На торжестве фермера

Евгений Япрынцев
И вот опять я в этом домике,
И встреча будет горяча,
Ведь мы ни где-то, а у Доники
Андрея Дмитриевича.

Сегодня здесь его сторонники,
Которых он собрал окрест,
А кто мешал, все те раскольники,
Уж далеко от этих мест.

Они и в фермерство не верили,
Не зная, что и как создать,
А то, что сами же похерили,
Слабы доныне возрождать.

И потому успехи Доники
Верхам укор, бельмо в глазу.
Для них как зло его коровники
В каком-то Острове, внизу…

Я не склоняю тем вас к истине,
Что, мол, верха у нас плохи,
А что сильна Россия искони
Людьми природой от сохи.

Он жизнь познал не по учебникам,
Своим упорством всё достиг,
Ни у кого не был нахлебником,
А чем гордится – сам воздвиг.

Притом за чтоб ни брался Доника,
Во всём талант свой проявлял.
А сколько он нашёл поклонников,
Когда со сцены удивлял!

Свидетель сам тому, действительно,
Он удивил народ сполна,
В театре местном восхитительно
Сыграв героя Шукшина.

Вот как понять его субстанцию?
Дерзать, отбросив все авось!
Он и спортивную дистанцию
Бежал быстрей, чем резвый лось.

Так покорял он все дистанции
(О том дела его гласят)
И добежал до той инстанции,
Где говорят: «Вам шестьдесят!

И двадцать лет Вы, фермер Доника,
Как был один – один и есть!»
Кому-то кол по экономике,
А Вам, Андрей, хвала и честь!»

…Кончая спич Андрею возданный,
Я оглашу последний пункт:
Так выпьем же под, им же созданный,
Экологический продукт!
**********************************

