Русский платок

Марина Москвичева Белова
О, Русь Великая, О Русь Красавица,
Полна обычаев твоя судьба.
Хранишь традиции, земля страдалица,
Горит нетленная твоя звезда.

С далёких лет летит обычай старенький:
Покрыла голову своим платком...
Красива девица, ты душу спрятала,
Нечистой силушке закрыла дом.

Ведь на Руси тогда считали волосы
Замужней женщины за колдовство.
И страшно - "опростоволоситься",
Верх неприличия - то баловство.

Платочек был и мысли разные
Держал в порядочке, берёг от бед.
Укрыл он волосы её прекрасные -
Нечистой силушки пропал и след.

И предки верили в ту силу дивную,
Источник радости и божества.
И косу девица свою предлинную,
Лишь для любимого тогда плела.

О, Русь великая, ты помнишь, матушка,
Растили русичи на поле лён,
Потом полотнища там ткали лапушки
И вышивали крест-убрус* на нём.

И полотенце с золотою вышивкой
Носили девицы давным-давно.
Младые женщины, с какой же выдумкой
Вы украшали им своё чело!

Века летели вдаль, не зная старости,
И полотенце то сменил платок...
А век семнадцатый, не зная жалости.
Умчался вглубь веков и шаль - у ног.

Платки персидские узором славились,
И шалью были там наречены.
О, дева красная, ты в ней отправилась
Встречать любимого и ждать весны.

Помолвка издревле, то дело тонкое,
И без платка тогда не обошлось:
Отец надел на дочь... И детство звонкое,
Для милой девушки оборвалось...

Младые женщины носили пёстрые
И разноцветные тогда платки.
Гордились женщины цветной "причёскою",
А вдовам - чёрные, как угольки.

Подарка не было тогда приятнее,
Чем подарить платок иль шаль жене.
То уважение столь всем понятное:
Знак от любимого - родной вдвойне.

Платки узорные павлопосадские...
Иван Лобзин...** (О, да, - крестьянин он!)
Открыл ту фабрику павлопосадскую -
Платочков шёлковых цветной набор.

И век семнадцатый промчался быстренько,
век девятнадцатый судьбы венец...
И шерстяных платков, узор немыслимый,
Лобзин - Ивана правнук создал наконец!

Торговый дом открыл Василий с Яковым.
(Грязнов Василий - компаньон его)***
Платки посадские с рисунком красочным,
Он создавал для дам давным-давно.

Века вчерашние звенят аккордами,
Двадцатый век пришёл в один момент,
Но наносили всё резными формами,
Рисунок делался "доской манер"***.

Чтобы создать платок, усилий требует,
Усилий требует рисунок тот...
Как труден путь - художник ведает,
Но близился семидесятый год.

Шаблонов шёлковых такое множество,
Что позволяло им менять цвета.
Рисунок красочный - машин художество -
Узорным кружевом "играл" слегка.

Павлопосадские - полотна царские,
Соединяющих узоров нить.
И Осень с золотом,и лето красное
В платочках павловских переплелись.

Полотна дивные с густым орнаментом,
С цветочном привкусом края платка.
А в центре чаще располагаются,
Гирлянды маленького ещё цветка.

Фон чёрный, беленький и тёмно синенький,
Зелёный, красненький, молочный тон...
Платок с рисунками, конечно, миленький -
Цветов и образов большой бутон.

У них в традициях узоры древние:
Язычных образов и певчих птиц...
И лебедь белая, и жизни дерево -
Ведь у фантазии же нет границ!

Античных ваз набор, букеты разные
И виноградная весИт лоза...
Декоративные бобы орнаменты -
На огурце лежит слезы роса.

Платки ажурные, полупрозрачные -
На дивной ткани нанесли узор.
Павлопосадские платки приятные:
Подарок девушке - ласкает взор.
               07. 02. 2016г.

Стихотворение написано для этнографического музея школы №3 г. Самары


* Убрус — часть головного убора замужней женщины — полотенце, богато украшенное вышивкой. Укладывался вокруг головы поверх подубрусника — мягкой шапочки, закрывавшей волосы, — и завязывался или закалывался булавками.

** Иван Лобзин - Зачинателем дела (Павлопосадские платки) был российский крестьянин Иван Лобзин из Павлова Посада, с давних пор принадлежащего Троице-Сергиевой лавре. В 1795 году он открыл фабрику по выпуску шелковых платков.

*** -В середине ХIХ века его правнук Яков Лабзин со своим компаньоном Василием Грязновым начали производство шерстяных платков с красочным набивным рисунком и в 1853 году ими был основан Торговый дом.

**** -С момента основания фабрики до 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур рисунка — досками-«манерами», сам рисунок — «цветами». Создание платка требовало до 400 наложений.