Мемуаронейроны. 2013

Сергей Николаев Сп России
Иллюстрация автора

08.09.2012

Дискомфортный прыжок и комфортный побег
; У всех пассажиров вызвал чувство глубокого дискомфорта прыжок поэта-новатора (новаторство, очевидно, заключалось в самом прыжке) в устье Невы с «корабля современности», на котором я плыл 20.09.2012 по случаю 15-летней годовщины Центра Современной Литературы и Книги во время Осеннего литературного марафона. Успешный доплыв до берега пиит последовательно завершил побегом в неизвестном направлении, вызвавшим у пассажиров чувство восстановленного комфорта. №1.

Схватки космонавтов
; В детстве у меня были два плюшевых зайца: Николаев и Попович. И хотя второй был с тупенькой мордочкой, а первый с островатой, но первый всегда валтузил второго шибче, чем второй тузил первого**. №2.
** Надеюсь не быть понятым в антибогатырском или паче чаяния в антиклерикальном смысле.

Котлеты и тотемы
; В Консерватории я съел в столовой рыбные котлеты (; 3 штуки). После этого я пошёл в «Лавку писателя». Сумма, которую я отдал за котлеты была ; сумме денег, которые я получил тут же за сданные 5 экземпляров своей книжки  «Хоккототемы». Странное совпадение, не правда ли? №3.

Коробочная ЭВМ
; Мой одноклассник заболел. Я пришёл его навестить. Мы ещё не начинали умножение трёхсложных чисел, но он уже начал. Он сидел в огромной коробке, в которой смастерил что-то наподобие окошечка в кассе, и туда я просовывал бланк с заказом, например, 849х534. Он был ЭВМ, он трещал, тарахтел, затем издавал звук звонка, говорил голосом машины: - Ответ готов! И протягивал мне ответ. Он потом много что изобрёл, но такое ощущение, что он сделал всё это уже тогда, сидя в этой коробке. №4.

Памятники: нерукотворный и рукотворный
; И.Эренбург описывает, как выступления футуристов заканчивались выходом на сцену носящего окрашенный золотой краской чуб «футуриста силы», который разбивал о свою голову деревянную доску**. Им был установлен в сквере самому себе гипсовый памятник, который впоследствие разбили вдребезги хулиганы. Что же касается меня, то у меня очень давно тоже была мысль установить себе памятник, но не из гипса, а из карамели, и, разломав его вдребезги, раздать  обломки малоимущим слоям населения, зафиксировав этот процесс на кинокамеру. Но после написания мною рассказа «Карамельные статуи» надобность реализации этой идеи отпала. №5.

Проверки на прохожих и уч-ся
; Свои стихотворения я проверял тогда на учащихся энерготехникума, где преподствовал тогда. А также на случайных прохожих. И результаты были несомненны! №6.

Слон напрокат
; На перемене (в начальной школе) мы как-то распевали песню: «Давайте-ка, ребята, ограбим дом проката…», и она всё время вертелась в моей голове. А когда меня вызвали рассказывать наизусть басню, я продекламировал: «По улицам слона возили**, как видно напрокат…» №7.
** Тут кто-то добавил с места: «На пятитонке».

«Три скальпа»
; А.Пикач рассказал мне о том, что А.Урбан ему сказал, что может «снять скальп»** с одного автора  два раза, и потом бывало, он, Пикач, также «снимал скальп» дважды. Однако с меня он снял его трижды. №8.
** В его лексиконе это означало «написать статью».

«Бегущая строка»
; В кабинете биологии, где я вёл уроки французского языка, бывало я одновременно рассматривал иллюстрации из учебников биологии, как бы бегущую строку. №9.

«Вдохновился в пути»
; Когда мне впервые привезли пианино, я клал на пюпитр карикатуру и играл её с листа. Эту пьесу я называл «Вдохновился в пути». Карикатура изображала грузовик, на котором находился вдохновенно играющий на пианино во время его перевозки человек. Карикатура называлась «Вдохновился в пути». №10.

Студенческое
; Экзаменующаяся не знала ровным счётом ничего, но на базе вопросов создавала такую ажурную конструкцию мыльного пузыря, что это не могло не восхищать. №11.

Многозначительность
; Мне представили поэта и спросили, знаю я его или нет? Поскольку я его знал, то сказал, что да. А он (хотя, думается, что знал) сказал, что меня не знает. Мне пришлось добавить: «Хм, меня много кто не знает…», и вышло это до такой степени таинственно и многозначительно, что я даже сам удивился и впал в задумчивость. №12.

Разноцветный «Сурок»
; Нас принимали в октябрята. Я в качестве командира «звёздочки» держал фанерную звезду, она была ярко-алого цвета. Потом я играл Л.Бетховена «Сурок». Сначала было даже не понятно, почему клавиши медленно становились разной степени алости. А фанеру только что покрасили. Здесь мне впервые пришла в голову мысль о том, что было бы хорошо, чтобы клавиши ф-но были раскрашены в разные цвета. №13.

«Датый»
; Мне рассказали, что поэт (с ним мы, впрочем, были знакомцами) всё время ставил дату написания стихотворения, а когда узнавал, что кто-то не делает так, то сердился и называл его «бездатый». Вот его и стали называть «датый». №14.

Неологизм азарта
; В Топографическом техникуме мы пристрастились к игре в коробок и называли того, кто в этой игре плутует, не шулер, а «коробуллер». №15.

Незабываемое количество мест
; Я смотрю программу** отчётного концерта коллективов художественной самодеятельности Клуба 1-ой ленинградской им.Урицкого табачной фабрики. Под №1 я с «Итальянской полькой» Рахманинова и «Дедом Морозом» Шумана, под №10 моя одноклассница с «Неаполитанской песенкой» Чайковского. Зал был на 300 мест. №16.
** Тип. ДК им.Кирова. 25.V.68г.

Фараоны и геодезия
; В техникуме мы с жутковато-таинственным видом произносили «загадка Потенота». Один из одногруппников думал, что речь идёт о каком-то фараоне и был крайне удивлён, когда мы начали изучение задачи Потенота. №17.

Схватка с применением зоооружия 
; В КМЛ** его секретарь Э.Шмитке (это уже после секретарства В.Ковалевского, но до А.Мирзаева) как-то рассказал мне историю о том, как два его приятеля однажды напились, а потом подрались собаками, которых держали за задние лапы. №18.
** КМЛ – Клуб Молодого Литератора при СП СССР.

Топор и масло
; Работая топографом приходилось рубить просеки для нивелирных и теодолитных ходов. Особенное удовольствие доставляла рубка осин. Топор входил в них как в масло. №19.

На 13 линии (Фрагмент побоища)
; Моему старшему соседу сверху отец сделал на заводе игрушечные тевтонские латы. А с первого этажа уч-ся ремесленного училища Толик Халупа одной лишь лопатой бился с ним. И не проигрывал в бою… №20.

На 13 линии - 2
; С нами в коммунальной квартире жили цыгане – мать и сын. Она работала на табачной ф-ке им. Урицкого. Володя потом стал водителем  такси. Вёз молодожёнов. На переезде в Лигово застрял на переезде между столбом и светофором. Шёл тепловоз… №21.
 
По-моему, правильный ответ
; Я работал машинистом на насосной станции. Там были люди серьёзные, употреблявшие чифир. Предлагали. Отвечал: «Не могу, гастрит». (А у меня он, кстати, был). №22.
 
Огонь во льду
; После окончания концерта в Филармонии мы с мамой возле спуска к Неве у львов Адмиралтейства увидели, как плыл лёд необычной формы по Неве, и его ловили и строили из него замки, а под ними поджигали газеты. и они горели таким огнём, какого я никогда не видел ни раньше, ни потом. №23.

Структурирующий голос
; Когда я впервые пришёл к Горбовскому, дверь мне открыл человек с мохнатыми бровями, напоминающий филина (это и был сам Горбовский). Но большее впечатление на меня произвёл его голос, я почувствовал, что он оказывает на меня некое целебное воздействие, потому что выпрямляет доселе не ощущаемые внутренние структуры. №24.

Как стать Есениным
; В разгаре «чаепития» с Горбовским я почему-то заявил, что, хоть по манере стиха я и не Есенин, но в душе я это Есенин. Мгновенно сконцентрировав взгляд на острие вилки, Глеб отреагировал: «Эээ, Есениным быть, это ещё надо заслужить…» №25.

Факиры среди нас
; Один из моих одноклассников продевал нитку туда-сюда сквозь ноздри, но на этом его талант не ограничивался; он ешё мог глотать металлический шарик от кровати на верёвке, вынимая его потом обратно, тем самым являя собой как продолжателя дела Каштанки, так и дела её хозяина. №26.

