Как умел, так и жил...

Алёна Фроловна
У каждого «свой Высоцкий», и в его богатом наследии он находит для себя именно те стихи, которые затрагивают определенные струны его души.

25 января 2016 года - 78. День рождения без него.


Жизнь и творчество поэта всегда вызывали немало критики. И это нормально, естественно. Он не укладывался в привычные рамки, всегда был неординарен, а всё, что не вписывается в обычные стандарты, вызывает очень разные мнения и оценки. Поэтому Высоцкий не может нравиться всем, и у него много критиков как в светской, так и в церковной среде. Все, конечно, в первую очередь указывают на его весьма далёкую от нравственных идеалов бурную жизнь. Но разве можно поэта, артиста и любого другого творца оценивать по его морально-нравственным качествам? Если ценить поэтов и музыкантов по этому критерию, то вообще мало кто устоит. Начиная от классиков и кончая современными творческими людьми. Люди искусства ценны именно своим творчеством, все остальные оценки являются уже осуждением, а оно категорически запрещено нам Самим Христом Спасителем: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1). И Высоцкого нужно рассматривать с точки зрения того, как он реализовал данный ему от Бога талант. Оценивать по масштабу его творчества и по тому, какое влияние он оказывал на людей, а не по тому, каким он был мужем и отцом, пил ли он водку или не пил.

К тому же, мы знаем и другую, светлую сторону его жизни. Его умение дружить, отзывчивость, безотказность, щедрость, доброту, мягкость и огромное трудолюбие. И записи его выступлений, и их очевидцы свидетельствуют: поэт совершенно не страдал «звёздной болезнью» и, несмотря на свою огромную популярность, всегда держал себя очень просто и доступно со зрителями, всегда тепло и с улыбкой общался с ними, выражая им свою признательность и уважение. Я не читал и не слышал ни одного интервью его друзей, родных или просто тех, кто знал его, где хоть кто-то отзывался бы о нём с неприязнью и нелюбовью. И достаточно посмотреть интервью двух бывших жён Высоцкого, Изольды Высоцкой и Людмилы Абрамовой, чтобы понять, что эти женщины любят его до сих пор.

Лучше всего сказал о жизни Высоцкого его друг и старший наставник Булат Окуджава своей песней, написанной на смерть поэта: «Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил; как умел – так и жил, а безгрешных не знает природа». Поэтому будем больше думать о своих грехах, а о Владимире Высоцком судить по тому, какие «чувства он лирой пробуждал», ведь именно тем «любезен он народу». Здесь, к сожалению, тоже нет единого мнения. Его критики, особенно из церковного лагеря, ссылаясь на его ранние «блатные», а также некоторые шуточные и другие не совсем удачные песни, записывают Высоцкого в похабники и атеисты. Но ни тем, ни другим он не был. О его пути к Богу скажем чуть позже, а что касается творческих неудач, то это вещь неизбежная. Наследие Высоцкого насчитывает более 600 песен и стихов; совершенно естественно, что среди такого огромного багажа есть несколько десятков неудачных «творений». Такое процентное соотношение обычно для любого поэта. И Пушкин писал стихи, за которые ему потом было стыдно. Я убеждён, что те, кто критикуют песни Высоцкого, просто очень поверхностно знакомы с его творчеством. Беда ещё в том, что наиболее популярными, транслируемыми стали далеко не лучшие его произведения. Это то самое «уголовное творчество», юмористические и некоторые лирические песни.

Но есть и другие. Самыми лучшими, сильными его песнями я считаю произведения военного цикла. И их совсем немало: около четверти всего песенного наследия поэта – это песни про войну и про военных. Высоцкий родился в 1938 году и во время войны был маленьким ребёнком, но его отец был кадровым военным, фронтовиком, и, конечно, Владимир Семёнович слышал его рассказы о войне. Поэт пережил последствия войны, позже он общался с ветеранами. И в своих песнях пел о войне так, как будто воевал сам. Особенно его песни ценили люди, участвовавшие в боевых действиях. Известный факт: фронтовики писали ему многочисленные письма, спрашивая, не тот ли он Высоцкий, с которым они вместе воевали. А это дорогого стоит. Значит, человек не просто талантливо описал жизнь и подвиги русских солдат, но и сам как бы прожил их жизнь, а их боли, переживания и радости стали его собственными.

Подвиг русского народа, его победа в Великой Отечественной войне – это вообще величайшее событие XX столетия; оно сплотило нацию и вернуло людей к вере. И это героическое время прекрасно воспел в своих стихах Высоцкий. Песни из его военного цикла вошли в золотой фонд фронтовых песен, недаром их каждый год исполняют на концертах, посвящённых Дню Победы. К сожалению, формат статьи не позволяет приводить целиком его песни о войне, но, я думаю, очень многие их слышали, к тому же их легко можно найти в Интернете. Приведу просто некоторые названия песен: «На братских могилах», «Штрафные батальоны», «Мне этот бой не забыть нипочём.», «Аисты», «Полчаса до атаки», «Как призывный набат.», «Сыновья уходят в бой», «Песня о военном лётчике», «Их восемь – нас двое.», «Только он не вернулся из боя», «Я помню райвоенкомат», «Разведка боем», «Рядовой Борисов», «Тот, который не стрелял», «Кто сказал: "Всё сгорело дотла"?» и ещё многие другие.

