Варваровка. Путевые заметки

Светлана Паина
                Один мой земляк Алик как-то спросил моего сына:
                - Знаешь, ли ты, где рай на Земле?
                - Где?

                - "Рай находится под ногами твоей матери". -   
                Имам Ахмад ан-Насаи.


      
       Та самая, аномальная жара августа 2010 года ещё денёк помучила нас - это было 16 августа, а комфортной погода, наконец-то, станет завтра: 17 августа, как раз в день нашего отъезда.

       Идя по Варваровской щели в сторону трассы, мы пару раз делали привалы в тени густой и щедрой алычи. В тени тоже было довольно жарко. Мы кушали сочные ягоды и набирали с собой в дорогу. Мы - это я и мой сын, которому было тогда пятнадцать лет.

       Варваровсеую щель можно было охарактеризовать как долину реки Шингарь, но река слишком мелкая и узкая. Возможно, в давние времена она и была настоящей

рекой, а сейчас больше похожа на ручей. И лишь во время дождя растекаются подобные кавказские речушки бурными потоками дождевой воды с гор, мутной от глины.

       Вот мы дошли до автотрассы и свернули вдоль неё влево, идя по обочине в направлении Анапы. По правую сторону от нас - предгорье Кавказа, по левую - Семисамский хребет, закрывающий от нас море.

       Здесь мы уже были тремя неделями раньше, когда ходили на прогулку, оставив палатку на Утрише. Так что местность нам была знакома. Сказочная, тихая, живописная и уютная Варваровка.

       Село получило своё название в честь великомученицы Святой Варвары, а святой источник был очищен и обустроен в 1993 году после того, как местным жителям однажды явилась святая Варвара в белом одеянии и указала на целебный источник, а затем исчезла, словно испарилась.

       Село Варваровка расположено по обе стороны автотрассы.

      Так как мы шли в сторону Анапы, то слева простирался величественный      Семисамский горный хребет, заслоняющий море, и так хотелось подняться на него и полюбоваться видом на море с горной высоты, но подъём туда слишком пологий и долгий, и сынок не только отказался подняться туда, но и помешал подняться туда мне, проявив упрямство. О, это слишком мягко сказано.

      Всё то огромное путешествие летом-2010, а также все наши предыдущие ежегодные путешествия, я устроила ради сына: чтобы он воочию увидел, что мир настолько прекрасен, что нет ни малейшего повода  для какой-либо глупой ненависти и злости!

      Я наивно думала, что сынок станет добрее, но вот уже наше путешествие подходит к концу: на завтра на вечер у нас билеты на поезд от Краснодара до Москвы.

       Не буду углубляться в описание несносного поведения сына-подростка, но скажу главное: это общая беда, так как в наше подлое время многие дети из милых нежных ангелочков, вырастая, становятся именно такими - вопреки здравому смыслу.

      Эта проблема актуальна для общества: в наших детей закладывают негативные программы и в том, что учителям запрещено заниматься воспитанием детей, обучением нормам морали и нравственности; разрушительные программы и в школьных учебниках, и в компьютерных играх, в которые сын тайком от меня играл.

       Я позже обнаружила дома под его кроватью крысятнически запрятанную большую сумку с всяким агрессивными играми и видео, и на самих дисках изображены отвратительные агрессивные морды и всякие ужасы и прочая дрянь.

       Вот как раз такие морды мне корчил сын и орал на мать, и не только хамил с матом, но и распускал кулаки! И в походах ещё швырял в мать камни, и в данной местности тоже.

       И нахрена вообще я взяла его в то прекрасное длительное путешествие! И в конце путешествия мы ещё осели на целый месяц отдохнуть на Утрише.

       Вот почему, друзья, на Варваровке я сделала большой перерыв в публикациях путевых заметок, которые до этого делала почти ежедневно одну за другой. Я просто не знала: писать ли мне про такое неуместное: АДСКОЕ поведение сына в РАЮ. И я сейчас, спуся годы, напишу прпвду.