Бешеный водитель
; Мы возвращались с ней из свободной квартиры её подруги рано утром. Садились на кольце. В трамвае, как правило, никого не было. Когда водитель доставал зеркальце с ручкой, долго смотря на своё отражение, жеманно поводя головой в разные стороны и причёсываясь, трамвай ехал почти неподвижно, чуть ли не совсем до следующей остановки. Потом водитель откладывал зеркальце, нажимал ручку управления, и трамвай мчался с такой дикой скоростью, что волосы пытались встать дыбом под моей меховой шапкой. Он бешено подъезжал к остановке, а потом всё повторялось сначала. №27.

Колхозный абсент
; После поступления в Холодильный институт, в стройотряде под Бокситогорском в пос. Колбики мы поласкали горло от простуды календулой на спирту и догадались употреблять её вовнутрь. Однако дьявольская изжога многократно превзошла тонизирующий эффект. №28.

Топографические скумбрии и эпидемии
; В Топографическом техникуме на перемене мы порой неожиданно пускались в пляс, распевая: «Из-под дуба, из под вяза, Из-под белого коренья Вышла скумбрия, вышла скумбрия…» (вариант: «Из-под дуба, из под вяза, Из-под белого коренья… Эпидемия эпелепсии… (потом кто-то допевал «цирроз печени…») №29.   

Овощебазный Эрве
; Когда в университете я сдавал зарубежную литературу, то сказал «Эрве Ба’зен». Экзаменатор поправил: - Эрве Базе’н. – Эрве Овощеба’зен, - обвариантил потом сокурсник. №30.

Пробковый Пьер
; Когда я преподавал русский и литературу в Речном уч-ще, один из учащихся написал в сочинениии: «Пьер заткнулся в себе…» №31.

Сколько «д»?
; На уроке литературы в Энергетическом техн-ме меня спросили, сколько «д» в слове Будда. На что ответил, что если тот маленький, то одно, большой – три, а средний – соответственно**. №32.
** И, к слову сказать, это не противоречит учению об истинности «срединного» пути.

Крещенье
; Знакомясь с классом, я по журналу называл имя и фамилию ученика, а класс шептал его кликуху. После того, как я продолжил по списку, из-за второй парты встал паренёк и перекрестил меня сломанной ввдоль линейкой с перпендикулярным карандашом посередине. Из-за его спины услышал шёпот: «Хомов Фома, кличка «монах». №33.

Француз и дети
; Учебный год закончился. Осматривая шкаф своего кабинета фр. языка, я нашёл там  фотографию салютующих пионеров из раздаточного материала, стоящих возле памятника вождю мирового пролетариата, а тот, в свою очередь, стоял на фоне карты СССР с бонапартским видом. К Ленину были пририсованы бакенбарды и борода, к пионерам тоже. В том, что адресован этот опус был мне, носящему в то время бороду, сомневаться не приходилось – фотография была коряво подписана: «Француз и дети». №34.

Взмах сабли
; У моего сослуживца по Военно-медицинскому музею было хобби – изготовление холодного оружия. Я сидел на кресле, а он вручил пришедшему к нему сыну недавно выкованный клинок. – Папа, а можно я ему голову отрублю? – Руби, сынок! Тот взмахнул справа позади меня саблей, и это, мягко говоря, неприятное ощущение в области шее не проходит у меня до сих пор. Такое ощущение, что… Впрочем, не хочется продолжать. №35.

Книгодобивание
; Он: - Ну, как, добил ты эту книгу?
Я: - Книгу добить нетрудно, трудней понять, что в ней написано. №36.

Лермонтовость
; Мне: – А вам не кажется, что вы похожи на Печорина?
Я: – Хорошо, хоть не на Грушницкого. №37.

Гуталиновый пиджак
; У меня был кожаный пиджак, благоприобретённый уже в состоянии не первой свежести, но модный, потому что тогда такие были в моде. Я его периодически натирал гуталином для молодости (его, разумеется, своей и так было, хоть отбавляй). Как-то товарищ пригласил меня на свадьбу в Киев. Я попытался купить билет в Пулково, где в том, что почему-то называлось очередью, меня чуть было не помяли навсегда. И, хотя билет купить не удалось, но мой боевой пиджачок заблестел во все стороны на 100%! Что же касается моих коллег по очереди, то они оказались ненавязчиво огуталиненными… №38.
 
Гуталиновый пиджак 2
; Бывает так, что, когда плывёшь на теплоходе, то в бар может войти девушка с огромным розовым шаром как бы на демонстрацию самой себя. И такое случилось, когда я плыл на Валаам. Потом, надев кожаный пиджак, я с ней ходил в кино, а когда выходил из него, с ужасом вспомнил предыдущую историю***… №39
** См. Мем.15. «Гуталиновый пиджак».

