Истоки человеколюбия

Евгения Ворошилова
Приятно, когда, находясь в обществе, на свой вопрос мы получаем ответ в культурной, спокойной и информативной форме. Собеседник сегодня не в добром настроении, он вежлив всегда, и каждый день он разговаривает со всеми, кого встречает в этот день, культурно и уважительно. То, что должно быть обыкновенно и само собой разумеющимся, для нас порою становится приятной неожиданностью. 
Чаще всего, находясь в общественном месте, в неком социуме, мы уже готовы к тому, что совершенно незнакомый нам человек, а иногда даже и хорошо знакомый, с самого начала разговора ведет себя грубо, не следит за тоном своей речи, может позволить себе употребить легкое оскорбительное слово. Это может не касаться вас некоем образом - этот человек так говорит со всеми, не собираясь менять свою манеру общения.
 Прекрасно, если вы сделаете ему замечание, и он обратит внимание на свою привычку общаться,  выработанный с годами тон речи, и изменится, начав выражаться культурно и в вежливой форме. Но, к сожалению, практика показывает, что человек, привыкший к грубым речевым оборотам, обратит внимание на ваше замечание только, если вы из вышестоящего учреждения, или являетесь его начальником на работе.      
Во многих психологических исследованиях учеными было доказано, что человек, не умеющий управлять собой, своей речью, поведением и манерами, был ущемлен в детском возрасте, лицами, которые доводились ему родными и близкими. Возможно, он подвергался унижению или оскорблению со стороны своих родителей, бабушек или дедушек, сестер или братьев. А может быть в семье, которой он рос, был задан грубый тон общению старшими по возрасту людьми, и ребенок, сам того не подозревая, впитал эту заложенную программу, и вырос с ней. 
Младшая и средняя школы тоже задают определенный тон.  К сожалению, по статистике, так называемый «механизм выживания» заводят чаще всего дети, подвергающиеся «ущемлению» в семье, которые любыми путями ищут возможность утверждения себя как личности, хотят доказать свою правоту, и иметь право на высказывание своего мнения, поскольку в их семьях они подвергаются давлению со стороны старших.
И, к сожалению, запущенный «механизм выживания» очень часто не замечают, или не хотят замечать, учителя и директора школ. Подавление неблагоприятных ситуаций и способствование улучшению отношений между детьми дело рук психологов, которые во многих случаях бездействуют, пуская все на самотек. Так и получается, что грубые, не воспитанные семьей подростки, научившиеся выкручиваться, «жаля» других, сами же провоцируют создание так называемой иерархии, начиная утверждаться среди своих сверстников не за счет личных достижений, своих способностей в каком-либо деле, знаний и таланта, а за счет оскорблений, превращая полученное дома унижение в заведенную машину злобы и ненависти.
Формируя комплекс навыков в школе, подросток становится полностью готовой к жизни личностью, с индивидуальным набором приобретенных качеств, которые в последующие годы своей жизни он будет демонстрировать окружающим.
Есть множество способов помочь ущемленному в детстве человеку – утверждение других для него социально значимых качеств, создание благоприятной обстановки для формирования черт его личности, и другие способы, которые, к сожалению, чаще всего никто не собирается применять.
В моей жизненной практике был и такой случай: В одной из школьных столовых, мать пришла навестить восьмилетнюю дочь во время обеда. Дочь пожаловалась ей, что ее кто-то обидел. На что мать ответила ей: «А ты этого обидчика увидишь, и вилкой ему в глаз, вилкой в глаз».
Ущемленная в детстве мать, в этой ситуации выступала как переносчик жившего внутри страха и неумения общаться даже со своим ребенком. Сама того не понимая, она «завела» механизм ненависти в своей дочери, которая, по примеру своей матери, не сможет «трезво» оценить ситуацию, поразмыслить над вариантами решений. Скорей всего, если такая практика воспитания будет применяться к ней и дальше, она будет использовать скорые и необдуманные действия, которые будут отличаться грубостью и нетактичностью по отношению к другому человеку.   
Отсутствие тактичности сегодня большая проблема общества. За нетактичностью скрывается неумение разглядеть собеседника, его намерений и личностных качеств, которые являются  основополагающими при построении диалога. 
Вот почему, очень часто на улицах и в общественном транспорте, на заводах и в бизнес центрах мы сталкиваемся с неумением общаться, с отработанными за годы жизни моделями поведения, которые люди «примеряют» на каждого, кто им повстречался на пути, в независимости от его манер, культуры речи и личностных качеств. Грубые, летящие как птицы, высказывания, острые слова, сказанные вскользь, повышенный тон в разговоре - следствие ущемления, вынужденного насилия, полученного человеком в детском возрасте.
Это последствия безалаберности взрослых по отношению к детям, проявление равнодушия и бездействия в момент становления личностных качеств, как своего, так и чужого ребенка, пренебрежение нормами культуры и этики общения.
Все начинается с малого.
В наших силах остановить механизм выживания, подарив детям навык уважения и хоть маленький зачаток культуры, который, при правильном воспитании, сделает его самым богатым человеком. Он станет обладателем ценнейшего дара – дара понимать и слушать, как своего собеседника, так и мир вокруг.