Детство, опаленное войной

Наталья Олейник 3
Всё дальше от нас уходят годы Великой Отечественной войны, всё меньше остаётся живых свидетелей тех страшных и героических лет. Наше поколение ещё может услышать воспоминания родных и близких, переживших войну. Я думаю, это очень важно – знать, что твоя семья причастна к истории твоей страны. Иначе и быть не может.
Я хочу рассказать вам о своей прабабушке – Евграшовой Антонине Фёдоровне. Когда началась война, ей исполнилось тринадцать лет и жила она в Ленинграде. На этот город был направлен главный удар немецкой армии в сорок первом году. Гитлер решил, чтобы первым захваченным городом стал именно Ленинград. Но его планам не суждено было сбыться, началась самая страшная и жестокая блокада Второй мировой войны – блокада Ленинграда.
В начале блокады, Тоня жила с мамой и младшими сестрой Ниной и братишкой Витей. Папа её, Фёдор Иванович, воевал на фронте. Ушли на фронт и два старших брата – Николай и Дмитрий, которые пропали безвести. Блокада – это не только железные тиски голода, но и постоянные бомбёжки, которые уносили немало жизней. Вскоре мама прабабушки, Александра Ивановна, погибла во время бомбёжки, когда возвращалась после работы домой. Тоня осталась в семье за старшую. Хлебный паёк она делила на троих и большую часть отдавала малышам, так как они постоянно хотели кушать. Сама же Тоня ела один раз в день. Приехавший с фронта отец, устроил детей в детский дом. Хотя даже это было трудным делом, и ему помог его командир.
В детском доме их разделили, поселив на разных этажах. Кормили плохо и дети пытались добыть еду самостоятельно. Через некоторое время брат Витя умер. Тоня узнала об этом после долгих расспросов воспитателей детского дома. Ниночка часто прибегала к сестре со слезами и оставалась у неё ночевать. Антонина прятала её под одеялом во время проверки, ей тоже не хотелось расставаться с сестричкой.
Прабабушка со слезами на глазах рассказала мне такой случай. Ранней весной, когда набухли почки и стали распускаться первые листики, старшие девочки решили выбраться через окно спальни по простыням и сбегать на Марсово поле за листиками и почками липы. Их можно было есть, они были такие вкусные! Делали это они по ночам, спускаясь со второго этажа по связанным простыням. И однажды, когда спускалась именно Тоня, её поймал директор. Он отвёл её в свой кабинет и высек солдатским ремнём, строго-настрого запретив рассказывать об этом. Но у девочки был друг – отчаянный и смелый мальчишка. Увидев следы на руках и ногах от металлической пряжки ремня, он нашёл способ сообщить об этом в милицию. Директора, Оскарда Соломоновича, арестовали, и дети его больше не видели.
Тоня и её сестра Нина дожили до полного снятия блокады Ленинграда.
Моя прабабушка Антонина жива и сегодня, ей исполнилось 87 лет. Всё моё раннее детство, до самой школы, я провела с ней. Мы гуляли в парке имени Бабушкина, она качала меня на качелях и катала на каруселях. Часто мы кормили голубей и уточек. Зимой бабушка катала меня на санках. И, конечно же, каждый день читала или рассказывала интересные сказки, пела красивые старинные песни. Она добрая и заботливая, хотя ей пришлось пережить в жизни много горя. Я её очень люблю!
 Олейник Наталья, 16 лет, шк. 692. 10-Б кл.