Семейная жизнь А. С. Пушкина

Валентин Савин
 

                Exegi monumentum
"Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа"...
1836

 
В тот день 27 января (8 февраля по новому стилю) 1837 года в 17.00 по московскому времени произошла дуэль Пушкина с Дантесом. Что привело к ней и её последствиях написано несчётное число страниц и сломано немало копий в попытках разобраться. Вот и я не удержался и на основе известных документов в самом концентрированном виде изложил события, связанные с семейной жизнью А.С.Пушкина. Понимаю, что я не оригинален, итак:
Семейная жизнь Пушкина
Пушкин за два года до женитьбы на Наталье Гончаровой сватался к Анне Олениной. Считается, что стихотворение «Я вас любил» Пушкин написал Анне. Он любил её и страдал, она же была к нему равнодушна. Да и семья её была против брака из-за буйной натуры Пушкина. Он почувствовал опустошённость и, по его словам, покинул столицу.
1 сентября 1828 года он писал Вяземскому: «Я пустился в свет, потому что бесприютен. Намекая на то, что его уже не пускают в Приютино, туда, где было имение Олениных и где его ранее привечали. Он обиделся и писал сатирические, а порой злобные куплеты и надписи к его рисункам, не столь уже прелестной и несостоявшейся невесты. Полвека спустя Анна якобы заявила своему племяннику, «что Пушкин был вертопрах, не имел никакого положения в обществе и, наконец, не был богат».
Отойдя и несколько успокоившись, Александр Сергеевич встречается с не менее прелестной красавицей. К тому времени, когда он впервые встретился с Натальей Гончаровой (1812 – 1863) в 1829 году на балу ей было 16 лет. Пушкину в то время было 29 лет. Она поразила его своей красотой и изящностью. У него, по его словам, «голова пошла кругом». С тех пор он потерял покой и два года добивался её руки, но не сразу появился в доме Гончаровых, ибо ему мешала робость. Он боялся получить отказ. Хотя уже был широко известен в литературных кругах, но финансово не обеспечен, чтобы содержать семью, да и слава его, как ловеласа и «непутёвого и ненадёжного партнёра» не была лучшей рекомендацией. К тому же маменька опасалась, что жених запросит много денег за приданое. В конце концов, как говорится, вода и камень точит, она в начале апреля 1830 года согласилась, получив поручительство графа Бенкендорфа: «женится – остепенится». К тому же жених не потребовал приданого и сам дал 11 тысяч рублей на шитьё приданого. Наталья, несмотря на досужие мнения, что не была увлечена Пушкиным и уступила просьбе маменьки, писала своему дедушке: «Всё, что сделала маменька, было согласовано с моими чувствами и желаниями. Я с прискорбием узнала те худые мнения, которые вам о нём внушают и умоляю вас по любви вашей ко мне не верьте оным»...
Дядя Пушкина – Василий Львович 27 апреля 1830 года писал: «Александр женится. Он околдован, очарован и огончарован. Невеста его, сказывают, милая и прекрасная».
Одно время А.С. колебался, стоит ли обременять себя семьёй. К моменту свадьбы невесте было 18 лет, ему 31 год. Он был скорее беден, чем богат, сможет ли обеспечить её, будет ли она с ним счастлива. Но, получив согласие, он писал: «Я женюсь, т.е. я жертвую независимостью моею беспечной..., уединением, непостоянством. Я готов удвоить жизнь и без того неполную. Я никогда не хлопотал о счастии..., теперь мне нужно на двоих, а где мне взять его?»
Пушкин был счастлив в семейной жизни. За шесть лет, что они прожили с Натальей Николаевной, она родила ему четверых детей. Он проводил все эти годы в заботах о семье. Много ездил, писал, стремился заработать. Не стоит думать, что его литературная жизнь давала семье хороший заработок. Как порой бывает, лишь после смерти о нём заговорили в полную силу и постарались оказать вдове и детям посильную заботу и внимание.
Он был любящим и ревнивым мужем. Бывая в отъезде, в своих письмах домой он пенял супруге: «Смотри, жёнка. Того и гляди избалуешься без меня, забудешь меня – искокетничаешься». Порой, делал ей выговоры: ...«хоть я в тебе и уверен, но не должно свету подавать повод к сплетням». Письма Натальи Николаевны, к сожалению, не сохранились, но из его ответов ей было ясно, что она тоже была ревнива и не без оснований упрекала его в «волокитстве». В своих письмах Пушкин всегда спрашивал и беспокоился о детях. В них выражалась забота и тревога за них. Вот некоторые из обрывков писем. Накануне двухлетия старшей дочери Маши спрашивал: «как там моя беззубая Пускина, говорит ли Маша? – (старшая дочь (1832-1919г.), ходит ли? что зубки?» В другом письме спрашивает: «а каков Сашка рыжий? - (старший сын) (1833-1914г.). Да в кого-то он рыж? Не ожидал я этого от него. Машку, Сашку рыжего и тебя целую и крещу». 14 мая 1836 года: «Ни строчки от тебя; уж не родила ли ты? Сегодня день рождения Гришки, поздравляю его и тебя. Буду пить за его здоровье». Младший сын (1835-1913г.). Григорию в то время исполнился год. Через девять дней, после того письма родилась младшая дочь Наталья (1836-1913).
