Александр Боднарь. Старый примус

Музыкальный Меридиан
«Старый примус» создан в конце 1989 года на развалинах того самого «Примуса», с которым связывают такие известные имена, как Юрий Лоза и Ярослав Ангелюк, и которые к тому времени благополучно покинули коллектив. Лидером вновь созданной группы является Александр Боднарь, вокалист, музыкант и композитор. Группа стала исполнять совершенно другую музыку, ставшую особо популярной в конце 80-х в стиле «электро-поп».

* * *

На дворе 1980 год. У музыкального магазина на Неглинной (там был подпольный рынок различной музыкальной аппаратуры и инструментов как импортного производства, так и самодельной) знакомятся Ярослав Ангелюк и Александр Боднарь.
Ангелюк был в то время самым крутым не только в Москве, но и в СССР бизнесменом по муз. инструментам и аппаратуре (по тем временам – спекулянтом). Боднарь – простой советский самодеятельный музыкант. Результатом их знакомства явилось создание группы, на основе новейших музыкальных технологий, а именно практически полная компьютеризация музыки.
Ангелюк доставал самые последние новинки мировой музыкальной индустрии. Это были секвенсоры, ритм-машины, различные синтезаторы, ну и соответственно самые модные в то время на Западе усилители, колонки, обработка звука.
Александр Боднарь всё это хозяйство взял в свои руки, сумел во всем этом разобраться, и появилась модная электронная музыка. На таком комплекте аппаратуры и инструментов можно было в считанные минуты сочинить и сыграть самую модную в то время музыку (Бони М, Сикрет Сервис и т.д.), ну и решили назвать группу «Примус».

Примус – по латыни «первый». «Примус» и на самом деле был первой советской группой электронного направления. Ангелюк сочинял и пел песни на английском языке (в то время это было модно, все старались подражать Западу). Боднарь играл на синтез-гитаре, тоже пел и сочинял. Другие участники группы – Плеханов и Коровин играли на клавишных синтезаторах, и управляли различными музыкальными примочками.

Так в 1981 году появились песни «Fight, Fight, Fight», «Пейте пепси-колу» (текст песни совсем банальный: «…учит нас семья и школа-вместо водки пепси-кола….»), песенка про антикварный примус, «Малыш-геликоптер» и другие.

Песни потихоньку расходились по друзьям и знакомым (в то время индустрия звукозаписи сидела в подполье) и дошла до Московской прессы. Так появилась первая статья в «Комсомольской правде». Статью опубликовал Артем Троицкий (ныне крутой музыкальный критик). Статья была хорошего, доброго направления, она затрагивала проблемы самодеятельных групп, их проблемы с различными аппаратами КПСС.
После выхода статьи, Артем Троицкий, лично познакомился с «Примусом», да ещё пригласил известного композитора электронной музыки Эдуарда Артемьева. Когда Артемьев все увидел и услышал чем владеет «Примус», он был поражён, что в СССР есть техника покруче, чем у него, да и музыканты всем этим владеют на соответствующем уровне. И он сказал, что «Примус» на самом деле первый в СССР.

Так потихоньку и жили. Писали песни, но с публичными выступлениями было в то время тяжело.

В 1982 году на горизонте появился Юрий Лоза. После ухода из группы Бари Алибасова «Интеграл» он остался не у дел. Его в «Примус» привёл Ангелюк, так как тоже в то время имел дела с «Интегралом». Поступило предложение сыграть и записать песни предложенные Ю. Лозой. В то время рок-н-рол в электронном Примусовском виде – что-то новое. Да и Лозе требовался какой-то музыкальный материал для поступления в муз. учреждение. Лоза, Боднарь и Плеханов в кротчайшие сроки (за 2 дня) делают наброски 12-и рок-н-ролов в электронном виде. Причём все аранжировки, забивки секвенсоров делались Плехановым и Боднарем и писалось на 2 канала на магнитофон Нота-203.

Юрий Лоза забирает эти наброски и через два месяца этот наскоро написанный альбом уже шагает по стране, как новый альбом группы «Примус».

