Прости нас, Паша!

Игорь Позняк
 Советские фильмы невольно смотришь с позиции знания о том, что произошло потом с СССР. От этой позиции очень трудно избавиться – труднее, чем не думать о белой обезьяне. Возможно, новые поколения людей, не жившие в СССР, смогут смотреть советские фильмы незамутнённым, так сказать, девственно чистым взглядом, избегнув культурно-исторического контекста. Может быть. Для рождённых же в СССР это – весьма затруднительно, чтоб не сказать, что невозможно в принципе. Так не станем же сопротивляться своему знанию (хотя, конечно, оно не только – сила, но и источник скорбей, как говорят мудрецы), а используем его по полной, постаравшись извлечь из фильма то, о чём, может статься, не догадывался и сам режиссёр, когда его снимал. И это, в общем-то – нормально, ибо творец далеко не всегда сам полностью понимает все значения результатов своего труда. Это может подтвердить любой родитель, ибо - Бог знает, что вырастет из твоего ребёнка. Мы можем только молиться о наших детях, наших творениях, но полностью предугадать их жизненный путь и то, кем и чем они станут во взрослой жизни, мы (к сожалению для нашего самомнения, но и – обычно к счастью для наших детей) - не в силах.

 Не в силах были предугадать этого и родители «трудных» (подзабытый советский термин) подростков, которым в качестве последнего шанса, некоторым - перед самыми воротами тюрьмы, судьба предоставила общение с Павлом Васильевичем Антоновым («Пашей», его играет один из самых лучших, если не самый лучший, русский актёр Валерий Михайлович Приёмыхов) и труд в «летнем трудовом лагере» под его, Пашиным, началом (многовато повторений слова «труд», но это не от бедного словарного запаса рецензента, это – для подчёркивания того, что происходит с подростками). Они трудятся, и это ключевое. Они не работают, они – именно трудятся. На поле. На разгрузке вагонов. На разборке кирпичных стен. И, в итоге, повинуясь горькому, но неодолимому для них обаянию Паши – над своими с самого начала незадавшимися судьбами.

 Фильм «Пацаны» («Ленфильм», 1983 год, режиссёр Динара Асанова) снят после смерти Леонида Ильича Брежнева – первой из череды смертей первых лиц страны, в итоге приведшей к смерти и саму страну. То есть – «процесс пошёл», как любил говаривать последний (и первый выживший) в этой череде. Уже пошёл. И приговор стране, скорее всего, был вынесен уже тогда – вместе с приговором пацану-карманнику Вовке Кирееву, укравшему 4 рубля и 2 года своей свободы, по 2 рубля за год; и так же, как Вовке Кирееву, исполнения приговора стране было отсрочено. Однако Вовке повезло больше – он, в отличии от страны, попал в трудовой лагерь к Паше.

 «Пацаны» - один из самых искренних, честных и пронзительных советских фильмов. В нём – минимум актёрской игры, режиссёр максимально привлекала к съёмкам не актёров, а те профессионалы, которые всё же играли в фильме – очень удачно играли непрофессионалов. Что нелегко, но и – тем более впечатляюще.

Фильм, несмотря на большое количество действующих лиц, с несколькими интересными сюжетными линиями – о двух людях. О Паше и о Вовке Кирееве.

 Кто такой Паша? Паша в прошлом спортсмен, имевший успехи и подававший надежды, с дипломом, но – отчего-то променявший карьеру тренера на возню с трудными подростками, в частности – на возню вот с этим очень педагогически запущенным (чтоб не сказать – умственно отсталым) Вовкой Киреевым. Зачем это Паше? Чудак? Сам отчасти умственно отсталый?... Так вроде бы нет, Паша демонстрирует кристально ясный ум, филигранный такт, недюжинные психологические навыки, умение с двух слов разобраться в человеке, его поведение выверено до сантиметра, до жеста, до последней интонации, в нём совсем нет фальши и дешёвой рисовки – будь иначе, разве смог бы он пользоваться непререкаемым авторитетом в коллективе (чтоб не сказать – в банде) малолетних преступников, которые уж что-то, а фальшь, страх и гнильцу чувствуют в человеке сразу и безошибочно?

 Итак, Паша – настоящий. Это сразу чувствует зритель и поддаётся его обаянию так же, как беспрекословно поддаётся обаянию Паши Вовка Киреев, очень быстро решающий, что в будущем хочет быть «как Паша».

 Что же делает Пашу настоящим? Почему почти все остальные взрослые проигрывают рядом с ним и кажутся какими-то неискренними куклами? Что есть в Паше такого, чего нет в них? Почему ему пацаны верят, а всем остальным взрослым – в основном нет.

 Паша настоящий по очень простой причине. Он – уходящая уже в 1983 году натура. Он – последний из могикан, оставшихся… оставшихся советскими. А, значит, и – русскими. Паша стоит один на острове (тема острова в фильме неслучайна), к которому со всех сторон подступают совсем другие, несоветские волны. Остальные персонажи фильма озабочены в основном личным обустройством, потреблением (даже если они не очень хорошо знают это слово), ловкачеством, левыми рейсами и прочим в этом роде, а Паша – Паша в самых лучших традициях раннего СССР хранит свою душу, и именно это и ставит его вне взрослого социума, но именно это и привлекает к нему пацанов, которые обострённо, по-юношески, чувствуют центральное русское понятие – Справедливость, и сполна находят его в Паше.

 Паша скоро уйдёт, буквально через пару-тройку лет. Ему станет совсем невозможно жить в сильно изменившейся стране, для него там просто не будет места, совсем не будет. Последний отсвет труда Антона (не поэтому ли Паша и носит фамилию Антонов?) Макаренко пропадёт на новом русском потребительском небосклоне. Александр Фёдоров не выполнит своего решения завязать, ибо выйдет он из мест заключения в 1984, а там до весёлых горбачёвских и ещё более весёлых последующих лет рукой подать, и невероятно трудно будет Александру Фёдорову не войти в ту же реку…

 А актёр Александр Полуян со своим фирменным неподвижным взглядом, сыгравший в этом фильме привратника (и библейские коннотации тут более чем уместы) в летнем лагере, прячет в карманах своих потрёпанных «техас» ключи не столько от рая, сколько – от другого, совершенно инфернального кино, «Груз 200», в котором он сыграет спустя десятилетия главного героя, и речь там будет идти примерно о том же времени, что и в «Пацанах», и даже тема «Города Солнца» будет подниматься в том будущем фильме, однако же – в несколько… гмгм… ином контексте.

 А что с Вовкой Киреевым? А Вовка Киреев, пробудившийся в конце фильма Вовка Киреев (его пробуждение – это вторая главная сюжетная линия фильма) – наверное, лучше бы не пробуждался, поскольку без Паши его не будет вообще…

 Прекрасный фильм. Самая главная человеческая радость, и самая большая человеческая роскошь – роскошь человеческого общения чудесно показана в нём. Сцены родительского дня в лагере – этот праздник света, счастья, восторга общения с близкими (настоящий Город Солнца) – пожалуй, самые сильные сцены фильма, снятые на удивительно простом и скромном, чтоб не сказать – бедном, материале.

 Обязательно смотрите этот  фильм. Насладитесь великолепными песнями. Всплакнёте над уходящей натурой. Вспомните что-то своё. И, быть может, вслед за пацанами повторите: «Прости нас, Паша!» Ваш покорный слуга – повторил ))

Приятного просмотра!