О русской литературе вообще и роли сетевой литерат

Григорий Варшавский
   О РУССКОЙ И СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ  ВООБЩЕ И О РОЛИ СОВРЕМЕННОЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ СЕТЕВОЙ, ЛИТЕРАТУРЫ В ЧАСТНОСТИ

   Эта статья носит тезисный и дискуссионный характер и является попыткой

 автора объяснить феномен литературной жизни в России. Как известно,

благополучие государства зависит от взаимоотношения власти и общества. Кроме

 того, история показала, что чем развитей общество, тем развитей и власть,

которую это общество и формирует, власть, которая в свою очередь оказывает

 влияние на общество. Отсюда следует вывод о том, что развитие государства по

 пути прогресса- есть взаимно проникновенное развитие и общества и власти. И это

 аксиома, не требующая доказательств. Но не для такой банальной истины написана

 данная статья. В большинстве развитых государств мира, на различных этапах их

 становления и развития, в роли власти выступали светская и церковная власти.

Причём, церковная власть могла играть роль защитницы светской власти, а могла и

 выступать в роли защитницы общества, являясь, как одно из наиболее просвещённых

 сообществ, противовесом отрицательным решениям светской власти и защитницей

 интересов общества.

       В России так сложилось со времён Петра Первого, что церковная власть была

 верной прислужницей светской власти и не была защитницей интересов общества ни

 дворянского, которого было всего 2-3% от всего населения(18 век), ни

 дворянского, помещичьего, разночинного и т.д., которого в 19-ом веке стало

 несколько больше в удельном весе государства. Тем более, церковная власть не

 являлась защитницей интересов более чем 90% крестьянского населения страны,

преимущественно находящегося под гнётом крепостного права. Свято место ,однако,

пусто не бывает, и в отсутствии церкви, как выразительницы интересов основной

 массы населения, эту роль именно в России, в отличии от других стран, стала

 выполнять литература.

      В 19-ом веке, когда на фоне иных европейских стран, таких как Англия,

Франция, Германия и ряда других государств, крепостное право в России стало

 пережитком прошлого и выполняло функции тормоза в развитии России, именно

 литература

 взяла на себя роль локомотива в истории развития нашей страны. Другого варианта

 действий, из-за соглашательской роли православной христианской церкви, у

 литературы и не было. Именно этим и объясняется тот замечательный всплеск

 русской литературы, оказавшей влияние на общечеловеческие ценности и культуру

 во всём мире. Именно всплеск русской литературы(и прозы и поэзии) дал толчок

 развитию музыки и живописи, известной теперь всему миру, развитию философской

 мысли в России, которой прежде практически не было.

      В дальнейшем, русская литература до Октябрьской революции 1917-ого года

 худо-бедно ,но выполняла ту роль, которую в других развитых или развивающихся

 странах выполняли церковные власти и наиболее активная часть сформировавшегося 

общества. Русская литература таким образом, сыграла в нашей стране громадную

 роль в формировании некоторой части общества и власти. Однако, в силу

 практической неграмотности основного крестьянского населения России,

действительное влияние на общество со стороны литературы было недостаточно, чем

 и объясняются та цепь катастроф, в которые была вовлечена наша страна.

      Можно сказать, что именно русская литература, наряду с целым рядом иных

 событий(например, мировая война), и подготовила почву для февральской и

 последующей октябрьской революций, почву для гражданской войны. После

 установления советской власти в России и появления совершенно нового

 государства, такого как СССР, в котором церковь была практически объявлена вне

 закона, роль литературы русской, но в первую очередь новой советской, резко

 возросла. Именно этим и желанием  новой власти чем-то заменить религию, и

 объясняется такой всплеск советской, в первую очередь русской советской

 литературы. Задачей такой литературы было создание нового советского человека,

верящего теперь не в Бога, но в марксизм - ленинизм и в вождей этого нового

 религиозного утопического(на деле) учения. Новая советская литература явилась

 снова локомотивом истории и культуры в нашем государстве.

          Необходимо, однако, отметить, что не всегда литература выполняла положите
 льную роль в развитии нашего государства, да по иному и не могло быть,

поскольку позиции церкви и в отношении защиты прав того же дворянства или

 лояльных власти светской иных общностей россиян, эти позиции православной

 церкви были достаточно размыты и ослаблены самой светской властью. Этим

 объясняется и наличие литературы, положительно воспринимающей действия властей,

как в дореволюционной России, так в особенности и в России советского периода.

Я же сейчас говорю о лучших представителях русской и советской литературы, и в

 первую очередь о представителях той русской литературы((в том числе даже в

 советский период), чьё творчество является образцом реализма или критического

 реализма и неотделимо от прогрессивной мировой литературы. Что же касается

 советского периода развития литературы, то с горечью вынужден констатировать,

что метод социалистического реализма, неизвестный никому в мире, кроме нас,

сыграл свою отрицательную роль в формировании нового советского человека. Хотя

 никто и не отрицает  частичного положительного влияния  этой литературы на меня

 и на моих сограждан.

      Сегодня мы живём в ином по сравнению с советским периодом времени. Сегодня

 мы пытаемся жить так, как жили и живут практически все ведущие страны мира, к

 которым мы себя причисляем. У нас происходят те же самые политико-экономические

 процессы, что и в иных государствах, только усугублённые нашим предыдущим

 социалистическим развитием, а вернее так называемым "социалистическим "

развитием. То же самое у нас происходит и с

 литературой. Её роль в развитии общества падает, поскольку возрождается( худо-

бедно) ранее угнетаемая светской властью религия. Поскольку всё большую роль

 играют средства массовой информации, и в первую очередь телевидение. И

 поскольку в массе своей россияне сегодня разочарованы во власти и в литературе,

которая сегодня не может по различным причинам найти своего нового места в этом

 мире. К сожалению, жизнь показала, что литература не может сама по себе

 воспитать и переделать общество и власть. Только сочетание литературы, как

 всего лишь части культуры, только союз с прогрессивной частью религиозных

 властей, пытающихся быть независимыми от светской власти, только союз

 литературы с лучшими прогрессивными представителями нашего общества и власти,

только всё это в месте взятое и может позволить, на мой взгляд, нашей стране

 стать действительно великим государством в будущем. Государством, в котором

 большинству россиян будет жить хорошо и морально и физически. Но до этого ещё

 очень далеко, особенно если учесть сегодняшние верноподданные заявления

 религиозных наших лидеров в адрес наших светских лидеров. И потому я считаю,

что в нашей стране через некоторое время снова произойдёт всплеск литературы. И

 в пользу этого , как раз, и говорит то развитие литературных сайтов в

 Интернете, то количество авторов и прозаиков и поэтов и критиков, которые

 появляются каждый день. Что же касается качества этой литературы, то время

 покажет. Но я думаю, что новые великие писатели и поэты России уже и сегодня

 родились и возможно вы их встречаете на детских площадках нашей страны, а

 возможно и на экранах мониторов!
   

      P.S. Статья написана в 2011 году и подкорректирована в 2015-ом году. Но

 вот, чтобы я хотел к ней добавить в начале 2016-ого года. Кризис в финансово-

экономической системе мира и нашей страны в частности, ещё раз напомнил нам

 всем о кризисе духовном. Я могу говорить, конечно,  в этом плане только 


о нашей стране. Но куда не кинь( наука, образование, медицинское обслуживание и

 так далее)-всюду клин. И лучшие сыны Отечества молчат: либо умерли, либо уехали

 за границу, либо куплены с потрохами, либо поняли свою не нужность и

 бесполезность. И это самое печальное в выводах о начале Нового года!