Есть и другая версия этой истории.
Случается так, что Ангелюк из-за каких-то своих дел отсутствовал в студии несколько дней. В это время на студию наталкивается случайно или неслучайно Юрий Лоза, который до этого, как и Ангелюк, играл в группе Бари Алибасова «Интеграл». Лоза носится со своим материалом в поисках любой студии, и обретает великолепный подарок судьбы. Он за рекордно-кратчайшее время, практически за день, пишет при помощи музыкантов «Примуса» Александра Боднаря (гитара) и Игоря Плеханова (клавишные) свой знаменитый альбом «Путешествие в рок-н-ролл» и отчаливает, так как что-то у него там с Ангелюком не ладится. Альбом, естественно, тут же попадает в руки культуртрегеров, которые, согласно с тогдашним бумом на разные ансамбли с оригинальными и странными названиями, пускают его в победоносное шествие по стране, вклеив в начало альбома слова о том, что мол, для вас играет группа «Примус». Лоза и сам рад и не рад этому. Вернувшийся Ангелюк вне себя! Но поделать уже ничего нельзя. Музыканты завершают альбом, но поднявшаяся необыкновенная шумиха и супер-успех альбома Лозы не оставляют никаких шансов.

Вот здесь и началось гонение…

Сперва появилась статья композитора Александра Морозова в «Комсомольской правде» «О чём варит Примус», с полным разгромом группы.
«Девочка в баре, девочке 15 лет» – это же антисоветчина, это разложение нашей молодёжи.
Группу заносят в чёрные списки Министерства культуры под номером 1! А Ю. Лоза совсем исчезает с горизонта «Примуса»: мол, я здесь не при чём, это всё они…

Ангелюк прячется по московским съёмным квартирам. За спекуляцию в то время была большая статья. Александра Боднаря и Игоря Плеханова начинают трясти местные органы милиции и КГБ (так как городок Голицыно-2, где они обосновались и жили – военный).

Но «примусовцы» не отчаиваются, и всё же решаются на проведение первого и единственного публичного выступленя в ДК своего города. Всё же многие из полит-отдела военного городка были на стороне «Примуса» и не верили в антисоветчину группы.

Но судьба приготовила новый удар. Какой-то чудак скупил все билеты на концерт «Примуса» и по десятикратной цене продал поклонникам в Москве. За 2 часа до концерта, который должен был проводиться только для жителей военного городка, на КПП городка (вход только по пропускам) собирается многочисленная московская публика. Соответственно никого не пропускают. Начинается бардак. Вызывается рота вооружённых солдат для усиления контроля. Местные власти заставляют «Примус» всё же выйти на сцену и отработать концерт для жителей города. Примусовцы работают и прекрасно понимают, что после концерта надо резко уносить ноги из городка. Что и сделали. За ночь всю аппаратуру перетащили к Боднарю домой. А на утро уже все были вызваны в милицию, где долго до них докапывались куда исчезла за ночь вся аппаратура.

После этого Боднарь и Плеханов были вызваны в политотдел, и было приказано чтобы Примус в течение 24 часов покинул г. Голицыно-2.

«Примусу» припомнили всё: и Девочку в баре, и песню про Брежнева, которую кто-то из политотдела услышал из подвала, где базировался коллектив, в дни траура, когда Брежнев умер (на самом деле это был классный рок-н-рол про нашего генерального и назывался «На смерть вождя»), и вспомнили все статьи из газет, и всю грязь которую лили на группу, и спекуляцию билетами (приписали «Примусу»), и спекуляцию аппаратурой (тоже приписали им).

Переезд в ДК посёлка Немчиновка, Одинцовского района. Приютила «Примус» зав. отделом культуры Одинцовского района Лариса Авдюнина. Она понимала настояшее стремление колектива, видела его истинное лицо, не обращая внимание на всю грязную шумиху вокруг.

За это время Примус пишет ещё серию песен. Среди них «Степь изможденная», «Резиновый рок»», «Новогодняя», «Стоп, монету!», «Ревность». В это время в «Примусе» появляется классный вокалист из г. Череповца Александр Соловьёв (позже перебрался в группу Игоря Гранова). Он и поёт новые песни «Примуса» в стиле электро-рок.

К этому времени к «Примусу» уже приковано внимание подпольных звукопроизводителей, и эти песни отправляются в путь по стране. После всей шумихи вокруг «Примуса» Юрий Лоза исчезает с горизонта совсем: мол, к «Примусу» никакого отношения.
Дальше вроде бы история группы и заканчивается, так как на дворе уже 1985 год, полный застой в стране, соответственно и в «Примусе» происходит застой. Группа запрещённая, шансов на легальное существование практически нет. Хотя были попытки легализоваться через Одинцовский отдел культуры в качестве самодеятельности, и получить разрешение выступать на танцах.

