Автор народ!

Борис Трофим
Бывает часто, что услышанные где-то стихи «зацепят», и хочется узнать что-то об авторе. Благо, что в Интернете почти всегда несложно добыть хоть скудные сведения. Тем более, если автор себя обозначил хотя бы на паре-тройке сайтов. Конечно, на хорошие стихи всегда и самозванных «авторов» набегает толпа, но за 2-3 часа в Инете можно отделить зёрна от плевел и найти настоящего автора-поэта. Так в моих поисках когда-то было с Ириной Самариной-Лабиринт (http://stihi.ru/avtor/labirint1 на Стихире), чьи пронизанные любовью и нежностью стихи в сети часто цитировались кем-нибудь присвоенными или просто без авторства.
И всё же иногда случаются «обломы», когда бродишь с сайта на сайт, а автор как в воду канул.
Вот очень часто цитируемое четверостишие:

А я уйду, обид не замечая,
Конфетку шоколадную жуя.
И пусть тебя полюбит лошадь злая,
А не такое солнышко, как я!

Автора не могу найти. В Интернете, возможно, самое раннее цитирование, без авторства – как надпись над фото девушки в разделе Красиво сказано: причём я не уверен, что эта запись сделана в 2007 году. Там есть записи и более поздние, так что, возможно, сайт создан в 2007, а запись сделана в 2008-2009 гг. Есть ещё (немного по-другому звучит) – это подпись к фото девушки 25 февраля 2010 года в 21.29 на http://skarlettlove.blog.ru/?year=2010&month=2:
Ты ушел, любви не признавая,
конфету шоколадную жуя,
так пусть тебя полюбит лошадь злая,
а не такое солнышко, как я!!!
Тут хоть точная временная привязка, но авторства также нет. Все остальные ссылки в сети открывают более поздние цитирования, чем 2010 год, и ни одного я не нашёл с упоминанием автора. Хотя можно упомянуть Веронику Шаронову на http://stihi.ru/2012/12/20/4179. Но, судя по её нескольким откровенно "слабым" стихам, она не может быть автором данного великолепного четверостишия, она просто напечатала строки на своей странице, "забыв" упомянуть про чьё-то авторство.
Так что считаю это стихотворение народным творчеством. Автор – народ!

*   *   *
Вот ещё часто цитируемые стихи. Сразу скажу – они не принадлежат Эдуарду Асадову, хоть об этом часто пишут не знающие творчества Асадова люди.

Как много тех, с кем можно лечь в постель.
Как мало тех, с кем хочется проснуться,
А утром, расставаясь, оглянуться
И помахать рукой, и улыбнуться,
И целый день, волнуясь, ждать вестей.

Как много тех, с кем можно просто жить,
Пить утром кофе, говорить и спорить.
С кем можно ездить отдыхать на море,
И, как положено – и в радости, и в горе            (песенный ритм)
Быть рядом. Но при этом не любить.

Как мало тех, с кем хочется мечтать!
Смотреть, как облака роятся в небе,
Писать слова любви на первом снеге,
И думать лишь об этом в сладкой неге,
И большего не знать и не желать.

Как мало тех, с кем можно помолчать,
Кто понимает с полуслова, с полувзгляда,           (песенный ритм)
Кому не жалко год за годом отдавать,               (песенный ритм)
И за кого ты сможешь, как награду,
Любую боль, любую казнь принять...

Вот так и вьётся эта канитель -
Легко встречаются, без боли расстаются...                (песенный ритм)
Все потому, что много тех, с кем можно лечь в постель.        (песенный ритм)
Все потому, что мало тех, с кем хочется проснуться.           (песенный ритм)

Самая ранняя публикация в сети именно этого стихотворения, найденная мной, – 26 января 2011 года в профиле Ольги Менчиковой http://o-menchikova.livejournal.com/11200.html под названием «Как много... Как мало...» Ольга пишет в комментах, что не знает автора. Все остальные публикации датируются от 2 февраля 2011 года и позже, причём с февраля уже в части публикаций указывается автором Фрида Барак, зав.отделением онкологии больницы «Барзилай» (Израиль).
На Ютюбе https://www.youtube.com/watch?v=FNSqTtSsqTc 3 декабря 2011 года Юзеф Лившиц исполняет эти стихи как песню на свою музыку в аранжировке Игоря Лашкова, и автором стихов указана Фрида Барак. Чаще всего до середины 2012 года эти стихи под названием «Ирония судьбы» или без названия приписывали Фриде Барак. Но 6 октября 2012 года блогер «Светлана Сети.ру» (руководитель Проекта СЕТИ.РУ) написала в своем блоге: «Фрида Барак не подтверждает своё авторство. Я ей в Фейсбук сделала запрос».