ВЕСНА В ОСТРОВЕ
Своё название деревня Остров оправдывает только во время весеннего паводка, когда выбраться оттуда можно лишь водным путём. Тех, кто там поселился впервые, это не смущало, ибо были они крестьянами и знали, что такое, когда тебя окружают заливные луга. Знал это и нынешний фермер А. Доника. Деревней это место сейчас уже не назовёшь, поскольку её, как таковой нет, и кроме самого фермера там проживают те, кого Андрей Дмитриевич пригласил с «большой земли» работать в своём хозяйстве. На деревню их всех не наберётся, разве что - на среднюю семью.
Этой весной по приметам фермера, большой воды не будет, а  лето, скорее всего, выдастся сухим.
      - А о том, как я пережил зиму, - поведал Доника, - могу сказать конкретно и даже с гордостью. Вот ищу, кому реализовать сено, которое у меня останется после зимовки. Даже после того как часть его отправил в Коми земляку, начинающему фермеру. Он в Айкино купил по остаточной стоимости три бывшие совхозные фермы. Если бы 20 лет назад на меня свалилось такое счастье, моё бы хозяйство было лучшим в области. Сейчас он их ремонтирует, а к осени будет заселять туда коров. Купил он и новую технику. Вот если бы все вкладывали свои деньги не в зарубежные банки, а в производство и сельское хозяйство своей страны, жили бы мы не так, как сейчас. 
      Что касается моей фермы, то у коров сейчас пора отёлов. У крестьян не принято говорить про то, сколько у него скотины, сколько надоил молока, сколько родилось телят - поэтому о приплоде скажу так: 80% телят – тёлочки. Видимо, это соотношение регулирует сама природа, а я, конечно, радуюсь тому, что есть чем пополнять и омолаживать своё стадо. Коровы же и племенной бык у меня северные, холмогорской породы.
      Кормлю я их не только сеном. Вот отправил машину за комбикормом. Четыре тонны есть, столько же привезут. Летом его идёт меньше, поэтому хватит до осени, то есть, до нового урожая. Запас дизельного топлива имею на два года, купил ещё до кризиса. От земляка из Айкино привёз десять мешков кормовых дрожжей, которые нужны для крупно рогатого скота. От него же привёз и кукурузы для кур. Кормлю их, как в Молдавии. Прошлое лето было дождливым, и пригодных для заготовки сена дней выпало только десять, но и их мне хватило. А сено получилось первоклассное, так как травы напитались соком, и смотреть с каким аппетитом его поедают бурёнки, одно удовольствие.
      Сейчас, куда ни посмотришь, люди больше питаются химией. Не зря же сказал Путин, что пора ограничить ввоз сельскохозяйственной продукции из-за границы и обратить внимание на отечественного производителя. Недавно по телевизору показывали, как русский кот не хотел есть импортную сметану, а от отечественной, натуральной, его нельзя было оторвать. Если мне будут помогать (особенно местные власти) в расширении хозяйства, то не за горами время, когда все урдомчане на своём здоровье почувствуют, насколько полезнее для них продукция местного фермера Доники. По крайней мере, обеспечить Урдому свежей и экологически чистой мясомолочной продукцией мне по силам.   
      С техникой у меня тоже всё нормально, - продолжил Андрей Дмитриевич, - ибо телегу к лету, по известной пословице, готовлю зимой. Отремонтировал ворошилку для сена, перед сенокосом её проверю. Косилки перебрал ещё осенью, а в прессе осталось отрегулировать муфту. Купил два подержанных трактора в хорошем состоянии, один из них – погрузчик. Капитально отремонтировал в специализированных мастерских два дизельных мотора. Когда моё хозяйство посещал новый руководитель департамента сельского хозяйства Макарьин, оно ему понравилось, так что я рассчитываю и на его поддержку.
Губернатор Михальчук обещал помочь в оформлении документов на мой дом в Острове, построенный рядом с фермой, а также в получении кредита на развитие хозяйства. Указание он дал, бумаги у меня уже есть, можно идти в банк. Но получать кредит, учитывая прошлый опыт, я не тороплюсь.
      Дело в том, что кредит, четыре миллиона рублей под 28%, я уже брал в 1993 году. Тогда коммерческие банки предоставляли их под 83%., а разницу (55%) мне должен был гасить Центральный банк. Но когда в течение полугода Центральный банк мне не выделил ни копейки для погашения разницы в процентах, то пришлось потратить на это половину взятого кредита. А когда Центральный банк всё-таки вернул мне деньги, они из-за обвала рубля настолько обесценились, что ничего не стоили. Правда и мне после этого ничего не стоило вернуть каких-то четыре миллиона… Можно сказать, что тем кредитом я практически не воспользовался.
      Сейчас картина с кредитом практически та же, только под 18-20%. Я слежу за ситуацией и знаю, что Центральный банк за последние три месяца никому из кредиторов не перечислил денег для погашения разницы в процентах. Есть даже предпосылки к тому, что он и вовсе не будет её погашать. Чтобы застраховать себя от такого развития событий, я обратился в областные структуры с просьбой заключить со мной договор, в котором бы администрация области освобождала меня от разборок между банками, чтобы у меня была возможность спокойно работать. Пока  такой договор в письменном виде со мной в области заключать не желают, и я, естественно, не иду в банк за кредитом.
      Теперь о дороге из Острова, протяжённостью четырнадцать километров, в которую я вложил массу средств, подтверждённых документами и законодательными актами. Сейчас официально признано, что такая дорога действительно есть, и она находится на балансе района. Поскольку мне она нужна больше других, то по заключённому договору с районом, я её и обслуживаю. А вот средства, которые я вложил в дорогу до того, как её признали существующей, мне возвращать не хотят даже через суды. Надежду их получить я не потерял и отправил бумаги в Страсбургский международный суд.
      Пока фермер рассказывал о дороге, во мне всё ещё сидела история с его кредитами. Не вылетела она из головы даже после сообщения Доники о Страсбургском суде.
      - А зачем тебе нужны эти кредиты? – спросил я Андрей Дмитриевича.
- После того, как я построил новый сарай для хранения сена, (старый служил 20 лет) удлинил и капитально отремонтировал коровник, обшив профильным настилом, обезопасил его от пожара минеральной ватой и увидел как это красиво, мне захотелось большего, то есть, построить для коров другую ферму. В старой же, начать откармливать свиней и думать о переработке продукции. А возвести новую ферму под ключ по самым современным технологиям, мне наперебой предлагают две специализированные фирмы.
- Но если область не даст тебе письменной гарантии по защите кредита?
- Посыпать голову пеплом не буду, поскольку в своём хозяйстве достиг намного больше, чем предполагал. А дальше – жизнь покажет... Наши чиновники всё ещё не научилось выполнять взятые на себя обязательства перед сельхозпроизводителем. Чем дальше от него находятся, тем хуже у них память. Вот район свои дотации мне перечисляет, а область забывает. Если же перечисляет, то не вовремя и частями: шесть тысяч рублей, три, сорок пять рублей 29 копеек… Какой-то хитрый бухгалтер там сидит, думает, что этими копейками меня запутает. С декабря месяца и вовсе ничего не перечисляет. Думает, что я не веду учёт, не знаю, сколько сдал молока за год. Сейчас на область мне выходить легче, поскольку при районной администрации есть отдел сельского хозяйства, который возглавляет Карпов В.Л.
- А кому ты поставляешь молоко?
- Больнице, четырём детским садам, яслям, школам, молочной кухне, в торговую сеть, частным лицам. И не только молоко, но и мясо…
В это время у Доники зазвонил мобильник. После того как Андрей Дмитриевич обменялся с кем-то несколькими фразами, лицо его озарила довольная улыбка.
- Что тебе такого радостного сказали? – спросил я фермера.
- Комбикорм везут! Отличного качества!