В это время «Примус» меняет название на «Группа Ярослава Миронова», разучивает песни советских композиторов, такие как «Подмосковные вечера», «Строим БАМ», «Комсомол – моя судьба» ,и т.д. (очень прикольно, в электронно-попсово-рок-н-рольном варианте) и старается эту программу залитовать, для легальных выступлений. Но когда комиссия прибыла на прослушивание, увидела и услышала всю эту самодеятельность, все схватились за голову. Как у простой самодеятельности может быть аппаратура круче, чем у самой Пугачёвой, да и уровень исполнения покруче Москонцертовских профессионалов? Настоящая самодеятельность должна играть на раздолбанной, полусожжённой аппаратуре советского производства, да и песни должны исполняться коряво и подзаборно. Вот такой группе можно играть на танцах, а таким как группа Ярослава Миронова не место в нашей советской культуре.

Происходит полный застой «Примуса». Да ещё большая неприятность, положившая полный разлад в группе. Базу Примуса в Немчиновке просто обокрали. Ночью вынесли самую дорогую аппаратуру, и с концами. Происходит полный разлад между Ангелюком и Боднарем. Ангелюк обвинил в краже аппаратуры Боднаря, хотя тот на протяжении многих лет был его правой рукой. Вот так и заканчивается история «Примуса».

Но продолжение все же последовало. Боднарь ушёл работать в Москонцерт в группу «Голубые гитары» под управлением заслуженного артиста РФ Игоря Гранова в качестве звукорежиссёра. Помог в трудоустройстве друг Владимир Дольский, в то время барабанщик популярной группы «Час Пик». Работая звукорежиссёром в «Голубых гитарах» и имея в распоряжении богатую, уже настоящую студию звукозаписи, Боднарь решил возродить «Примус». Но чтобы больше не пересекаться с Ангелюком, называет группу «Клавесин», а чуть позднее переименовывает в «Старый примус», так как в коллективе собираются все старые музыканты. Пишет серию новых песен, а также переписывает и старые песни.

В это время группа Игоря Гранова уходит из Москонцерта и переименовывается в кооперативный эксперементальный театр-студию «Музыка».
От театра начинают работать практически все, самые популярные в то время артисты, так как москонцертовских ставок больше нет, и можешь зарабатывать реальную свою стоимость. Гонорары просто резко возросли. Вот под крышей этого театра и начинает работать «Старый Примус». С помощью И. Гранова «Старый Примус» выпускает большую пластинку на «Мелодии», появляется на телевидении. Но стиль группы поменялся – в угоду конъюнктуре «ласковомайности» стал настоящим попсовым). Появились новые песни, очень быстро ставшие любимыми у широкой публики: «Две станции метро», «Не гони меня», ремикс на «Новогоднюю сказку» и т.д.

НЕ ГОНИ МЕНЯ: http:///www.youtube.com/watch?v=Ry9lkjSrcSk

ДВЕ СТАНЦИИ МЕТРО: http:///www.youtube.com/watch?v=BMJdwjmRr28

В это время Ангелюк собирает свои новый коллектив под названием «Примус» и пишет тоже новый альбом с песнями «Кооперативный туалет», «Колготки в розочку», и т.д. На песню «Моя пиццерия» снимает клип и попадает на ТВ. И всё же это не тот «Примус» начала 80-х.
Альбом менее целостный, гораздо менее оригинальный, менее мелодичный, местами кичовый, местами приблатнённый, в общем неудачный. Запомнились «актуальная» песня о кооперативном туалете, и собственно, запоздалое посвящение Лозе: «Лоза, Лоза, нажми на тормоза, свой старый лимузин останови».

В это время на горизонте опять появляется Юрий Лоза, но не в качестве участника той легендарной группы «Примус», а в качестве… даже не знаю как сказать. В то время уже коммунистическая политика потерпела крах, и занавес приоткрылся. «Примус» вошёл в историю уже не как запрещённая чёрная группа, а как легенда тех лет. Юрий Лоза уже завоевал большую популярность как Ю. Лоза. И вот он решил окончательно былую славу «Примуса» приклеить к себе. Заявил всей публике, что «Примус» это он один, да и вообще такой группы не существовало, просто под таким названием вышел его сольный альбом в 1983 году, что Боднарь со своим «Старым Примусом» просто самозванец, Ангелюк вообще к музыке не имеет никакого отношения. И самое интересное Лоза выпускает альбом под названием «Антология Лозы», где можно услышать практически все песни «Примуса» тех лет, причем, и песни Ангелюка, и Боднаря, и в оригинальном исполнении.