       Сыну так хотелось командовать своей матерью, и видя, что   у него не выходит, он ударил меня изо всех сил кулаком в сердце. Я упала от жуткой боли и не могла дышать.

       Через мгновение я пришла в себя, но решила узннать, стало ли ему ссовестно, пожалел ли он о содеянном.Я продолжала лежать на земле с закрытыми глазами. Сын обошёл вокруг меня и сказал: "Кажется, вырубил."
Ни жалости, ни сострадания.


       Святой источник находится по другую сторону автотрассы, и здесь куда больше зелени и леса, ведь это - предгорье Большого Кавказского хребта.

       Варваровка напомнила мне мою любимую деревню Марьевку, что как раз на другом конце Большого Кавказского хребта.

      Официально Марьевка называлась: село Кировкой Шамахинского района Азербайджанской ССР - родину моих предков по материнской линии: Попковых и Стрекаловых.

     До развала Советского Союза русских семей там становилось всё меньше и меньше, а уж после - не осталось ни одной русской семьи, их всех заменили азербайджанцы, и нет больше моей Марьевки.
   
     Варваровка, навеяв воспоминания, всколыхнула мне душу не только горными просторами, виноградниками на склонах гор, скромными деревенскими домишками, но и ароматами трав, особенно блаженно вдыхаемым в прохладные вечерние и утренние часы, когда роса...

     Запах мяты особенно выделялся из этой целительной смеси ароматов.

     Варваровка дала нам райский ночлег в гуще зелени под звёздным небом, - палатка осталась упакованной в рюкзаке.

     Поодаль о нас до глубокой ночи молилась бабушка, нет, не та, что на фото: на фото торговка под видом "божьего одуванчика" корыстная и злая бабка.

     А другая, та, что молилась до глубокой ночи, как раз на вид совсем неприглядная, - очень сердечная и сочувственная. У неё, наверное, тоже какое-то своё горе.

     Она посоветовала мне съездить в Сергиев-Посад к мощам преподобного отца Сергия Радонежского. Но я, к сожалению, так и не съездила, а позже и вовсе перестала иметь какое либо отношение ко всяким религиям.
 
    У нас до поезда ещё была уйма времени, и мы утром Варваровку покинули не сразу.

       Хотя сынок настаивал идти скорее в город, где экология намного грязнее. Видя, как мать наслаждается чистым, насыщенным мятой, горным воздухом, нанёс мне тот самый свой чудовищный удар  кулаком прямо в сердце.

      Ни сосувствия, ни сострадания, ни извинения. Когда я минут через десять поднялась, мы, набрали в дорогу воды в пластиковые бутыли.

       Пока мы набирали воду, на агрессивное поведение сына обратили внимание  двое местных молодых парней грузинской национальности, приехаашие за водой. Они говорили между собой  по-грузински, и я обратилась к ним, чтобы поговорили с моим сыном  по-мужски, - у них ведь принято уважать своих родителей. И олин из них сказал моему сыну.

   - Маму надо слушаться!

   Но это лишь послужило поводом к дальнейшим нападкам сына  против матери..

   Прежде, чем двинуться в путь на Анапу, мы пошли посмотреть хуторок "Рассвет". 

   Райское место, и оно тоже напомнило мне мою Марьевку, что в Азербайджане.

Походив немного по горной местности, мы сделали привал: покушали, отдохнули, надели рюкзаки и отправились дальше в путь.

   Но по приезде в Москву я ещё месяца два не могла нормально дышать.

   Каждый вдох делать было очень больно.

   Можете представить, каково это было. Поняв, что мать беззащитна, он так и продолжал издеваться: терроризировать меня и  наносить мне кулаком удары в жизненно важные органы.


                16 августа 2010 года.
      
Далее: "Супсех. Путевые заметки-2010.