона, пятый век.
Следов немало смог оставить
Тогда там живший человек.
Одежда, быт, архитектура,
Кто жил, какие племена.
Нам колочинская  культура
Откроет эти времена.
Северо-запад также рано
Пришли славяне заселять.
Расскажут псковские  курганы
Все. Только правильно понять
Находки нужно. В общем плане,
Чтоб не было идей иных
Про то, как жили там славяне
С людьми, что жили здесь до них.
Мать-Волга, русская натура,
В чем связь меж ними, где ответ?
И именьковская  культура
На это проливает свет.
С культурой новой земледелья
Славяне в новый мир пришли
И, несомненно, преуспели
В обогащении земли.
Народы местные не знали
Сохи, охотничьим был край.
А вот славяне сразу стали
Снимать приличный урожай.
И поселенья частоколом
На всякий случай обнесли.
Так по лесам, полям и долам
Не села, города пошли.
Так в пятом веке от Дуная
До Волги распростерла длань
Страна богатая, большая,
Что называлась Русколань.
Но договоры заключает
Империя иль каганат
С тем, кто народ свой представляет:
Вождь, хан и, даже, депутат.
Так значит, было управленье,
Пусть на сообщество племен,
И был свой вождь у населенья,
И был, естественно, закон.
Кому в злословии отрада,
Кто те, что так упорно врут,
Славян описывая стадом,
Способным лишь на рабский труд?
Нет, не было единовластья
У связанных одной судьбой,
Но города пока, на счастье,
Не враждовали меж собой.
По крайней мере, не известно
Больших баталий меж славян.
А чтоб подраться, если честно,
Хватало и соседних стран.
Вот век шестой, пришли авары.
Им Византией власть дана.
Легко подчинены булгары,
И в антов край пришла война.
Сначала анты бились дружно,
Но хан Баян был искушен
В сраженьях. Он пошел окружно,
Через тылы и сокрушен
Союз славянский. Кровь рекою
Лилась, и произвол, и мрак.
Но и аварам нет покоя,
На пятки наступал их враг.
Баян уходит за Карпаты
Со всеми ратными людьми,
Скорбя, как его бил когда-то
Стратег тюркютский Истеми.
Приход авар, неся всем горе,
Подвиг этногенез славян.
Из антов и венедов вскоре
Возникли племена полян.
Чтоб противостоять аварам
Или уменьшить тяжкий груз,
Поляне  шлют посла к булгарам
Военный заключить союз.
Булгары – тоже не подарок,
Не матери и не отцы.
Хоть их союз не слишком ярок,
Все ж не аварский геноцид.
Так худо-бедно, небогато
Существовал славянский род,
Покуда сыновья Курбата
Не разделили свой народ.
«Серебряных болгар» на Волгу
Увел воинственный Котраг.
Там, где славяне жили долго,
Теперь уже не друг, а враг.
Булгарская номенклатура
Творит на Волге свой закон,
А именьковская культура,
Ушла на Днепр и на Дон.
В Поочье, где-то в это время,
Наверное, ища добра,
Уходит и другое племя
Славян – со среднего Днепра.
Так в Средне-Русскую равнину,
Сказать точнее не берусь,
Славян сливаются лавины,
Что назовутся словом «Русь».
Довольно часто воевали,
Такие были времена,
Но, не без выгод, торговали,
Торговля всем всегда нужна.
Хлеб, мед, пенька, булат, пушнина,
Одежда – глаз не оторвать.
Что Средне-Русская равнина
Могла иному миру дать,
Менялось на шелка и злато,
Чем славились Китай и Рим.
Конечно, кто не жил богато,
Тот обходился всем своим.
Да и не все, конечно страны
Стремились в русские места.
Варяги, викинги, норманны
В то время были на устах.
По вере старой скандинавы,
Не так страшась за жизнь свою,
Добыть могли почет и славу,
Богатство только лишь в бою.
Вот, скандинавские бродяги
Пришли к нам, видимо, давно.
Не даром же слова «варяги»
И «вороги» – почти одно.
Датчане, готы, балты, шведы,
Норвежцы пестрою гурьбой,
Да и балтийские венеды
Пошли в Европу на разбой.
Восьмой – девятый век. Кошмары
По всей Европе, смерть, беда.
Норманнов легкие драккары
Везде, где только есть вода.
Искатели слепой Фортуны,
Сперва норманны грабят всласть,
Но после, как когда-то гунны,
Решили двинуться во власть.
Где получилось – всем известно,
Я повторяться не берусь,
Мне разобраться интересно,
Как викинги пришли на Русь.
Вот Нестор пишет: их призвали,
Владейте нами и страной.
Но мы, на трезвый взгляд, едва ли
Тех, кто пошел на нас войной,
Могли легко позвать на царство.
Пусть это было в старину,
Но это низкое коварство –
Отдать грабителям страну.
Пожалуй, будет больше смысла,
Когда откроем факт один,
Что Рюрик – родич Гостомысла,
В какой-то мере славянин.
Такие жизни передряги
Конечно, сразу режут глаз.
И Нестор пишет, что варяги
Вон изгонялись много раз.
Наука знает много гитик.
На весь тогдашний древний мир
Был Рюрик несколько политик,
Но больше вор и рэкетир.
Но, надоело жить в мытарстве.
Гремят фанфары, кончен бал.
Все. Мы теперь при государстве.
Я, как умел, так рассказал.