Гуталиновый пиджак 3
; Лишь значительно позднее мой ум посетила догадка покрасить его банальной краской. На чём и закончилась эпопея гуталиновой экзотики. №40.

Рассказ из «будки»**
; «На книжном чёрном рынке ко мне подошёл некий человек и с таинственным видом спросил: «Богом интересуетесь?» №41.
** «Будка» (сленг) – Экскурсионное бюро в Русском Музее, прозванное так за немыслимо мизерную площадь.

Развёрнутая метафора
; Когда я работал оператором газовой котельной на ф-ке «Северная мануфактура», то ночами слушал хоры сверчков, напоминавшие как бы «многоярусную телефонную бездну», образовавшуюся вследствие аварии кабеля, когда можно было выходить «на связь» и общаться в открытом пространстве (я был тогда дежурным по теплоцентру в Военно-медицинском музее). А эти «хоры» и «телефонобездна», в свою очередь, были похожи на ночные отдалённые крики (как бы роя) пришедших к тем, кто содержится в «Крестах». №42.
 
Сделано в изоляторе
; Когда я был топографом, мы оставляли инструменты в детском лагере в изоляторе, где находились трое детишек, больных корью**. Себя они прозвали тремя поросятами, а меня серым волком. Однажды они мне вручили изделие из ватмана, сказали что это уточка, и чтобы я их не кушал, а вместо них употребил в пищу это их изделие художественного промысла. №43.
** И мне, не болевшему в детстве корью, начали уже чудиться её симптомы.

Турпоездка
; На электрошкафчиках в Болгарии было написано. «Не пипай, опасно за живота!» (Не трогай, опасно ждя жизни!) Когда ехали обратно, в окно поезда увидели возле столба с проводами чувака, справляющего естественную нужду. Мы ему закричали: «Не писай, опасно за живота!» №44.

Спонтанное ямщицкое
; Меня спросили в Капелле, где я люблю сидеть: в партере или на хо’рах. Ответил, что на ко’злах. №45.
«Ладога»+
Тапир +
; Во Всеволожск возвратился Н.Глотов** из Африки. Он был в Тунисе, где преподавал русский язык. Написал грустный рассказ «Измерить друга». Человек подружился с тапиром, а потом его сосед с гордостью показывает отмеченный мелом отпечаток от него, из которого он сделал чучело. №46.
_____________________________________
** ЛГУ, «Русский для иностранцев». Кандидат филологии.

Подтверждённая тяжесть
; С.Пронина я видел 2 раза. Во второй раз – «Ладога» пошла в Д/П в Мельничном ручье. А в первый раз – он появился после долгого отсутствия и, казалось, что после какого-то тяжёлого состояния. Эту тяжёлость я потом заметил в его стихах. №47.

Редактор и валенки
; Работая топографом во Всеволожске я впервые зашёл в редакцию «Невской зари» с планшетом для мензульной съёмки и планшеткой на плече, с валенками под мышкой. Сказал, что поэт. – А стихи где? В валенках? - поинтересовался Н.Д.Солохин. №48.

К чему может привести отсутствие архивов?
; У меня был архив «Ладоги», а теперь его нет. Я пытаюсь вспомнить как Г.Куразова в редакции «Невской зари» читала стихотворение о том, как птица приобретёт волю, «Но петь перестанет… Да я и не птица. Но с самого детства всё небо мне снится, И этой тоски мне никак не унять!» А всего опуса уже не узнаю никогда. Вот к чему приводит отсутствие архивов! №49.

К чему может привести отсутствие архивов? 2
; Наше ЛИТО выступает в Доме писателя на ул Войнова на Областной конференции. Е.Лашина** читает: «Под музыку Чайковского, под звуки фортепьяно, Как по страницам старого и странного романа… Твержу в себе заученно, заученно, заученно, Твержу в себе заученно… и… берегу Всё… и лучшее, Что я сказать смогла б ещё, да больше не смогу… Я призываю музыку во времена недобрые. Не все певцы российские взошли на место лобное…» Полностью не восстановить. Вот к чему приводит отсутствие архивов! №50.
________________________-
** Закончила журфак ЛГУ

Конскощавельноходство
; Я с Леной**, которая была впоследствии моей женой, приезжали к Иванену в Хиттолово, и он сорвал конский щавель, и сказал, что он растёт в тех местах, где может быть подземная вода. Уже позже он рассказал, что так и оказалось, и на том месте вырыли колодец, и где-то у него это описано. №51.
_____________________________________________
** Состоит в «Союзе художников СПб.», закончила Уч-ще им. Мухиной.       

Проверка она всем проверка
; С.Смирнов и я читали Иванену свои стихи. Он сказал, покрутив пальцем у виска: «Вы что, меня проверяете, что ли?» №52.

Фет, старый Фет, новый Фет и Феликс
; Когда впервые Э.Кутузов** прочитал на ЛИТО «Ладога» своё стихотворение (о природе, о коне…), А.Иванен сказал «Новый Фет у нас появился!». Непонятно почему, но несколько раз после этого Иванен назвал Эдуарда Феликсом (может быть тут созвучность с Фетом?) Потом Кутузов закончил фил. фак. Пединститута, где изучал герценовского «старого Фета». №53.
** Э.Кутузов – один из директоров «Лит. агентства «Окрестности Санкт-Петербурга», состоял в СП Лен. обл. и СПб.

Самовозгорающаяся поэзия
; С.Смирнов** много читал разнообразной научной литературы, наверное поэтому его ранние творения в рифмах ещё до Литинститута были весьма странные, но не менее многообещающие. Однажды он их сжигал у себя дома в тазу на кухне, и, казалось бы, уже сжёг, залил пепел водой, вышел покурить, но… пошёл страшный дым вследствие их спонтанного самовозгорания! №54.
____________________
** Союза журналистов России.

Пушкинисты как братья по разуму по-разному
; Н.Д.Солохин** защитил свой фил-й диплом в ЛГУ по А.Пушкину. Он и А.Иванен***  пушкинисты. Я**** (мой фил-й диплом ЛГУ: «Некоторые аспекты полемики акмеистов с символистами в 1910-ых годах») им конфронтировал в смысле противостояния Серебряного Века Золотому. Впрочем, символисты и акмеисты тоже были пушкинисты, хотя и продолжали разные линии поэта. №55.
______________________________________________
** Союз журналистов СССР и России. Сопредседатель СП Лен. обл. и СПб.
*** СПР, филологический диплом ЛГУ по С.Куняеву.
**** «Союз санкт-петербургских писателей, являющихся членами СПР»
и «Ассоциация писателей СПб. «Литературное собрание «Соратники».

Руководители как братья по разуму по-разному
; Хотя у нас руководителем был Солохин, но он уже начинал предоставлять руководство Иванену, а сам как бы его курировал во время заседаний. Иванен называл его «президентом», а тот его «маэстро». №56.

От кино и от тюрьмы не зарекайся
; Мы как-то собрались у писательницы Глебовой** (она руководила ЛИТО в г.Колпино). Иванен открыл мне дверь и сказал: «Камера готова», на что я ответил: «А кандалы ещё нет». №57.
_________
** СП СССР

Руководительство
; «Ладога» выступала в Доме писателя на ул. Войнова. Вроде бы руководителем был Солохин, но как бы Иванен.  В.Приходько**,  который был руководителем вечера, сказал: «Слишком много руководителей», на что Иванен ответил: «Я руководитель ЛИТО «Ветер с Ладоги!» №58.
________________________________________
** Зам. рук. КМЛ. Закончил филфак  ЛГУ, «Русский как иностранный».

Руководитель-кондуктор
; Как всякий уважающий себя секретарь ЛИТО я хотел стать его руководителем. И уже на излёте нашего ЛИТО им стал. Получил о том фирменное свидетельство. Где-то достал трамвайные билеты (sic!) на выступление «Ладоги» и продавал их по разумной цене во всеволожском ПТУ, перед учащимися которого и выступили один раз. Получилось шумно, вроде бы как в трамвае в час пик. №59.

4 в фиолетовых пальто
; После «Ладоги» в «Невской заре» было «Литературное агентство «Окрестности Санкт-Петербурга». С.Смирнов после его изобретения назначил себя генеральным его директором, а нас четверых – просто директорами по разным направлениям. Как-то мы зашли во всеволожский универмаг, там продавались дико кричащие ядовито-фиолетовые длинные пальто. Я предложил их купить и ходить в них вчетвером по Всеволожску, чтоб все знали, почём фунт лиха, а почём изюма, когда по Всеволожску идут 4 директора «Литагентства»! №60.

Гипотетические цветы
; Иванен опубликовал моё стихотворение «Русалки, русские весталки…» в пушкинской газете «Вперёд», однако, гонорар мне всё не выплачивали и не выплачивали… Анатолий с уверенной усмешкой сказал, что «деньги пошли на цветы Пушкину». №61.

Рубцов с двух сторон двери
; В Пушкине я позвонил в дверь Иванена. Он из-за двери спросил: «В каком году стрелялся Лермонтов?», на что я ответил: «Я на вопрос не реагирую». А в Хиттолово у него в трёх комнатах была в каждой книга Рубцова разного издания. №62.

Случайности и закономерности людей Невы
; Только что я написал статью об Иванене «Дуща человека Невы как биоисторический ландшафт». У Иванена: «…синева В моих глазах, прищуренных от света, Не что иное, как сама Нева». Вчера я был у офтальмолога, фамилия которого Невин. А в моей статье об Иванене «Неводы деревень» неводы звучат как некие невоводные существа. №63.

Стиховоздух и P.S.
; В «Невской заре» (тогда «Трудовой славе») печатал первые стихи Н.Рубцов**, и его творчеством был полон стиховоздух. О нём и других авторах газеты, а также участников ЛИТО «Ладога» можно прочитать в Энциклопедическом словаре «Литературный СПб. ХХ век». 2011 г.: о Н.Солохине, С.Николаеве, В.Кречетове***, А.Иванене… №64.
________________________________________________
** СПСССР, Литинститут..
*** СПР, Филол. ф-т ЛГУ. Рук. Клуба «Дерзание во Дворце творчества юных.

Осенние наблюдения
; В ту осень я ездил в Кижи и на теплоходе познакомился с двумя подругами, с которыми мы гуляли по Лодейному Полю, когда была остановка. Здесь мы имели возможность наблюдать скульптуру взрослого человека неизвестной профессии и социальной принадлежности в длинных трусах и рубашке с короткими рукавами, покрытого старой отслаивающейся бежевой краской. В его руку, которую он протягивал вправо-вверх-вперёд я вложил валяющийся неподалёку чайник. Это действо имела возможность наблюдать мимо проходящая дама, раскрывающая зонт… И вот, уже нынешней осенью печатая эти строки, я подумал: «Хорошо, что чайник не надо раскрывать по принципу зонта, а то это было бы сделать вряд ли возможно, уж больно он был помятый и ржавый…» №65.

Понёнок и Шпанёнок
; Возле кинотеатра «Нарвский» мы с моей бывшей женой лицезрели пони с понёнком (мы его сразу так назвали). Ему было две недели, но чувствовалось, что из него вырастит настоящй шпанёнок. №66. 

Парень из Лед Зеппелин
; Однажды у меня попросили для хохмы мою длинноволосую фотокарточку – показать любителям рока, дескать, это парень из Лед Зеппелин. Сомнений не возникло. №67. 

Радушие сильнее примет
; В автобусе я уронил монету, и она закатилась куда-то навсегда. Я сказал кондукторше, что это примета для того, чтобы я ещё раз сел в этот автобус, а она ответила: «А вы к нам так просто приходите, мы всегда вам рады!» №68.

Можно ли войти в один и тот же троллейбус дважды?
; Я вышел из троллейбуса, и через некоторое время опять вошёл (именно в него, двигающегося в обратную сторону на обратной стороне улице). Я спросил кондуктора, а надо ли оплачивать повторно проезд. Тот сказал, что обязательно. Я оплатил, а потом спросил: «А что, если я только что выходил покурить?» На что кондуктор впал в некую задумчивость, и приблизительно через одну остановку ответил: «Если бы вы вышли покурить, то обратно вы бы уже совсем не возвратились…» №69.

Колбасный Лаокоон
; Я приехал к своему однокласснику в пионерский лагерь. Рядом был колбасный завод, кругом попадались оболочки от колбасы. Одну из них мы накачали водой и втроём донесли как змею до какой-то скульптурной композиции и обвили ею её. Получилось антично. №70.
 
Цифрожуки
; Я был в «Приютино». На одной из акварелей на головах гостей мызы находились как бы жуки. При ближайщем рассмотрении оказалось, что это оцифровка. №71.

Прежний ботинок
; Мне рассказал владелец советских туристических ботинок, что однажды у него съехала по льду нога на проезжую часть, и по ней проехала автомашина. Пальцы посинели, нога болела, но ботинок выдержал. №72. 

«Во лошадям от Бенсона…»
; У меня оказалась магнитофонная кассета с надписью на коробке: «Во лошадям от Бенсона…» До сих пор ломаю голову, что бы это значило. №73.

Шефнеровский телефонный фарфор
; В разговоре с В.Шефнером по телефону, он привёл пример фарфоровой чашки, которая, найденная и после тысяч лет в земле, всё равно останется самой собой  - фарфоровой чашкой. И это с одной стороны так, как оно и есть. Но, помноженное на голос поэта, в этом какая-то мистика. №74.

Метрокомандос (Наблюдение для рассказа)
; В метро напротив меня сели двое. Ушастый и Череп. Один с инфернальными ушами. Второй с большой поверхностью жёлтой кости черепа и только что зажившей красной кожей головы, оттяпаной, возможно, топором. Не исключено, что они были присланы для наблюдения за мной оттуда. №75.

Гречко
; Мы вышли из Холодильного института и пошли пить пиво. Но почему-то в ларьках вокруг института вместо пива продавали только квас. А потом мы узнали, что в этот день умер министр обороны Гречко. Кому бы не рассказывал об этой истории, реакция странноватая и крайне недоверчивая. №76.

«Керосила»
; Я ехал в метро в резиновых ботфортах, зелёном макинтоше, с топографической амуницией и с керосиновым фонарём, купленным во Всеволожске. Проспав свою станцию, я проснулся, когда объявили «Электросила», и задумался о том, почему нет станции «Керосила» («Керосиновая сила»). №77.

Щелчок
; Я вышел на станции «Песочная» и пошёл в сторону посёлка, как вдруг услышал звук чего-то упавшего и сразу странный щелчок, как будто в детстве лопнул маленький воздушный шарик, образованный из уже лопнувшего большого. Изо рта лежащего на рельсах шёл слабый пар. Его сбила электричка, перебросив с одного края полотна на другой. А потом мне рассказали, что такой щелчок происходит потому, что мозг под страшным давлением выщёлкивается наружу. №78.

О фонарях с точки зрения их присутствия или отсутствия
; У моей жены была мастерская напротив клуба Чигорина от Союза Художников. Однажды мы пришли туда, открыли дверь, кирпичи были по пояс нам, а за ними шёл крупными хлопьями снег. Слева остался архитектурный фонарь с её дизайнерскими батиками на стенах, а архитектурный фонарь перед нами и коридор между фонарями снесли. №79.

Аэронавтика снов
; Было дело, я в своих полётах во сне достиг такого уровня, что однажды стал в них преподавать «Технику полёта во сне». №80.

Турпоездка (2)
; В Пловдиве мы размышляли о том, что к нам в полночь придёт каменный гость Алёша. №81.

Спиритический сеанс
; Как-то я был участником спиритического сеанса. Больше всего поразило то, как давалось разрешение на контакт с теми, кто давал ответы на вопросы. Свёрнутая полоска бумаги делилась пополам чайной ложкой, перекручивалась вокруг её черенка и потом у некоторых при движении вбок снималась с черенка, чего, согласно законам физики, быть не может. №82.

Модернизация традиции
; Преподавая рус. яз. иностранцам в Консерватории мне приходилось, иной раз, мелом писать и чертить на столе (при наличии доски). А однажды войдя в кабинет, я обнаружил, что мела нет, но в лотке доски таблетка неизвестного лекарства, и я начал писать ею по доске. Получилось не ахти как ярко, но эффектно. №83.

Записки на ладонях
; Когда я работал топографом, у меня был как-то своебразный рабочий, который писал самому себе записки шариковой ручкой на ладонях, например: «Когда приду домой, то не забыть сказать племянникам, чтобы не включали газ». №84.

Наблюдения в парке «Александрино» и в парке Победы
; Всё как будто бы так, как и должно быть, и, в тоже время, совсем даже не так. А было вот что: у меня, находящегося в состоянии задумчивости, оси координат сдвинулись на 90°. №85.

Японский бог +
; В.Кожинов сказал мне по телефону, что В.Казакевич уехал в Японию. Я подумал вначале, что это шутка, потому что у поэта есть стихотворение «Японский бог». А потом у Интернете прочитал, что он был там по архивным делам. №86.

Контрольный кроль и просто кроль
; Как-то мне рассказали такое. Один кроль был просто кролем (над которым ставили опыты), а другой – контрольным кролем (для сравнения с простым), которого после финала эксперимента над простым, – торжественно съедали биологи. №87.

Отсутствие буквы
; В Холодильном институте у нас был преподаватель, который не выговаривал букву «ж». Он бил что есть силы мелом в доску, крича «студент долн знать!», мел крошился, и вообще становилось жутко, и задремать не было никакой возможности. №88.

Ключ для ходьбы
; В детстве я шёл с ключом в руке, который тоже держали, но потом отпускали, и я уже шёл с ключом в руке сам. №89.

Ультраэксофициант
; Когда я был машинистом насосной станции, у нас работал бывший официант, который так страшно ругался, что у всех становились волосы дыбом в переносном смысле, а не в переносном – менялись выражения лиц, а работали там люди, прямо скажем, много повидавшие. И я тогда задумался о возможности применения ультранизких волн в творчестве… №90.
 
РИО и Рио
; Слышимости не было почти что никакой. Но потом я всё-таки услышал от собеседника, что он в РИО. – Это, наверное, какой-то редакционно-издательский отдел, - подумал я. Но оказалось что он в Рио-де-Жанейро. Странно, что Теле-2 берёт до Бразилии. №91.

Дядя Гена и его поэтический образ
; У меня в гостях Геннадий Григорьев сказал, что в дяде Гене из «Смотрителя маяка» он видит себя самого. №92.   

Неведомая охрана
; Как-то я встретился с одноклассником. За ним шли солдаты. Я сказал, что они его охраняют. Он ответил, что они охраняли его, сами не ведая о том. №93.

Почётное 8-ое место
; Когда я работал оператором газовой котельной, у меня был напарник, который постоянно восхищался Западом, и больше всего Канадой. Я составил таблицу из 8 стран, в число которых входили Россия и западные страны и Япония (в качестве западной). Таблицу ему и себе по различным культурологическим и технопараметрам. После её заполнения выяснилось, что Россия заняла у меня 1-ое место, а у него 4-ое, США – у меня 4-ое место, а у него – 1-ое, Канада же и у меня и у него – 8-ое. «Серёга, как же ты задолбал меня со своей Канадой», - уныло сказал мне напарник. №94.   

Не своими ступнями не шевели
; Я проснулся, и, как оказалось, не один. Попытался пошевелить свое ступнями, которые выступали из-под одеяла. Но, о ужас!, они оставались неподвижными. Оказалось, это были не мои ступни, а рядом находящейся дамы. №95.

«Дудочная» терминология
; Мы в тот день долго играли в кости, отчего болела голова. По возвращении домой ко мне подошла преизрядно нетрезвая женщина и сказала, взяв меня за руку: «Молодой человек, возьмите меня с собой…» «Вот уж дудки»: - ответил я, удивляясь тому, что никогда до этого не пользовался такой «дудочной» терминологией. №96.

Качки’ против паркурщиков
; Я еду на велосипеде делать на стадион зарядку. Порой тут появляются разноуровневые качки ’. Но их затмил паркурщик, прыганувший на высоте с одной горизонтальной узкой трубы через вторую на третью и потом сразу же на четвёртую, с неё – на землю. И моментально смутное стремление подражать качкам отпало паркурно, хотя и желания паркурствовать не появилось качкоморфно. №97.

О метафорах телефонных разговоров
; Вспоминаю сетования Ю.Кузнецова об отсутствии ярких талантов в современной поэзии и медный голос В.Сосноры… Казалось бы, всё тут обыденно. Однако необыкновенные поэты ведут себя необыкновенно и в обыкновенном, организуя в моём сознании метафору – медное сетование, исполненное некого мистического пространства, хранящего в себе непостижимый смысл телефонного бытия… №98.

Кот-неадекват
; Недалеко от нашего дома толстый кот часто сидит на крыше автомобиля. Наверное у него что-то с прикусом, потому что он всегда с высунутым языком на 1 см. Он позволяет трогать себя за усы и никак не реагирует на то, что я ему взаимно показываю язык. №99.

Кандидат и Адидас
; Однажды мною овладела навязчивая идея – стать кандидатом филологических наук. Побороть её помогло представление о том, что я изготовил для себя фирменное свидетельство «Адидас филологических наук». И идея растворилась без осадка. №100.

Б/у узы
; У меня был хоккототем «Что бы спрятать Наши узы, Надо надевать рейтузы…» Мне он показался не совсем приличным, и я его убрал (впрочем, в перевёрнутом виде он сохранился, с другим трёхстишием соответственно). Потом на Сенной я увидел в меню на вывеске пельменной – «Бурятские буузы». №101.

Кореш женевской линейки
; Я процитировал письмо Хлестакова Тряпичкину позитивно с точки зрения минимально доброго отношения к хорошо знакомым персонажам. Потом на набережной Канала Грибоедова увидел вывеску магазинчика «Мерный лоскут». №102. 
;