Наталья Николаевна также писала мужу, сообщала о себе и о детях, родных и знакомых, интересовалась его делами, помогала ему, чем могла. В частности, о том, что работает над корректурой его произведений, достаёт бумагу для их печати. О чём просила своего брата и помощи деньгами. Маменька в то время отказывалась ей помогать, и она вынуждена была прибегать к помощи брата. Денег у них с мужем практически не было. Ей поверял он свои дела и жаловался: «Чёрт догадал мне родиться в России с душою и талантом».
Чтобы понять, насколько тяжела была жизнь семейства Пушкиных, достаточно привести несколько строк из письма Натальи Николаевны в июле 1836 года своему брату Дмитрию. «Я тебе откровенно признаюсь, что мы в таком бедственном положении, что бывают дни, когда я не знаю, как вести дом. Мне очень не хочется беспокоить мужа всеми своими мелкими хозяйственными хлопотами, и без того я вижу, как он печален и подавлен, не может спать по ночам»... А тут ещё была неувязка с наследством родителей. Папенька с маменькой Пушкина запустили свои имения, давно не ремонтировали, часть была заложена. Приходилось улаживать спорные моменты. В частности при дележе долей имущества, причитавшегося ему, сестре Ольге и брату Льву. Вкладывать немалые средства в казну. Дохода от имений не было никакого, управители и приказчики были нечисты на руку.
Хотя в это время Александр Пушкин очень много и напряжённо работает, финансовые дела его идут ни шатко, ни валко. На семейном фронте всё вроде бы нормально. Как зачастую бывает, многим завистникам не нравилась счастливая жизнь поэта и его талант, что он был выше их. При первой возможности старались уязвить его. То он напрасно бросил поэзию и взялся за прозу. Де у него с ней нелады. То упрекали его в том, что бросил литературную стезю и увлёкся журналистикой. Издавая журнал «Современник», получал нарекания от авторов, де что-то не было или не так опубликовано. Что неадвактна оплата их произведений и т.д., и т.п. Доставала также цензура. Так называемые друзья гнобили его, писали подмётные письма. Следили за ним и женой, натравливали их друг на друга. При случае приударяли за ней. Среди них был не только Дантес, но и царь Николай I, который «волочился» за женой поэта и, зная, о предстоящей дуэли, не предотвратил её.
Виновата ли Наталья Николаевна в том, что кокетничала с красавцем-кавалергардом, который, как говорят, был без ума от неё? Похоже – да! Когда дело дошло до Александра Пушкина и нелицеприятных объяснений с вызовом Дантеса на дуэль, тот, чтобы замять дело сообщил, что ему нравится сестра Натальи Николаевны – Екатерина и они вскоре поженятся. Дуэль была отложена, но даже, будучи женатым, Дантес не оставлял в покое жену Пушкина. А тут ещё в ноябре 1836 года Пушкину и некоторым его друзьям был послан пасквиль на французском языке, в котором Пушкину присваивался «патент на звание рогоносца».
Дуэль стала неизбежной и состоялась 27 января (8 февраля) 1837 года на окраине Санкт-Петербурга, в районе Чёрной речки. Дантес, не дойдя до барьера, выстрелил первым и смертельно ранил Пушкина. Дантес был лишь слегка ранен, говорят, что его спасла поддёвка типа жилета.
«По подсчётам пушкинистов, столкновение с Дантесом было как минимум двадцать первым вызовом на дуэль в жизни поэта. Он был инициатором пятнадцати дуэлей, из которых состоялись четыре, остальные не состоялись ввиду примирения сторон, в основном стараниями друзей Пушкина; в шести случаях вызов на дуэль исходил не от Пушкина, а от его оппонентов».
Находясь при смерти, Пушкин не велел пускать к себе жену, чтобы она не видела его ужасного положения. Но, узнав, о своей неминуемой смерти, велел пригласить жену и сказал ей, что ни в чём её не винит и лишь просил подождать два года и не выходить замуж. Увидев умирающего мужа, она бросилась к нему и упала перед ним на колени. С глубоким отчаянием протянула к нему руки, толкала его и, рыдая, вскрикивала: «Пушкин, Пушкин, ты жив?!» Картина была душераздирающей.
Увы, судьба его была решена. Умер он 29 января (10 февраля) 1837 года, а похоронен спустя три дня.
Государь, наследник, великая княгиня Елена Павловна постоянно посылали узнавать о здоровье Пушкина. Узнав о неминуемой смерти Пушкина, царь Николай I прислал ему записку: «Любезный друг Александр Сергеевич, если не суждено нам видеться на этом свете, прими мой последний совет: старайся умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свое попечение».
Царь выполнил обещания, данные поэту.
Распоряжение императора:
1. Заплатить долги.
2. Заложенное имение отца очистить от долга.
3. Вдове пенсион и дочери по замужество.
4. Сыновей в пажи и по 1 500 р. на воспитание каждого по вступлении на службу.
5. Сочинение издать на казённый счёт в пользу вдовы и детей.
6. Единовременно 10 тысяч.
Наталья Николаевна выполнила наказ мужа и почти два года прожила в уединении в деревне. Потом перебралась в Петербург. Растила детей, заботилась о средствах к жизни. Съездила в Михайловское, поставила памятник на могиле мужа.
В 1844 году она приняла предложение генерала Петра Ланского, и вышла за него замуж. Ему было в то время 45 лет. Он не был женат. Новый супруг принял её детей как родных. С Натальей Николаевной они нажили троих дочерей. Умерла она 26 ноября 1863 года.