Все эти песни проникнуты огромной любовью к родной земле и русским людям. Высоцкий сам говорил, что ему интересно писать обо всём том, что происходит в его стране и с его народом. Русские, патриотические мотивы присутствуют не только в песнях военного цикла. У Владимира Семеновича есть произведения, в которых явственно слышится стилизация под русские былинные песни:
Триста лет под татарами – жизнь ещё та:
Маета трехсотлетняя и нищета.
Но под властью татар жил Иван Калита,
И уж был не один, кто один против ста.

Или его очень красивая песня «Как по Волге-матушке», где он воспевает красоты родной природы:
Как по Волге-матушке, по реке-кормилице
Все суда с товарами, струги да ладьи,
И не надорвалася, и не притомилася:
Ноша нетяжелая – корабли свои.
Кстати, и здесь есть военно-патриотические строчки:
Волга песни слышала хлеще, чем «Дубинушка»,
Вся вода исхлестана пулями врагов.
И плыла по матушке наша кровь-кровинушка,
Стыла бурой пеною возле берегов.

Или песня о земле-матери, опалённой войной:
Кто сказал: «Всё сгорело дотла.
Больше в землю не бросите семя»?
Кто сказал, что земля умерла?
Нет! Она затаилась на время.
Материнство не взять у земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
Кто поверил, что землю сожгли?
Нет! Она почернела от горя.

Любовь к Отчизне и любовь к матери – это две отличительные черты истинно русской души. А Высоцкий, несомненно, любил и свою Родину, прославляя её своим талантом, и, конечно же, любил свою мать, Нину Максимовну Серёгину, происходившую из простой русской крестьянской семьи. Существуют записи бесед с мамой поэта, где она вспоминает о том, с какой любовью и заботой относился к ней Володя, как приглашал на каждую свою премьеру.

По крови Владимир Семёнович не был полностью русским. Известно, что его деда по отцу звали Вольф Шлиомович, он был евреем, жил в Киеве. И, к слову сказать, был очень образованным человеком: имел три высших образования – юридическое, экономическое и химическое. Но сам Владимир Высоцкий никогда не отождествлял себя ни с еврейским народом, ни с еврейской культурой; в его творчестве отсутствуют национальные еврейские мотивы. Тогда как у других певцов еврейского происхождения, например у А. Розенбаума, М. Шуфутинского, национальный компонент присутствует очень сильно и есть целые циклы еврейских песен. Кстати, сами евреи национальность определяют по матери, а не по отцу.

В письме к жене Л. Абрамовой от 4 марта 1962 года Высоцкий пишет: «По паспорту и в душе – я русский». Русским человек становится не от процентного содержания русской крови, а от того, насколько он любит Россию и русский народ, а этого в поэте было с избытком. Самые великие и преданные сыны России Пушкин и царь-страстотерпец Николай имели не очень много русской крови, но никто не усомнится в их русскости.

Задача любого без исключения человека – реализовать данные ему от Бога дарования в служении Богу и людям, притом, служа людям, мы, если, конечно, имеем веру в Бога, приносим службу Самому Богу. Высоцкий в Бога верил, и это можно доказать как опираясь на свидетельства близких к нему людей, так и на его песни. А его песни помогали миллионам людей «строить и жить». Он воспел в них не только подвиг русского солдата, но и мирный трудовой подвиг своих современников. Он писал про лётчиков, моряков, подводников, шофёров, учёных, врачах. На его военных, «горных» и «рыцарских» песнях воспитано не одно поколение мальчишек. Более того, есть люди – и я думаю, таких довольно много, – которых Высоцкий своими песнями привёл к вере. По крайней мере, о двоих я точно знаю; один из этих людей даже принял священный сан.

И ничего удивительного в этом нет: в стране победившего атеизма и всеобщей лжи даже просто честно и искренне спетая песня могла заставить человека, не имевшего никакого духовного воспитания, задуматься о вопросах смысла бытия, о жизни и смерти, спасении души. Со мной в семинарии учились ребята, которые пришли к крещению через русский рок 1970-1980-х годов. Таким же проводником ко Христу для кого-то стал Высоцкий. Ибо в своих песнях звал задуматься над главнейшими вопросами и очень часто затрагивал духовные темы.

Не мог неверующий, равнодушный к духовным проблемам человек спеть:
Мне судьба – до последней черты, до креста
Спорить до хрипоты (а за ней – немота),
Убеждать и доказывать с пеной у рта,
Что – не то это все, не тот и не та!
Что – лабазники врут про ошибки Христа…

И дальше:
Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
Может, кто-то когда-то поставит свечу…

Священник Павел Гумеров