Зорька

Туора
                пос. Мутиха, Пермский край, 18-19.05.2013; +15 °C

                дни 49-50-й

 

«Стефанька хочет молочка и тащит Зорьке хомячка…»
.
Ранним утром послышались звуки, которых в городе не услышишь. Наша палатка стояла неподалёку от сараюшки, где в хлеву обитала корова Зорька. Эмма Львовна доила корову. Звонкие струи молока бились о стенки и дно пустого ведра, создавая удивительную мелодию парного молока. Стешка приподняла головку и навострила ушки. Прислушивалась к непонятным звукам. В следующие утра эти звуки были сигналом к быстрому подъёму. Стефанию уже трудно было удержать в палатке. Она готова была коготочками разорвать сетку на выходе из палатки, чтобы устремиться к Зорьке. И не потому, что ей нравилась туповатая морда коровы, а для того, чтобы понюхать запах свежего парного молока, потереться о ноги доярки и затем насладиться вкуснейшим тёплым напитком. Блаженством наполнялась тогда усатая мордочка кошки. Она плавно отваливала от хлева и располагалась на сене, прогреваемом первыми лучами утреннего солнышка.

Эмма Львовна кручинилась, что не даёт нам поспать ранним утром. Ей было невдомёк, что я всегда рано встаю, и для меня наступает самое прекрасное время всего дня. Ещё спят росинки на лепестках цветов и травинках, на листьях деревьев и на паутине, раскинутой вдоль забора. Просыпается петух и сонно начинает кукарекать. Где-то в другом конце деревни начинает лаять собака. Замычали коровы, идя по улице на выпас к реке, где травы посочнее. Начинается утро…

А сыновья Виктора, Коля и Ваня, так сладко спят, что их даже не разбудил вкусный запах блинов, которые начала печь на чугунной сковороде хозяйка. Виктора утренняя заря застала на берегу реки Вишеры. Он с приятелями договорился о рыбалке и ночевал у них.

Меня поразило то, что у коров не было пастуха. Их просто выгоняли на улицу. Животные неторопливо шли к реке и паслись там сами до обеда. Потом, когда надо было днём доить коров, женщины выходили к реке и звали своих кормилиц. И те, как дрессированные, друг за дружкой, возвращались к своим избам. Зорька сама открывала калитку рогами, шла к хлеву и начинала приветственно мычать, зовя Эмму Львовну с пустым ведром и аппетитным пойлом. Но её опережала Стефания, ловко семеня лапками и увиливая от мокрого языка Зорьки, которая пыталась её полизать.

Молока было много. Хозяюшка гнала его через сепаратор, получая, таким образом, сливки, а затем охлаждала и квасила, превращая сливки в сметану. В ней столовая ложка не падала, когда её втыкали в горшочек. Вот такая густая была сметана, а про вкус я просто промолчу. Такую сметану я ел только в детстве. Много было и творога, и даже сыр умела делать Эмма Львовна. Вот такая красивая и умелая крестьянская женщина была матерью Виктора.

К обеду приехали рыбаки со своими трофеями. И опять Стефания преобладала в блаженном состоянии. Рыбу она любила не меньше сметаны. Да и Найда была довольна, только вела она себя более сдержанно. И Зорьку побаивалась, обходя её стороной.

19 мая когда-то был праздником у детей – День Пионерии. Сыновья Виктора мало себе представляли, кто такие пионеры.  Они были просто озорными ребятами, которые постоянно подтрунивали над своей бабушкой. И той приходилось отмахиваться от мальчишечьих шуток полотенцем. Оно всегда было при ней.

За вечерним ужином Виктор предложил интересную приключенческую идею, от которой трудно было отказаться. Он готов был забросить нашу экспедицию повыше к хребту, на реку Велс. Это километрах в восьмидесяти от Мутихи по грунтовой дороге. И оставить с нами в тайге своих двоих сорванцов на несколько дней. Затем он приедет за ними, а мы дальше пойдём в горы, пересекая Урал, в Азию. Надо было видеть озорные глаза мальчишек и слышать их «поросячий визг». Мальчишкам идея явно пришлась по душе. Только бабулька сокрушённо покачивала головой, но перечить сыну не стала. Коля с Ваней тут же начали сборы в дорогу. Они жаждали приключений и испытаний. И они их получили…

Но об этом в следующем рассказе.

14.06.2013

http://avantyra.ru/?p=3967