КЗС. 2. Рождение подвига

Василий Дмитриевич Фёдоров
РОЖДЕНИЕ ПОДВИГА.

   Суров наш край, особенно зимой, когда трещат морозы и гуляют снежные вьюги. Молодой сибиряк с детства привыкает выстаивать под бурями, не дрожать перед холодом. В борьбе с природой в нём развивается внутренняя энергия, которая противостоит всему. В молодом сибиряке с  отроческих лет устанавливается строгий режим экономии этой внутренней энергии, как бы в постоянном предчувствии, что  она потребуется на большие дела. Может быть поэтому за сибирскими парнями установилась необидная репутация суровых и молчаливых.

   Да, суров наш край, и кто побывал в нем, никогда не забудет его могучей и гордой красоты. Можно покинуть его, но расстаться с ним невозможно. Мы любим его не только за дремучую тайгу и берёзовые рощи, не только за ясные вербы на талых косогорах. Мы любим его за то, что с ним связаны наши надежды на радостное торжество коммунизма.

   Он часть того большого, что мы называем одним словом — Родина. Во время войны мы по-настоящему проникли в глубокий смысл имени — Советская Россия.
Молодые сибиряки воевали на всех фронтах Отечественной войны, и везде, где бы ни воевали, они заслужили любовь и уважение бойцов и командиров. Они сражались в далёком Заполярье, защищали Ленинград, освобождали Украину и Белоруссию, Латвию и Эстонию, Польшу и Литву. Наши бойцы защищали волжскую твердыню — доблестный Сталинград. Участники великих битв за город Сталина с гордостью теперь носят медали за его оборону.

   Среди его защитников был бывший секретарь Купинского райкома ВЛКСМ капитан Падерин. В письме на имя Обкома комсомола он кратко писал: «Сталинград мы не сдали». Его письмо пришло в Новосибирск в то время, когда собрался очередной пленум Обкома, призвавший всех комсомольцев и всю молодёжь области к новому трудовому подъёму. Письма присылали со всех фронтов Отечественной войны. Бывшие комсомольские руководители и рядовые члены комсомола интересовались жизнью тыла.

   Комсомолец всегда чувствует ответственность не только за себя, но и за своего товарища, за свою комсомольскую организацию. Это чувство ответственности хорошо передала воспитанница Новосибирского комсомола Галя Гололобом: «Смерть не один раз смотрела в мои глаза, но я продолжаю жить. Когда я иду в бой, то мне кажется, что рядом со мной идут комсомольцы-сибиряки и помогают мне».

   До войны много пришлось поработать молодым сибирякам. Они валили леса, корчевали пни, рыли котлованы новых строек, водили тракторы, плавили железо. Такая выучка оказалась очень полезной. Пригодилась и страсть сибиряка к охоте. Если раньше он стрелял в зверя, стараясь не попортить шкурки, то на фронте он стрелял в зверя, уже не беспокоясь за его шкуру. В боях за родину сибирские комсомольцы не жалели крови и самой жизни. «Нужно иметь стальное сердце, чтобы тело было неуязвимо», — говорили фронтовики.

   В грозные для Родины дни 1942 года зародилась идея создания Сибирской добровольческой дивизии. Тогда же было принято решение и послана телеграмма товарищу Сталину с просьбой разрешить организацию такой дивизии. В ночь на 4 июля был получен ответ. Вождь дал своё согласие. Как только стало известно о создании дивизии, тысячи коммунистов, комсомольцев, рабочих и колхозников подали заявления в райкомы и горкомы партии и комсомола, в райвоенкоматы и горвоенкоматы с просьбами зачислить их в эту дивизию. Вот одно из таких заявлений. Оно написано комсоргом ЦК ВЛКСМ одного из предприятий г. Новосибирска В. А. Королевым:
 
«Сейчас формируется особая коммунистическая Сибирская добровольческая дивизия, призванная доказать немецким захватчикам, на что способны коммунисты и комсомольцы, освобождая свою священную советскую землю. Хочу быть в рядах этой дивизии. Заверяю Вас, что буду достойным бойцом этой дивизии и не посрамлю её почётного звания. Буду свято хранить традиции ленинско-сталинского комсомола в его боевых действиях».

   В каждом слове комсомольских заявлений сказывалось высокое сознание своего гражданского долга. Среди подавших заявления было много девушек, коммунистов, комсомольцев, а также много непартийных большевиков удостоились высокой чести служить в Сибирской дивизии. Так была создана первая в истории Советской Армии добровольческая дивизия сибиряков.