В то же время Ангелюк, похоже, первый и последний раз появляется на ЦТ, декларируя свой отход от «подпольной» музыки и начало занятия чисто коммерческим подходом к оной. Мол, время сейчас новое, обличать и строить из себя героев не пристало, надоело, наконец-то можно спокойно заняться попсой. Что и демонстрирует ошарашенным фанам исполнением изуродованной версии «Fight, fight, fight», звучащей в русском варианте, как «Май, май, май, счастливый месяц май». Вполне закономерным кажется, что после этого Ярослава Ангелюка никто не видел и не слышал. Говорят, занялся крупным бизнесом, и на этой почве у него возникли большие проблемы. Лоза остался Лозой, завоевал у публики большую популярность как автор-исполнитель.

Боднарь в конце 80-х, на волне всеобщего ласковомайства находит свой гешефт в сочинении и исполнении облегчённых попевок для сельских дискотек, мастерски до неузнаваемости изменив свой фирменный низкий голос на некое подобие звучания модного пубертанта-детдомовца, называя свою группу то «Клавесин», то «Старый примус» (видимо, Ангелюк название унёс с собой), затем отправляется на долгий творческий покой.

Что самое интересное, в памяти довольно большой по численности части населения остался именно этот странный «Старый примус», в связи с выпуском этого материала на виниле, что ещё более увеличило его народную доступность.

В 1996 году неожиданно для всех и поэтому многими незамеченным, вышел вдруг компакт-диск группы «Примус» под озадачивающим названием «Примус-1». Никаких пояснительных текстов к диску не прилагалось. Однако, вокал всех песен был, в отличие от предыдущих альбомов, только ангелюковский, были заново спеты некоторые известные хиты с прошлых альбомов, и добавлено много новых. Голос Ангелюка претерпел изменения не в лучшую сторону, он чуть ли не даёт петуха, и разумеется чувствуется острая нехватка Боднаря. На клавишах играет Юрий Царёв (лидер хаус-проекта «Метро», достойного отдельного разговора), он же является автором нескольких песен. Итак, надежды фанов на переиздание своих альбомов Ангелюк-Примус не оправдал, о себе ничего не сказал, и снова удалился в параллельный, одному ему ведомый мир.

Александр Боднарь в последние годы иногда выплывает тут и там, под названием «Старый примус», без какого-либо значительного успеха поигрывая сугубую попсу, упорно и необъяснимо не желая вспоминать, напоминать о более интересных временах своей музыкальной деятельности.


Из последних «весточек с полей».
Александр Боднарь после 10-летнего перерыва решил собрать коллектив.
Название «Примус» сегодня официально принадлежит АНО (автономная некоммерческая организация) «Музыкальная группа Примус». Были выбраны 12 лучших песен времён 80-х, связанных со всей историей бренда «Примус», и полностью переиграны и записаны, поменялся только стиль группы. Вместо электронного пластмассового звучания, всё сыграно вживую в стиле классического рока 80-х.
В 2009 году группа выпустила диск под названием «Рок-н-Ролл СССР» и ударилась в концертные гастроли…

Источник (хотя этих источников в Сети...): http://www.vipartist.ru/


* * *


Александр БОДНАРЬ и группа «СТАРЫЙ ПРИМУС» (экс- «Клавесин»)

1. Телефон
2. Малыш-геликоптер
3. Наши дни
4. Сельский зов
5. Сельский клуб
6. Звёздный водоём (А. Шаганов)
7. Бегемот
8. Девочка в баре (Ю. Лоза)
9. Давай меняться (С. Осиашвили)
10. Не гони меня (С. Осиашвили)
11. Две станции метро (С. Осиашвили)
12. Не уходи (С. Осиашвили)
13. Эх, как жаль! (С. Осиашвили)
14. Не забыть мне тебя (С. Осиашвили)
15. Ревность
16. Водолаз (С. Осиашвили)
17. Небо лица твоего (С. Осиашвили)
18. Прости-прощай (С. Осиашвили)
19. Новогодняя сказка (Б. Куняев)

Музыка: А. Боднарь, кроме (8) – Ю. Лоза

Записи 1988-90 гг.

ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: http:///yadi.sk/d/1Qska-t4jMXE8

Размер архива: 110, 9 МБ
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 57 сек.