Как читать произведения

Светозар Ясный
На сайте Стихи.ру есть Школа Поэзии и страницы с материалами по стихосложению для авторов. Лекции и
литературоведческие разборы полезны, конечно, всем. Однако, о процессах восприятия стихов,
возникновения и переживания соответствующих или несоответствующих чувств у разных читателей ничего не
пишут. Тем более, нет никаких рекомендаций для читателей, как путешествовать по безбрежным просторам
сайта, как погружаться в Поэзию, как читать произведения авторов. И, что особенно важно, нет даже элементарных
знаний о том, как писать содержательные отзывы и рецензии. В то же время, многие Авторы-Читатели выражают
свои недовольства и по поводу многочисленных пустых или агрессивных отзывов, и по поводу слабых стихов
своих “коллег”. Напрашивается вывод: каковы читатели, таковы и произведения авторов. И на сайте
действует закон – "какой спрос, такое и предложение".

Видимо, назрела необходимость формирования на сайте Культуры Чтения. 
Приглашаю всех заинтересованных к обсуждению и предлагаю
набросок рекомендаций, как читать произведения авторов.

1. Определиться со своей позицией Читателя и собственными ожиданиями.
Чтобы чтение было результативным, надо осознавать для чего читаешь.

2. Настроить себя и свой выбор произведений на волну ожиданий.
Чтобы чтение было эффективным, надо искать эмоциональные резонансы.

3. Читать не только то, что написано, но и “между строк”.
Самое сложное - понять, о чём Автор умолчал.
Без этого невозможно понять, о чём Автор написал.

4. В процессе чтения выделять авторские “находки”.
Интертекстуальные шаблоны и стереотипы создают общий усредняющий фон,
который при чтении отдельного произведения надо осознавать как фон.

5. Понимать и оценивать произведение на основе “презумпции иномыслия”.
Все люди мыслят и выражают свои мысли по-разному. Отрицательное отношение к
неправильно понятому смыслу может быть проявлением ошибочного представления
читателя.


Уважаемые Читатели! Заранее признателен всем за дополнения, критические замечания и ссылки на странички,
где пишут на эту же тему.

За время существования этой прозаической миниатюры здесь, в "рецензиях", были интересные отзывы
с обсуждением и комментариями. Поэтому добавляется шестой пункт рекомендаций.


6. После прочтения произведения знакомиться с его пониманием и критикой,
а также вопросами других Читателей и ответами Автора. Сопоставлять разные
точки зрения и смыслы для формирования собственных представлений.