Также эти стихи не принадлежат Андрею Голубову. В его стихотворении «Желаю всем найти» присутствуют лишь две первые строчки из цитируемого: «Как много тех, с кем можно лечь в постель. Как мало тех, с кем хочется проснуться». И я не исключаю, что они также принадлежат Андрею. Такое у поэтов бывает. Стихотворение «Желаю всем найти» опубликовано им в различных вариантах:
- в  2008 году на сайте Дом Солнца. Публикация не сохранилась, но есть подтверждения-копии в публикациях пользователей, например Ксения Челябинск 45 лет выложила 29 марта 2009 года его стихо на своей страничке
http://www.24open.ru/blogs/user/Kasandro4ka/1134378/.
- в мае 2009 года оно опубликовано на сайте Журнал Самиздат, страница
http://samlib.ru/g/golubow_a_g/khg.shtml.
- тут же в "Самиздате" опубликовано ещё в 2012 году http://samlib.ru/g/golubow_a_g/1237897.shtml
- и ещё в 2013 году в других вариантах
http://samlib.ru/g/golubow_a_g/04.shtml.
- в мае 2010 года опубликовано на Стихи.ру
http://www.stihi.ru/2010/05/13/4586.
- в ноябре 2011 года на сайте Дом Солнца
http://www.sunhome.ru/poetry/186141 и др.

Из других авторов надо упомянуть Алёну Павлову на Стихи.ру со стихотворением «О любви...» 26 января 2008 года http://www.stihi.ru/2008/01/26/490, в котором она эпиграфом к своему сочинению и его же началом ставит именно эти строки «Как много тех, с кем можно лечь в постель. Как мало тех, с кем хочется проснуться». К сожалению, стихотворение было написано задолго до 2008 года, и автора цитируемых строк она не помнит.
Похожая тема и раньше звучала в стихах, в том числе советских поэтов. У Владимира Морозова в стихотворении «Покинутая»: «Они утешают опять и опять То ласковым словом, то строгим и резким, Как будто бы не с кем покинутой спать, А ей просыпаться, покинутой, не с кем». У Евгения Евтушенко в стихотворении «Ира»: «Вот сидишь ты, добротой светясь, вся полна застенчивым и детским. Как же это: что тебе сейчас есть с кем спать, а просыпаться не с кем?!»
Но это уже неважно. А важно то, что у такого красивого стихотворения нет явного автора. И кроме этого, я с полной уверенностью утверждаю, что цитируется текст песни, а не просто стихи.  То, что это песня, доказывает «плавающий» нестабильный ритм второго и четвертого куплетов (для стиха это было бы неприемлемо, а для песни нормально) и, самое главное, концовка – так с изменением ритма текста вполне могут заканчиваться песни, и никогда – стихи. Для песенного ритма концовка подходит нормально, я сам сочиняю песни, и поэтому уверен, что у этого текста где-то есть своя мелодия. И песню эту считаю народным творчеством. Автор – народ!

*   *   *
И вот ещё часто публикуемые стихи: «Это Путин виноват!»
Наиболее раннюю публикацию 29 декабря 2011 года я нашёл у Алёны Враговой на http://maxpark.com/community/stable-russia/content/915508 , иронично предложенную как Стихи для для коллективного чтения на следующем «болотном» митинге:
Кошка бросила котят.
Это Путин виноват.
Зайку бросила хозяйка.
Кто виновен, угадай-ка!
Вот кончается доска
У несчастного бычка.
Наша Таня громко плачет.
Рядом Путин, не иначе.
Свет погас, упал забор,
У авто заглох мотор,
Зуб здоровый удалили,
Иль залез в квартиру вор,
Не понравилось кино,
Наступили Вы в г…но.
У любого катаклизма
Объяснение одно:
Знает каждый демократ-
Это Путин виноват!

В заключение публикации Алёна говорит спасибо Ellena Liubarsky, из чего я заключаю, что Врагова не является автором стихов, а, возможно, как раз пользователь Фейсбука Ellena Liubarsky. Менее чем за год стишок стал настолько популярен, что побывал на сайтах у политиков (Н.Стариков) и сатириков (М.Задорнов), оброс новыми строфами и увеличился раз в пять в объёме, начинаясь теперь со слов
За окошком дождь и град.
Это Путин виноват!
Кошка бросила котят -
Это Путин виноват,.. и так далее, цитировать ещё целую страницу текста не буду, она есть в Интернете.
Так что, снова Автор – народ!?