КЗС. 8. Наша школы, техникумы и институты

Василий Дмитриевич Фёдоров
НАШИ ШКОЛЫ, ТЕХНИКУМЫ И ИНСТИТУТЫ

   Многие из тех, кто встретил войну в школе, за годы  войны успели стать солдатами Красной Армии — испытать свою волю и силу, свои знания в борьбе и, побеждая, дойти до Берлина. Многие ко Дню Победы успели стать знатными мастерами на наших заводах, испытанными командирами производства. Поэтому с самого начала войны комсомольская организация области помогала партии воспитывать молодёжь в духе советского патриотизма, верности и преданности ленинско-сталинской партии. Комсомол принял на себя особую ответственность перед партией за работу с пионерами, школьниками и студентами.

   В первые годы войны наши школы пережили трудное время. Много школ было занято госпиталями. Пришлось потесниться и перейти на трехсменную учебу. Но ни одна школа не прекращала занятий.

   Комсомол области проявлял постоянную заботу об улучшении условий работы школы. В особенно трудные моменты  жизни школ на помощь приходили партийные организации. Как правило, к каждому учебному году организовывались воскресники и декадники по ремонту школ, заготовке дров и т. д.

   Во многих школах из числа учащихся старших классов и комсомольцев создавались специальные бригады по ремонту  зданий и мебели, учебных пособий. Только 15 августа 1943 года, в «День помощи школе», комсомольские бригады  ставили школам около 500 тонн угля. Комсомольская организация завода имени Чкалова направила в этот день три комсомольских бригады на ремонт 36-й средней школы. Бригада была снабжена необходимым ремонтным материалом.

   В средней школе Маслянинского района силами учащихся, под руководством учителей, были изготовлены наглядные пособия, качество которых не уступало фабричным. Большинство школ следовало этому примеру. Это практически укрепляло в сознании школьников мысль, что нужно учиться для того, чтобы создавать что-то новое.

   При активной поддержке Обкома комсомола черепановское движение всемерной помощи школам со стороны общественности нашло быстрое распространение во всех районах области, особенно в Кыштовском и Тогучинском.

   С 15 июля по 15 августа 1944 года был проведён областной месячник помощи семьям военнослужащих и детям фронтовиков. В этот месячник создавались денежные и продовольственные фонды для оказания помощи школам. Более 6 тысяч центнеров картофеля, 700 овец, 740 поросят, а также много овощей, шерсти и обуви поступило в этот фонд за один месяц.

   По опыту черепановцев при школах создавались комнаты-копилки, куда поступала обувь, одежда, шерсть, овчины, мануфактура и деньги. Большинство колхозов выделяли для школ лошадей, коров, овец, свиней, а также и семенные материалы для школьных участков. Таким образом, при школах были созданы свои подсобные хозяйства, на которых ученики работали очень охотно.

   В период подготовки школ к новому 1944 учебному году по 27 районам области в комнаты-копилки поступило: мануфактуры — более 4000 метров, овчин — 7500 штук, кож — 1700 штук, шерсти— 16446 килограммов, валенок—19050 пар, денег — 2.780.000 рублей.

  Кроме того, весной было засеяно школами 3478 га. Школам было передано 480 лошадей, 280 свиней, 3100 голов скота.

   В 23 районах были устроены 32 детских столовых, где питалось 5576 учащихся.
Всё это говорит о том, что и в тяжёлые годы войны задача воспитания нового, советского поколения людей, способного отстоять независимость нашей Родины, способного победоносно войти в коммунизм, была всенародной задачей.

   Только наше социалистическое общество способно по-настоящему думать о будущем человечества. Именно во время войны в работе школ произошли большие изменения. Было введено раздельное обучение, военная подготовка, пятибалльная система оценок успеваемости и дисциплины. Кроме того, приём детей в школы начался с семилетнего возраста. Все эти изменения заставили изменить и методы комсомольской работы в школе. Всё было направлено на помощь работникам народного образования. Райкомы ВЛКСМ и комсомольские активы приняли активное участие в разъяснении родителям большого значения этих нововведений. Кроме того были проведены районные и областные совещания молодых учителей.

   Всё направлялось к решению таких задач, как повышение успеваемости и дисциплины, улучшение политического, трудового и военного воспитания. Комсомольские и пионерские организации школ за военный период значительно окрепли во всех отношениях. Содержание их работы определилось в двух главных направлениях — в направлении борьбы за повышение качества учебы и оказания помощи фронту.

   В средней школе № 36 имени Чаплыгина (Новосибирск) в 13 дружинах, которыми руководила Вера Пахт, было 700 пионеров. Интересно и увлекательно работал штаб дружины. Вера Пахт подготовляла и проводила военизированные игры с походами по заранее разработанному маршруту. Она  же руководила соревнованием между отрядами. В этой дружине два раза в месяц проводилась учеба пионерского актива. Пионеры дружины шефствовали над детскими яслями № II 37, 32. Своими силами пионеры готовили детские игрушки для  детей фронтовиков. Комсомольско-пионерский коллектив этой школы участвовал в сельскохозяйственных работах и добивался хороших результатов. За это пионерские дружины были  трижды награждены почётной грамотой ЦК ВЛКСМ и Наркомпроса с получением премий.

   Пионерская дружина 8-й средней школы г. Новосибирска в течение трёх лет держала переходящее Красное знамя горкома партии и горкома ВЛКСМ. Пионеры этой школы разнесли более 10 тысяч телеграмм, за что получили премию от Центрального телеграфа. Швейная фабрика № 5 не раз благодарила пионеров этой школы за помощь. Дружина собрала 14 тысяч рублей на строительство самолета «Тимуровец», за что получила благодарность товарища Сталина.

   Во всех уголках области работали тимуровцы и везде они заслуживали похвалу старших. В холодный январский день 1942 года на станцию Барабинск прибыли 300 маленьких ленинградцев, переправленных в тяжкие дни блокады через Ладожское озеро. Первое, что увидели приехавшие ребята, была огромная ёлка с подарками, установленная в обширном чистом зале детского дома. Эту ёлку устроили тимуровцы города Барабинска.

Тимуровцы области проделали самую разнообразную Работу, помогая своим старшим товарищам. В первые же месяцы войны они собрали на борьбу с танками 75380 бутылок для горючей жидкости. Своей работой на полях они только за один год заработали 3.942.451 трудодень.

   Более 1237 тимуровских команд работало в области во время войны. Они шефствовали над госпиталями, над семьями фронтовиков, а также над своими слабыми товарищами, Артур Слектор не мог ходить в школу. Тогда тимуровцы стали ходить к нему заниматься, а под Новый год устроили у него ёлку и весело провели с ним время.

   Много благодарных писем пришло тимуровцам от фронтовиков. Много писем приходило в областную газету. Вот одно: «Товарищ редактор, прошу напечатать в газете моё письмо, чтобы все знали, как тимуровцы 7 класса 8 школы Кагановичского района помогли моей семье. С октября месяца они почти ежедневно посещали мою квартиру — помогли отремонтировать помещение, убрать в помещении и во дворе. Они сшили одеяло, рубашки, рукавички, подарили тапочки, туфли, чулки, принесли бумаги и игрушек моим детям. Я не нахожу слов благодарности добрым друзьям. Мои малыши теперь посещают детсад, а старший уже учится во втором классе и носит галстук, подаренный тимуровцами. Товарищи тимуровцы, вас благодарит отец, красноармеец Пинегин».

   Много таких писем получили с фронта тимуровцы Новосибирской области.

   Выполняя решение XII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол области направлял деятельность школьных организаций к тому, чтобы они стали действительными помощниками директора и учителя в учебно-воспитательной работе. В свою очередь учителя стали больше вникать в содержание работы комсомольских организаций. В результате общих
усилий, к концу 1944-45 учебного года пионерская организация области насчитывала 84257 пионеров, что составило 83 процента всех учащихся.

   Комсомольцы помнили, что их работа с детьми не ограничивается работой только в школе. Они старались сделать так, чтобы в школах велась работа с детьми, не посещающими из-за того, что война усложнила семейные условия, что матери, оставив детей, занимали место мужа у станка. Комсомольцы знали, что нет разграничения на какие-то возрастные категории людей. Важно было, чтобы дети выросли здоровыми физически и духовно.

   Ещё в 1942 году Обком ВЛКСМ открыл в Госбанке специальный счет № 160378 — «Фонд помощи детям». В этот фонд поступило 1400200 рублей. Ежегодно на приобретение путёвок в пионерские лагеря Обком расходовал по 400—700 тысяч рублей.
 
   В 1942 году в области работало 43 пионерских лагеря и 50 оздоровительных площадок, где за летний сезон отдохнуло 42 тысячи детей. В 1943 году работало уже 64 пионерских лагеря и 120 оздоровительных площадок. В них oтдохнуло 74520 детей. В годы войны оздоровительная работа не только не сокращалась, но из года в год возрастала. В помощь детям, потерявшим родителей, были организованы детские дома и городские детские комнаты. За 4 года через детские комнаты Новосибирска прошло 18765 детей и подростков, из них 13049 детей фронтовиков. При участи комсомольцев только в одном Новосибирске трудящиеся усыновили или и взяли под опеку свыше 3880 ребят, а более 8 тысяч детей были устроены в детских учреждениях и на городских предприятиях. В нашу область прибыло по эвакуации 19 детских домов и 47 детских домов было открыто уже в годы войны. Проявляя заботу о детях, комсомольцы знали, что в них — будущее нашей родины.

   Новосибирск является не только географическим центром Сибири. Он приобретает всё большее значение в качестве eё культурного центра. Наш город в сказочно короткий срок превратился в кузницу советских кадров самых разнообразных специальностей. Особенно это стало заметно во время войны, когда около десятка высших учебных заведении было эвакуировано в Новосибирск. Кроме того, в нём работали 6 наших институтов и более 20 техникумов. Только в высших учебных заведениях училось более 5 тысяч студентов. Перед комсомольскими студенческими организациями в период войны стояла особенно серьёзная задача в неослабное повышение качества выпускаемых специалистов, которые с первых же дней своей практической деятельности активно включились в боевую работу. Много студентов призвали в армию — это значило, что оставшимся пришлось больше работать, проявлять больше энергии, чтобы недостаток в кадрах не ощущался.

   За время войны сельскохозяйственный институт подготовил 287 специалистов сельского хозяйства, в которых ощущался большой недостаток, — 177 агрономов и 110 зоотехников. Многие из них сразу же показали высокие знания, применяя их на практике в борьбе за высокие урожаи. Многие из них за военные годы стали крупными руководителями сельского хозяйства.

   Новосибирский институт инженеров транспорта ежегодно выпускал более 150 командиров железной дороги. Только в 1945 году на ответственные участки железнодорожного транспорта было послано 172 инженера.

 На фронте в санитарных батальонах и госпиталях работало  много врачей — воспитанников Новосибирского медицинского института. Немало советских бойцов обязаны им спасением своей жизни.
   Педагогический институт только в 1945 году послал на работу в школы 145 учителей с законченным высшим образованием.

  Работа институтов в эти годы была также трудной. Большинство их учебных зданий были заняты госпиталями. Пришлось тесниться в помещениях, мало подготовленных для учебных занятий. Несмотря на это, ни один институт не прекращал своих занятий, а педагогический институт за эти годы даже расширил свой заочный сектор, где училось без отрыва от производства очень много молодых людей. Студенты-комсомольцы были той организующей силой, вокруг которой группировалась вся учащаяся молодёжь. В институтах обучалось около 2500 комсомольцев, что составляло 50 процентов к общему числу учащихся. Все комсомольцы были объединены в 174 комсомольских группы. Комсомольские группы были первыми помощниками партийных организаций по политическому воспитанию студенческой молодёжи. Они помогали кафедрам добиться глубокого изучения основ марксизма-ленинизма, этой важной науки, знание которой необходимо для каждого специалиста, в какой бы отрасли народного хозяйства он ни работал. Комитеты ВЛКСМ, совместно с секретарями факультетских бюро, подбирали и утверждали в каждой группе предметных представителей кафедр. Это были комсомольцы-отличники.

   Комитеты ВЛКСМ выдвигали перед кафедрами основ марксизма-ленинизма темы для дополнительной разработки вопросов международной политики, тактики и стратегий коммунистических партий капиталистических стран — Франции, Англии, Италии и других в условиях войны с фашизмом. Доклады по специально разработанной тематике готовили сами студенты.

   Комитет ВЛКСМ НИВИТа, в целях подъёма идейной вооруженности студенчества, организовал и провёл на старших курсах теоретическую конференцию на тему: «Основные черты русской классической философии». Студентами были разработаны доклады: «Философские взгляды Чернышевского», «Философские взгляды Добролюбова, Герцена, Белинского и др.». Студенты помогали комсомольским организациям города в лекционной пропаганде, было выделено 15 комсомольцев для руководства политшколами и кружками и 32 докладчика на политические темы.

   На научно-технической конференции НИНИГа в мае 1945 года приняли участие 11 кружков, выдвинув 21 докладчика. Лучшие докладчики, внесшие свои предложения и технические новинки: Бердюк, Саенко, Геронимус, Антонова и др. За работу они были премированы начальником института.

   В медицинском институте в научных кружках ежегодно участвовало до 300 студентов. К десятилетию института открылась итоговая научная конференция, на которой было сделано свыше 90 докладов, подготовлен к печати сборник научных трудов института, где напечатаны научные работы студентов Епифановой и Гольдберга.

   В 1945 году на областной конференции молодых учёных медицинский институт был представлен 24 докладами, в числе докладчиков выступали студентка IV курса Чистович и молодые аспиранты: Золотарёва и Красильникова. Ассистент Курлов в том же году защитил докторскую диссертацию, а доцент Шарнин представил работу к защите докторской диссертации. Кандидатские диссертации закончили 7 ассистентов.

   Научные кружки работали также и в педагогическом институте. Особенно активно работали кружки — исторически и литературные. В институте периодически издавался рукописный художественный журнал. Большую работу проделал философский кружок, где студенты готовили доклады на философские темы. Лучшие из этих докладов были вынесена на обсуждение комсомольских организаций города.

   Вся эта работа шла вне учебных занятий, но она помогала студентам глубже познавать материал лекций, глубже и самостоятельней разрабатывать научные темы, заданные в порядке практической работы. Студенты, таким образом, учились творчески мыслить на практическом материале. Они творчески закрепляли в памяти те знания, которые приобретали в стенах института.

   Организованно проходили зачётные сессии в наших институтах. Профессорско-преподавательский состав предъявлял к студентам действительно высокие требования. Все преподаватели требовали от студентов не только ведения конспектов, но и глубокого изучения учебников, знакомства с дополнительной литературой.
   Преподаватели обращали внимание на знакомство студентов с основной библиографией по предмету. Подавляющее большинство студентов показывало хорошие знания. Например, в 1944-1945 учебном году в педагогическом и учительском институтах 234 студента сдавали экзамены только на «хорошо» и «отлично».
   Упорно работали над собой и студенты техникумов.

 
ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВