КЗС. 6. Комсомольцы сёл в борьбе...

Василий Дмитриевич Фёдоров
КОМСОМОЛЬЦЫ СЁЛ В БОРЬБЕ ЗА ВЫСОКИЙ УРОЖАЙ

   Война возложила на сельское хозяйство нашей области особенно трудные задачи. Хлебные районы Союза — Украина и Белоруссия, а позднее и южные степи нашей республики — были заняты немцами. В этих условиях Сибирь становилась основной житницей страны, особенно наша область, — одна из крупнейших областей Союза и по своей площади и по количеству сельских районов.

   В первую же военную осень перед молодыми тружениками колхозов и совхозов встала задача: убрать урожай в срок и без потерь; найти рабочие резервы из числа молодых  колхозников, привлечь к уборке пионеров и школьников — всех кто мог трудиться во имя победы. Михаил Иванович Калинин писал: «Велико значение молодёжи, в особенности женской, в сельском хозяйстве. В тысячах колхозов ей сейчас принадлежит ведущая роль» (из статьи «Боевой помощник большевистской партии» от 29 октября 1943 года).

   Третий пленум Обкома ВЛКСМ, происходивший 14 cентября 1941 года, постановил: «Пленум считает, что важней шей задачей комсомольских организаций села является сейчас активная помощь партийным организациям, советским и земельным органам в быстрейшем окончании уборки обильная урожая и в быстрейшем выполнении всех обязательств перед государством».

   Ответственность комсомольцев села росла ещё и в свой с тем, что во многих колхозах отсутствовали первичные партийные организации. Они должны были вникать во всю хозяйственную жизнь колхоза, беря на себя роль первых opгaнизаторов колхозного производства. Сельские комсомольские организации правильно поняли свои задачи — добиваться того, чтобы призыв Сталина — давать всё больше и больше продовольствия фронту, а промышленности сырья — выполнялося с большевистской настойчивостью.

   Уже в уборочной кампании 1941 года участвовало более 18 тысяч комсомольцев и молодежи; в том числе трактористами и комбайнёрами работало 2 тысячи комсомольцев. Более половины из них были девушки. Все эти цифры возрастали с каждым годом. В 1943 году число комсомольцев и молодёжи, работавших в сельском хозяйстве, возросло до 44 тысяч, трактористами и комбайнёрами работало уже 5656 человек.

   В условиях машинизации сельского хозяйств решение боевых задач колхозов во многом зависело от качества работы МТС. Поэтому комсомольские организации занялись формированием комсомольско-молодёжных бригад по ремонту тракторов и других сельскохозяйственных машин, перенимая опыт таких бригад в нашей промышленности. В 1942 году их было 795, а в 1945 году они возросли до 2287.
   Сельской молодёжи без помощи городских комсомольских организаций трудящихся было бы справиться с решением больших технических задач.
 
  Но, благодаря постоянной помощи заводских молодежных коллективов, сельская молодёжь сумела выступить во всеоружии современной сельскохозяйственной техники.

   Комсомольцы села стали мастерами высокого урожая.
   Молодёжь сёл стала организовывать звенья высокого урожая, по комсомольскому стилю работы очень похожие на комсомольско-молодёжные бригады наших промышленных предприятий. В 1941 году таких звеньев было 112, а в 1943 году в соревновании за высокий урожай приняло участие 926 колхозных звеньев.
 
   Инициаторами этого движения были комсомолки Дуся Морозова из колхоза «На ленинском пути», Черепановского района, и Полина Горбунова из колхоза «Политотделец», Новосибирского сельского района. Так было всегда — всё, что начиналось в одном районе, подхватывалось и развивалось в другом. Начало было сделано Дусей  Морозовой в самый трудный для Родины год. Была захвачена немцами Украина, Белоруссия, были захвачены самые хлебные южные степи. Тревожно забилось сердце у сибирских девушек, оставшихся хозяйствовать на колхозной земле: «Что будет, — думали они, если мы, сибирячки, не вырастим хлеба? Нужно вырастить хлеб во что бы то ни стало», — решили они и работали, не покладая рук.

   Ранней весной зерно вручено родной земле, и только осенью будет получен результат. Работа начинается ещё до весны, а с весны — сплошное беспокойство за урожай. Если бы можно было слышать, как бьётся горячее сердце земли, как переливаются земные соки, чтобы тронуть маленькое зёрнышко, таящее в себе, как в маленьком сказочном ларце, радостное цветение жизни.

   «Круглый год надо работать, чтобы получить богатый урожай, — рассказывала друзьям Наташа Жаркова. — Сначала всякая подготовительная работа к посеву, а посеешь — глядишь, как всходы пойдут, как стебелек в трубочку начнёт выходить, да как колоситься начнёт. Это ведь всё равно, что зубки у ребёночка прорезаются. Смотришь, хватит ли силёнок, не пособить ли чем-нибудь. А когда зерно наливаться начнёт, тут уж самый ответственный период. Если земля во всем соку, то зерно — ёмкое, плотное, да и цвет его совсем : другой — какой-то румяный, переливчатый».
   За высокий урожай Наташа Жаркова получила от правительства орден Трудового Красного Знамени. Не отставали от неё и другие.

   Звено Полины Горбуновой состояло из пяти комсомолок — Веры Горбуновой, Гали Грищенко, Таси Дягилевой и двух сестёр Тарачёвых. Звено разработало подробный
агротехнический план. По обязательству звено стало шефом всего семенного участка яровой пшеницы в 15 гектаров, кроме того девушки выделили участок в 5 гектаров, на котором применили более сложную агротехнику. Весной участок обработали с двукратной культивацией на глубину 10—12 сантиметров. Сев произвели перекрестным способом. В течение лета было сделано три прополки. Легко перечислить всё это, но не легко сделать, дожидаясь желанного срока уборки.  Наконец, 12 сентября закончили уборку своего участка и получили урожай на радость всего колхоза — 25,5 центнера с гектара. Этот успех окрылил девушек. Беря новое обязательство, они решили, что увеличат эту цифру, и призвали всю сельскую молодёжь области следовать их примеру. Колхозники стали звать комсомольско-молодёжные звенья золотыми звеньями высокого урожая.

   Эти маленькие группки в наших колхозах стали прочными связующими звеньями между нашей советской наукой и колхозной землей. Сельской молодёжи известны научные труды наших учёных — Вильямса, Мичурина и Лысенко. В своей практической работе, благодаря новой организации труди они стали пользоваться их трудами в борьбе за высокий сталинский урожай. Звенья высокого урожая развивались и делали настоящий переворот в крестьянской жизни, приобретая значение школ всеобщего образования. В самом принципе их работы лежит органическое соединение физическом труда с умственным. Так во время Великой Отечественной войны формировалось новое социалистическое отношении труду и жизни.
   Звенья высокого урожая — не единственный пример героического труда наших молодых колхозников. Немалая роль играли во время войны организованные комсомольские молодежные молотильные и транспортные бригады, количество которых также росло из года в год.

   Если мы видели огромные скирды хлеба днём, то к вечеру их уже не было. У огромных омётов соломы высились золотые пирамиды сибирской пшеницы, но ими любовались мало — бригаду ждал новый хлеб, они передвигались со своей сложной молотилкой на новое поле, предоставляя хлеб транспортной бригаде, которая и день и ночь возила его на государственные элеваторы, как верный залог победы. В 1940 году работало 1450 транспортных бригад, они перевезли с поля и сдали государству 1414313 центнеров хлеба. Все это нужно было собрать, полностью обмолотить и увезти на элеватор. Это было трудным делом, если учесть, что во время войны в колхозах не хватало транспорта. В повозки были впряжены лошади, быки, даже коровы.

   Лучшей молотильной бригадой во время войны была признана бригада комсомольца Василия Кретинина из колхоза имени С. М. Кирова Чановского района, а транспортной бригадой — бригада его товарища Миши Поцелуева, работавшая на тех же токах. Колхозная молотилка передвигалась с тока на ток, с гривы на гриву. В ночные смены на молотилке горели электрические лампочки, введённые в строй бригадиром тракторной бригады ловким Иваницким.
   Все страшно похудели, даже Миша Поцелуев, ездивший с обозами, потерял свой первоначальный лоск: лицо обострилось, глаза стали воспалёнными. И шутил он, не улыбаясь как прежде. Друг его Василий, раньше говоривший, что молотьба — самая весёлая работа, как будто переменил своё мнение. Он всё больше молчал. Казалось, — все экономили свои силы перед последним наступлением. Переезды с тока на ток становились всё более затруднительными. На ранее сухих перешейках между болотами появилась вода. Солончаковая земля быстро раскисала. Дожди шли мелкие и холодные...

   Первым приехал в бригаду и сообщил о стопроцентной сдаче хлеба государству все тот же Миша Поцелуев, работавший уже на двух лошадях. Миша влез на молотилку и торжественно произнес:
   — Друзья мои, я привёз вам радостную весть — колхоз выполнил план хлебозаготовок государству.

   А хлеб всё прибывал и прибывал. Бригады двух друзей работали, не покладая рук, добиваясь того, чтобы ни одного снопа не осталось в поле, чтобы дать родному государству как можно больше зерна сверх плана.

   Не менее ответственно было работать и на комбайнах. В 1943 году на полях области работало 465 комсомольско-молодёжных комбайновых агрегатов. Штурвальные, как молодые капитаны, оглядывали взволнованное поле спелого хлеба. Комбайн — красивая машина. О нем говорят с любовью.

Он движется всё торопливей,
Врезаясь в голубой проём,
Он тонет в золотом заливе
Необычайным кораблём.
Ему легко, ему просторно
Он чувствует земную дрожь.
Волнуясь, перед ним покорно
Склоняется густая рожь.

   Не будь машин, изготовленных нашей промышленностью для сельского хозяйства, мы не имели бы таких больших успехов, какие имели даже в трудные годы войны. Забота партии и правительства о наших полях помогла нам решить caмые трудные задачи с наименьшей затратой сил. Имея машины, сельская молодёжь быстро овладевала техникой. В годы войны в наших колхозах росли и крепли молодые кадры тружеников сельского хозяйства.

   Постоянным источником этого роста кадров были те оси ростки, которые только-только выходили из пионерского возраста. На комбайнах, тракторах и на сложных молотилкам стали работать девушки. Большинство юношей и девушек к этому времени успело окончить 7—8 классов школы, что значительно облегчило задачу подготовки кадров военной времени.
   В 1942 г. без отрыва от производства в кружках механизации было обучено 17 тысяч молодых колхозников, а в 1943 году такими курсами было охвачено ещё 13 тысяч.

   Комсомольские организаторы, вместе с руководителям колхозов и МТС, подбирали кандидатуры на курсы трактористов, в школы механизации сельского хозяйства из числа лучших. Они заботились о материально-бытовом устройстве курсантов, помогали хозяйственникам оборудовать общежития, красные уголки или комсомольские комнаты. В школы механизации, которых в области было три, подбирались лучшие комсомольские руководители и лучшие специалисты преподаватели. В годы войны для учащихся старших классов было обязательным знание одной из машин сельского хозяйства — трактора, комбайна или автомашины.

   Наступала весна 1942 года. Перед выездом в поле Обком комсомола совместно с сельскими райкомами разработав условия социалистического соревнования женских тракторных бригад. Для руководства ходом соревнования была создана областная комиссия под председательством секретаря Обкома ВЛКСМ.

   В ответ на призыв своих подруг — трактористок Орджоникидзевской области знатные трактористки нашей области писали: «Наш долг, наша священная обязанность работать так, чтобы наши отцы, братья, мужья на фронте не беспокоились о родных колхозах, не думали о том, что земля останется пустующей. Работать так, чтобы в день, когда наши родные воины вернутся с победой, мы могли бы, не краснее, посмотреть им в глаза».

   Они взяли на себя обязательства выработать на каждая трактор не менее 600 га, проводя сев, уборку, подъём паров и зяби в максимально короткие сроки с соблюдением всех правил агротехники. Добиться значительной экономии горючегo. Беречь врученные машины и строго по графику проводить технический уход, к концу сезона сдать все тракторы и прицепной инвентарь в хорошем техническом состоянии.

   Девушки-трактористки сдержали свое слово. Итоги работы большинства женских бригад оказались хорошими. В передовые вышли: бригада комсомолки Кузнецовой из Кыштовского района. Бригада добилась того, что ежедневно выполняла нормы на 170—180 процентов. Комсомолка Мария Романовна Чертолыс из Юдинской МТС на тракторе «Дизель» вспахала 797 гектаров, сэкономив 538 килограммов горючего. Мария Чертолыс была несколько раз премирована грамотами Облисполкома, Обкома и ЦК ВЛКСМ. Молодая трактористка Анастасия Луценко из Романовской МТС выработала на колесном тракторе 454 гектара при норме 178 гектаров, сэкономив 2677 килограммов горючего. Комсомолка Александра Амельченко, трактористка Сибирского конезавода, на 15-сильном тракторе поднимала 538 гектаров или 168 процентов плана, экономя при этом много горючего. Напряжённая работа не мешала ей принимать активное участие в общественной работе конезавода.

   В большинстве случаев передовики социалистического соревнования были передовиками общественной работы, организаторами и вожаками сельской молодёжи.
Перед началом сева молодёжь ставила себе задачу — получить такой урожай, какой они хотели, а не такой, какой мог бы получиться. «Сельское хозяйство, — говорил комсомольцам секретарь Обкома партии, — это такое хозяйство, от которого можно получить всё, что вы только захотите. Здесь всё в наших руках. Если мы приложим все силы, все средства, которыми располагаем, полностью выполним агротехнические и зоотехнические мероприятия, то получим то, что хотим».

   Комсомольцы села приняли активное участие в проведении зимних агротехнических мероприятий: в сборе и вывозке на поля местных удобрений. К сбору удобрений были привлечены пионеры и школьники. Молодые колхозники изготовили и расставили щиты для снегозадержания. Комсомольцы приняли шефство над лошадьми. Рабочие лошади были закреплены за постоянными работниками. Был сохранён и подготовлен семенной материал. Для охраны семян комсомольцы создали три тысячи контрольных постов.

   Весной 1942 года сельская молодёжь собрала много семенного зерна для посева, было собрано 500 тонн срезок клубней картофеля, подготовленных по методу академик» Лысенко. Особенно хорошо эта работа была организована в Чистоозерном, Маслянинском, Куйбышевском и Купинском районах.

   Комсомольском молодежные бригады доказали, что они способны решать в условиях войны большие и трудные задачи. В напряжённом труде, в борьбе за военные урожаи выросли прекрасные стахановцы полей, смелые, инициативные руководители звеньев и бригад, умеющие вести общественное колхозное производство. Всей области известно имя председателя колхоза «Стахановец», Крапивинского района комсомольца Петра Одоева, всегда бывшего среди первых, хотя его колхоз испытывал большие трудности.

   Не хватало сложных машин. В работу пошли все конно-уборочные машины, но и их было мало. Началось широкое движение за скашивание одной машиной 100 гектаров за сезон, многие скашивали вдвое больше, особенно купинцы, где более 100 машинистов перевыполнило свои обязательства. Всё пошло в дело. Тысячи молодых колхозников и колхозниц научились в эти годы хорошо владеть косами и серпами.

   В честь 63-летия рождения товарища Сталина по всей области началось патриотическое движение по сдаче хлеба в фонд Красной Армии из своих личных запасов. Комсомольцы шли впереди. Семь комсомольцев — трактористов Каргатского района — сдали 1702 килограмма зерна. Татьяна Петухова - лучшая трактористка области — сдала 318 килограммов, Николай Наумин — 215, Василий Лепешкин — знатный бригади тракторного отряда Маслянинского льносовхоза — сдал 312 килограммов. Тракторист Лушниковской МТС тов. Безручко сдал 12 пудов и внёс на постройку экскадрильи «За родину» 2000 рублей. Так было повсеместно.

   Комсомольские организации сел нашей области беспокоились не только за судьбу наших колхозов, но и за судьбу колхозов освобожденных от немцев районов и областей. Нужно было помочь им ликвидировать последствия хозяйничания немцев. А ликвидировать можно было только общенародными усилиями. Так комсомольцы колхоза «Политотделец» сообщали молодёжи области: «Мы берём шефство над колхозом «Первое мая» Ворошиловского района, Воронежской области, и обязуемся для этого колхоза выделить своих личных хозяйств, а также из хозяйства колхоза: 10 коров, 15 овец, 20 свиней, которых будем кормить и растить с весны 1944 года. Сейчас мы готовим для отправки воронежцам 10 комплектов сбруи, 2 телеги, 4 плуга, 6 борон,
20 кубометров леса, 50 стульев, 10 столов, 2 ящика стекла, 200 железных лопат, 100 тяпок, 100 учебников, 250 тетрадей для школы, 300 пудов картофеля и 50 индивидуальных посылок».

   На благородный почин откликнулись все колхозы. Был организован эшелон с подарками воронежцам. Все хотели, чтобы его отвёз подшефникам Герой Социалистического Труда знатный машинист Николай Лунин.

   В годы войны ещё более росла и крепла связь между городским и сельским комсомолом. Комсомольцы города послали в деревню около 10 тысяч комплектов инструмента для трактористов и комбайнеров. Только в 1943 году ими было послано в села 39147 комплектов самых различных наименований. Особенно помогли комсомольцы города тем, что каждая шефствующая организация посылала своим подшефникам ремонтную бригаду из числа лучших комсомольцев и молодёжи. Кроме этого, в деревню ежегодно направлялись агитаторы-комсомольцы. Только во время уборочной 1942 года в колхозы была послана тысяча комсомольских агитаторов. В области работали 44 агитбригады, организованные комсомольцами города.

   В сельских районах работало 350 политруков, посланных Обкомом комсомола, основная задача которых состояла в укреплении комсомольских организаций — в подборе и воспитании руководящих кадров сельского комсомола. В начале войны в сельских районах области работало 550 изб-читален, 31 дом культуры, 36 районных библиотек и 110 колхозных клубов. Многие избы-читальни были открыты во время войны, отражая возросшие культурные, духовные потребности советской деревни.

   В долгие зимние вечера, после работы, молодёжь приходила в избы-читальни, клубы, где она могла услышать беседу доклад или лекцию. Многие ходили туда, чтобы почитать книгу или газету. «Комсомольская правда» всегда была любимой газетой сельской молодёжи. В ней молодые колхозники прочли роман А. Фадеева «Молодая гвардия». Клубы стали культурными центрами колхозов.

   Комсомольская молодёжь села, напрягая все свои силы в работе на колхозных полях, мечтала о красивых сёлах, садах, парках и находила время украшать улицы зелёными деревьями, садами и палисадниками, потому что сельские комсомольцы вместе со всем народом всегда верили в то, что и на нашей улице будет праздник.


ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВