КЗС. 4. Комсомольцы транспорта

Василий Дмитриевич Фёдоров
КОМСОМОЛЬЦЫ ТРАНСПОРТА

   Нарастающие темпы производства вооружения на наших заводах, постоянное увеличение продукции сельского хозяйства предъявили транспорту очень высокие требования От него зависела работа наших крупнейших заводов и быстрота доставки вооружения фронту, а значит зависела и наша победа над Германией. Не подоспей вовремя необходимые заводу материал — и энергия многих тысяч людей этого завода будет бездейственной. Не подоспей вовремя необходимое оружие — и результат боя будет иным. Поэтому в первые же дни войны транспорт стал связывающим звеном между тылом и фронтом, между фабриками и заводами, шахтами и рудниками. Томская железная дорога, дорога Кузбасса, имела особо важное значение в связи с временной оккупацией Донбасса.

   Гвардия молодых железнодорожников Томской хорошо знала дорогу, ведущую к победам. Она работала отлично] Особенно отличились молодые гвардейцы Новосибирского узла, за что и получили высокие правительственные награды — ордена и медали.

   Здесь зародилось славное Лунинское движение новаторов транспорта, отсюда оно двинулось по всем дорогам нашей страны. Николай Лунин, обеспечивая бесперебойную работу машины, производил весь текущий ремонт силами своей бригады, не прибегая к помощи ремонтных бригад, не допуская также простоя машины на ремонте в депо. Лунинский паровоз проходил 100 тысяч километров без подъёмного ремонта. Он увеличил вдвое вес поезда. Лунин первый обратил внимание на организацию дружной работы движенцев и паровозников, призывая работников железной дороги бережнее использовать локомотивный парк и тщательнее проверять суточный график продвижения поездов. Постановлением Совнаркома в 1942 году Николаю Лунину было присвоено звание лауреата Сталинской премии.

   У знатного машиниста сразу же нашлось много последователей и продолжателей. Одним из них был его школьный товарищ Владимир Голенков. Знание слесарного дела дало Голенкову возможность стать настоящим ленинцем. В его бригаде никто не обладав таким опытом. Он помог своему помощнику Жалейко и кочегару Метелеву освоить эту спе-циальность; научил их разбираться в неисправностях паровоза.
Во время поездок он разъяснял членам своей бригады устройство и взаимодействие деталей, а на промывке показывал, как разобрать, отнять, переставить, заменить или отремонтировать ту или иную деталь.
 
   От своей бригады Голенков перешел к другим, обучая их лунинскому методу, используя при этом все способы: непосредственно личный показ, устные советы в минуту товарищеской беседы, лекции и доклады, статьи и брошюры в помощь молодым машинистам. Голенков обогатил лунинское движение новым отношением к труду. Если Лунин основное внимание уделял всё-таки машине, то Голенков это внимание перенёс на человека. Его метод нашёл своё начало в сталинском положении, что люди решают всё. Приводя в порядок сложную машину, приводи в порядок и человека, работающего на ней, — поставь на место все сложные детали его души, вооружи его знанием, воспитай его волю.
   Голенков стал первым инструктором-общественником на нашей дороге. Он пошёл к молодым машинистам в отстающие бригады и вывел их в передовые ряды.

   Маленькая комнатка парторга стала в боевые дни особенно близкой. В ней знатного машиниста, награжденного орденом Ленина, принимали в большевистскую партию, — партию, создателем которой был Ленин, которой руководит Сталин. Большие дела Голенкова приобрели новую силу. Он ещё смелее стал внедрять лунинские методы, дополняя их своим многолетним опытом, своею страстью новатора.
За Голенковым пошла молодёжь. Многих комсомольцев из депо также приняли в партию.
  Однажды парторг сказал молодому коммунисту, принимая от него членские взносы:

   — Сейчас же пойди и купи обложку для партбилета. Вот посмотри, как нужно хранить и содержать партийный билет, — говорил он, беря в руки партийный билет Голенкова.
   — Так это же Голенков, — с виноватой улыбкой говорил парень. Тогда Голенков бросил: — «Храни свою совесть в частоте и тогда, будь уверен, не замараешь партийного билета.
   — А обложка-то всё-таки нужна, — посоветовал при этом, парторг.