   «Сколько радостей было, когда просьбу мою удовлетворили,— писала Галя Гололобова. — Среди нас был молодой поэт Борис Богатков. На сборном пункте он прочёл нам своё стихотворение:

Молодость девичьими руками
Обнимала и ласкала нас.
Молодость холодными штыками
Засверкала на фронтах сейчас.
Молодость за все родное биться
Повела ребят в огонь и дым.
И хочу я присоединиться
К возмужавшим сверстникам своим.

   И сверстники присоединялись со всех концов нашей области. Трудящиеся Новосибирской области проявили забот» по снаряжению и оснащению этой дивизии. Рабочие-стахановцы оборонных заводов выполняли и перевыполняли нормы в два-три раза. Рабочие давали для своей дивизии сверх, плановое вооружение и боеприпасы. Швейная фабрика имени ЦК швейников готовила одежду, фабрика имени Кирова — солдатскую обувь. Колхозники послали в подарок бойцам мясо, овощи, мёд. Домашние хозяйки шили бельё, вышивали кисеты. Дивизия в короткий срок получила боевую форму. Зазвучала песня дивизии:

Из сибирских далёких просторов
От Оби — полноводной реки,
Из колхозов, из шахт и заводов
Лавой двинулись сибиряки.

   Первая остановка дивизии была под Москвой. Там же 27 сентября собрался комсомольский актив дивизии. На этом активе комсомольцы произнесли слова клятвы в верности большевистской партии и родному советскому правительству.
   Дивизия прошла трудный боевой путь, начав бои на Калининском фронте. Дивизия билась за город Белый и с честью выполнила свою боевую задачу. Труднейшей была операция в районе города Великие Луки. Не менее трудными были бои и в районе города Локня. Коммунистическая дивизия сибиряков в своём победоносном продвижении вперёд была подлинной дивизией героев.

   Командир роты тов. Журавлев с группой своих бойцов ворвался в деревню Дубровка и занял ее, истребив более 100 немцев. Сам Журавлев погиб в этом бою смертью героя Бойцы роты поклялись отомстить врагам за смерть своего командира. Мужество и отвагу проявил старший сержант Серёжкин, принявший на себя командование батарей. Батарея уничтожила 20 немецких дзотов и блиндажей, 12 огневых точек, 7 танков и более 300 гитлеровцев. Командир уничтожил 4 танка противника. При отражении контратак на деревню Симоновка Серёжкин сам стал к орудию и с одного выстрела поджёг танк. Когда на него напала группа немецких автоматчиков, он из автомата убил двух офицеров, а остальных обратил в бегство. Во время другой контратак немцев в районе Круглой рощи, он лично подбил 3 танка, получив при этом тяжелое ранение.

   Боевая жизнь Сибирской дивизии полна примерами храбрости и героизма. Мужественно сражались артиллеристы. На 4-ю батарею, стоявшую на открытой позиции, пошли в атаку 17 танков и батальон пехоты противника. Командир батареи Коваленко, парторг Бобин и агитатор батареи комсомолец Есельсон обошли бойцов и призвали их драться до последнего снаряда. Батарея открыла огонь. Заметалась вражеская пехота, запылали подбитые танки врага. Заметив батарею, другие танки открыли по ней шквальный огонь. Была подбито сначала одно, а потом другое орудие. Поредели орудийные расчёты. Погиб агитатор Есельсон. Ранило командира батареи Коваленко. Но снаряды ещё были, и раненый командир, опираясь на плечо молодой санитарки Полины Савостиной, встал за орудие и расстреливал в упор наседавших немцев. Вышли все снаряды. В живых осталось только двое — раненый Коваленко и санитарка Савостина. Они продолжали отстреливаться из автоматов. Упал командир. Девушку ранили в ногу, но она продолжала стрелять до тех пор, пока осколок снаряда не оборвал её жизнь. Только за три дня до этого смертельного боя Полина была принята кандидатом в члены коммунистической партии. В кармане гимнастёрки она хранила кандидатскую карточку вместе с комсомольским билетом. Весь личный состав батареи погиб, выполняя боевую задачу до конца, но никто не дрогнул, никто не побежал с поля боя.

   Самым молодым бойцом был воспитанник полка 15-летний комсомолец Юра Тетёркин. Когда захватили деревню Дубровку, немецкий автоматчик, укрывшись на чердаке одного из домов, расстреливал наших бойцов и командиров. Юра пробрался на чердак и из пистолета застрелил засевшего там фрица. Командование наградило Юру Тетёркина орденом «Красная Звезда».

   Кто забудет комсомольца Павла Комарова? В один из жарких боевых дней он более десяти раз устранял повреждения на линии связи. Новый разрыв линии произошёл на открытом пустыре. Под огнём врага Павел зачистил концы и соединил их в своей руке, но осколок снаряда смертельно ранил Комарова. Он умер, держа в руке соединённые концы телефонного провода.

   Поступками комсомольцев всегда руководили высшие цели. Гвардии сержант Ермаков, комсомолец-разведчик, шёл в наступление с пехотой. Он увидел, что командир его отделения ранен, немцы пошли в контратаку, намереваясь захватить
раненого командира. Под огнём немцев Ермаков вытащил его из траншеи и понёс в тыл. Его убило в момент, когда oн сдал командира в надёжные руки.

   У достойных бойцов были достойные фронтовые подруги.  Только за один ожесточённый бой за Днепр на «Острове смерти» комсомолка Катя Хакимова вынесла с поля боя много бойцов и офицеров. Правительство высоко оценило мужество санитарки. Ей вручили орден «Боевого Красного Знамени».
 
   Среди 23 бесстрашных героев, первыми вступивших на правую сторону Днепра, был новосибирский комсомолец Михаил Шапочкин. Под прикрытием артиллерийского огня эта маленькая горстка отважных стремилась вперёд. До линии немецкой обороны оставалось только 300 шагов. Ещё несколько стремительных бросков — и цель будет достигнута. Немцы всполошились. Они открыли сильный фланкирующий огонь, стараясь прижать к земле атакующих гвардейцев. Замертво упал лейтенант, командир группы. Казалось, ещё минута такого огня и не хватит усилий преодолеть эту смертельную завесу.

   Ефрейтор Шапочкин понимал, что если немцы прижмут бойцов к земле, то вся операция по захвату правобережного плацдарма сорвется. Высоко подняв над головой свой пулемёт, он стремительно бросился вперёд, достиг вражеских траншей и в упор начал расстреливать немцев. В рукопашной схватке с бойцами Советской Армии немцы не выдержали боя. Бросая оружие и раненых, они устремились ко второй линии укреплений.

   Шапочкин принял командование на себя. Одна немецкая атака следовала за другой. Из 23 бойцов к вечеру осталось только семеро. Молодой комсомолец, почерневший от пороха и дыма, бился со своим пулеметом на правом фланге. Ране¬ный в левую руку, он продолжал стрелять. При отражена 13-й атаки пал последний дравшийся рядом с ним гвардеец, он остался один. Пользуясь замешательством немцев, он установил 3 пулемёта: два дегтяревских поставил на флангах, а «Максима» — посредине. Перебегая от пулемёта к пулемёту, он отражал атаку за атакой целого подразделения немцев, которые и не знали, что против них всего один советский гвардеец. Двое с половиной суток бился герой, но выдержал бешеный натиск врага и отстоял плацдарм.
   Правительство присвоило Михаилу Шапочкину звание Героя Советского Союза.

   Александр Смердов в поэме «Пушкинские горы», посвящённой памяти наших молодых поэтов-воинов Георгия Суворова и Бориса Богаткова, ярко нарисовал рождение подвига. B гepoe поэмы Снежкове нетрудно узнать Богаткова.

...Сейчас — минута дорога —
Она пришла, настала...
В глаза багровая пурга
Озлобленно хлестала.
Вперед, вперед — стихи поют
Над глухотой, над болью:
«Есть упоение в бою»
Не это ль, не оно ли?

  Да, это было оно — упоение боем, упоение собственной силой, начавшей боевую песню:

Среди живых и мертвых тел,
Среди огня и боя Снежков поднялся и запел,
И голос над землей взлетел,
Как знамя боевое.
Над ревом минным, над огнем,
Над оголтелым визгом
Летела песня — об одном
Таком далёком и родном —
О городе сибирском.

   Борис упал. Его песня еще звучала, когда он был уже мертв.
Так беззаветно бороться с врагами могут только люди сталинской закалки, у которых есть что защищать в жизни. Такая самоотверженность могла родиться только у советского народа, для которого коммунизм является делом его жизни.

   В годы Великой Отечественной войны неослабно звучал лозунг: «Всё для фронта, всё для победы». Трудясь по-фронтовому, комсомольцы и молодёжь нашей области с честью выполнили свой долг перед родиной. Фронт и тыл были неразрывко связаны. Героические подвиги бойцов на фронте вызывали такой же героизм в тылу.

   Подвиг рождался из одного общего стремления победить фашизм, дать возможность советским народам строить свою счастливую жизнь. Эти подвиги не были временным проявлением советского характера, они зрели в комсомоле ещё задолго до боевых дней, в годы мирного строительства. Проходя всестороннюю школу труда, молодёжь области росла и под руководством большевистской партии и её вождя товарища Сталина воспитывала в себе неуклонную волю к победе.


ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВