Неизвестное стихотворение Арсения Тарковского

Игорь Стешенко
   Волей случая, в начале апреля 1993 года ко мне в руки пришло неизвестное стихотворение Арсения Александровича Тарковского. Оно пролежало без движения в моём архиве до 2005 года, когда я передал его Марине Арсеньевне Тарковской. Дочь поэта многие годы готовила первое, самое полное и соответствующее авторской воле, издание всей лирики отца. (Трёхтомное издание сочинений Арс.А.Т. [Арсений Тарковский. Собрание сочинений в трёх томах. Москва, "Художественная литература", 1991-1993] лично мне кажется скороспелым и во многом неудачным). Насколько я знаю, новейшее и полное издание лирики поэта должно было выйти (и вышло) в конце 2015 года в издательстве Государственного литературного музея. С разрешения Марины Арсеньевны, я передал это неизвестное стихотворение для первой публикации в журнал "Театральный мир" вместе с комментарием, который здесь представлен в следующем абзаце. Может быть, и та, и другая публикации уже состоялись (книжная, как я узнал в январе 2016 года, состоялась), но я просто хочу, чтобы новый текст Тарковского стал широко известен всем тем, кто любит его творчество.
   
   Это стихотворение я переписал из домашнего альбома для отзывов литовского врача Карла Викентиевича [так написано рукой ААТ], когда гостил у его сына, архитектора Винцаса Динейки и невестки, писательницы, Видманте Ясукайтите в Вильнюсе с 1 по 7 апреля 1993 года (была Страстная седмица по католическому исчислению Пасхи).
   К.В.Динейка, тогда уже покойный (дату смерти не знаю), родился в 1898 году. Он разработал свою методику лечения и оздоровления организма, применять которую получил разрешение только у себя, в Литве, поэтому к нему ехали пациенты со всей страны. В 1968 году, на своё 70-летие, КВД получил звание Заслуженного работника здравоохранения Литвы.
   В.Динейка и В.Ясукайтите жили тогда в мансардной квартире по адресу: 2001, Вильнюс, проспект Гедиминаса, 45 кв. 6а. Вход в дом был немного странным: со двора, и этой же дверью пользовались повара, чтобы попасть к себе, на кухню ресторана, расположенного на первом этаже.
   В Палангу, в Школу здоровья, я съездил в те же дни. Эта оздоровительная система духовно и теоретически связана с Белым братством и его руководителем, выходцем из Болгарии, Айвановым [Ivanov].
   Текст стихотворения, посвящение, подпись и дата написаны, разумеется, от руки, тонким пером, синими чернилами.
   Сегодня это стихотворение уже опубликовано во втором томе полного (соответствующего воле поэта и полностью отражающего его творческий архив) собрания сочинений Арс.А.Тарковского, которое подготавливает Марина Арсеньевна Тарковская. Должны выйти четыре тома. [Арсений Тарковский "Стихотворения разных лет. Статьи, заметки, интервью". Москва. Издательство "Литературный музей". 2017.] Текст на стр. 245. Судя по комментарию (стр. 511), стихотворение печатается по тексту в журнале "Огонёк" (1969, № 4, стр.191); очевидно, Марина Арсеньевна, к сожалению, не смогла ознакомиться с рукописным оригиналом.


                Карлу Викентиевичу Динейке
                при отъезде из Друскининкая


Легко и быстро пролетели
Мои литовские недели,
Домой торопится душа;
Она поёт в окрепшем теле
О том, что жизнь и в самом деле,
Как приглядишься, хороша.

Она бы не была такою,
Она бы не нашла покоя,
Когда б от суеты вдали
Своей участливой рукою
Над лебединою рекою*
Вы Парка бы не возвели.

Вот почему из Подмосковья
В Литву**  признательной любовью
Протянута живая нить:
Без пышных фраз, без суесловья
Я за душевное здоровье
Обязан Вас благодарить.

О, если б только понят всеми
Ваш драгоценный подвиг был
И жизнь, подобная поэме,
И Ваша цель, и добрый пыл.

                Арсений Тарковский

   23 сентября 1966
   [Друскининкай]

________________________________________________________
  * Эта строка вставлена, очевидно, позднее, рядом с основным текстом.
  ** Моей (первоначальный авторский вариант).
________________________________________________________

На фотографии Арсений Александрович Тарковский с дочерью Мариной Арсеньевной.