   Только благодаря людям с такой чистой совестью нашему транспорту удалось выполнить труднейшую задачу помощи фронту и тылу. Наш фронт и тыл были неразрывны не только духовно, но и географически. Великой связью между фронтом и тылом был наш транспорт.

   Можно было бы привести множество примеров доблестно¬го труда наших молодых транспортников, которые, подобно Лунину и Голенкову, отдавали все свои знания и аилы, чтобы по железным дорогам, как по артериям, бежали новые грузы из конца в конец нашей Родины, чтобы эти боевые грузы приходили в срок по их назначению.

   На всех железнодорожных узлах Томской дороги начал создаваться колонны комсомольско-молодежных паровозов Такая колонна имени Ленинского комсомола была создан старшими машинистами Мельниковым и Жидковым. Своими силами она была подготовлена к зиме. Эта колонна экономь ла каждый месяц более 80 тонн топлива.
   Только за двадцать дней ноября 1944 года колонна из пяти паровозов, возглавляемая тов. Мельниковым, сэкономила 18389 килограммов угля.

   В равнении на боевые успехи фронтовиков больших достижений добилась бригада комсомольско-молодежного паро«воза № 1706 из колонны комсомольца Третьякова и бригада паровоза № 2255, руководимая старшим машинистом Станиславом Корвелем.
Много славных дел записано в лицевые счета комсомольско-молодежных бригад и колонн Томской дороги. На железнодорожном транспорте к декабрю 1944 года работало 14 комсомольских паровозов и 8 комсомольско-молодёжных смен, сыгравших громадную роль в годы Великой Отечественной войны.

   От железнодорожников не отставали в труде и водники. Великая Сибирская железнодорожная магистраль проходит через всю Сибирь, с запада на восток, а водная Обская магистраль движется с юга на дальний север, вливаясь в студеные воды Ледовитого океана. Две магистрали пересекаются в Новосибирске, делая его еще более значительным транспортным узлом.

   Многоводная Обь сближает не только отдаленные районы нашей области, но и районы соседних с ними областей я краев (Алтайский край, Томская область).
Широка и глубока красавица Обь. Когда она очистится ото льда, по её быстрым водам начинают сновать юркие катера, медленные караваны, баржи с хлебом и картофелем, сеном и дровами, лесом и льном, слышатся предупредительные гудки пассажирских пароходов. Оживают  пристани.

   Речной флот имеет немалые заслуги перед Родиной. В 1944 году над речным флотом Обь-Иртышского бассейна стал развеваться красный вымпел. Обские речники завоевали переходящее красное знамя ВЦСПС и Наркомата речного флота, а гвардейская часть вручила им красное знамя Государственного Комитета Обороны.

   Военную вахту речного флота несли, в основном, молодые кадры. Более 1700 человек имели возраст до 17 лет. Поэтому, когда на 2-м слёте молодых рабочих Новосибирской области появилась делегация речного флота, все делегаты с гордостью приветствовали её. Молодых специалистов речного флота роднило со всеми другими одно — новизна трудовых впечатлений, страстное желание освоить трудное дело и занять почётное место в рядах молодых тружеников Советского Союза.

   Выступая от имени делегации речного флота, Егоров рассказал слёту и о своей работе: «В речной флот я поступил учеником токаря. Через 35 дней я уже получил квалификацию токаря третьего разряда. В 1943 году я плавал масленщиком на пароходе «Стаханов», в то же время я продолжал учиться под руководством нашего капитана. В нынешнюю навигацию я работаю третьим помощников механика». Ещё в 1945 году Егоров был самым молодым помощником механика по всему Обскому бассейну.

   В годы войны флот создал свой речной техникум, готовя в нем молодое пополнение командного состава Обской флотилии. На пароходе «Стаханов» все командиры, за исключением капитана, были воспитанниками техникума. Молодые штурманы, техники, механики вставали на боевые посты водной магистрали.
Часто, когда тяжеловесный поезд, ведомый молодым машинистом, шёл над Обью, он приветствовал гудками идущий по реке пароход во главе целого каравана барж с грузом и получал в ответ дружеское приветствие такого же молодого капитана.


ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВