Война и мир

Анна Хорватова
     Нет  нынче  более  животрепещущей  темы...  Но,  к  сожалению,  я  не  политик,  не  дипломат,  а  просто ... почитательница  Льва  Толстого.
     В  декабре  канал  «Культура»  решил  сделать  невозможное  возможным.  А  именно:  донести  до  каждого  россиянина  бессмертные  строки  «Войны  и  мира».  Совсем  ненавязчиво:  хочешь -  слушай, не хочешь - отдыхай. 
     Можешь  узнать (или  вспомнить)  только  завязку  романа,  можешь  сосредоточиться  на   описании  светской  жизни  двух  столиц  или  пережить  вместе  с  основными  героями  историю  их  любви...  Это — любителям  мирной  жизни.  Приверженцам  же   баталий  -  ярчайшие  картины  войны  с  Наполеоном...
                Весь  спектр

     Итак,  действо  длилось  четыре  дня...  с  небольшими  перерывами  на  другие  передачи, оставляя  ночи  для  общения  с являющимися  во  сне  героями  эпопеи...  Кто  только  не  читал  с  экрана  по  несколько  страниц  этой  великой  книги?  Не  знаю,  кому  досталось  начало -  светский  раут  у  Анны  Павловны  Шерер...  Думаю,  что  здесь  подошел  бы  дуэт:  Алиса  Фрейндлих  и  Олег  Басилашвили (князь  Василий).  Они  оказались  в  списке  чтецов, опубликованном  позднее.  К  сожалению,  я  слушала  не  с  самого  начала  и  урывками.
     Уверена,  что  участвовали  только  истинные  ценители  Великого  Льва. Возможно,  даже  был  устроен  некий  кастинг ( конечно,  не  для  знаменитых  артистов )  среди  желающих  в  различных  уголках  России...  Студенты  и  преподаватели, физики  и  лирики.
     Человек  пятьдесят,  не  менее,  друг  за  другом,  увлекали  слушателей  в  круговорот  русской  жизни  начала  19-го  века...   Приятно  было  видеть  актеров,  сыгравших  некогда  в  лучшем  фильме  Сергея  Бондарчука:  Людмилу  Савельеву (Наташу),  Олега  Табакова (Николая  Ростова),  Ирину  Скобцеву...  Последняя,  по-прежнему  прекрасная  и  величественная,  как  её  Элен,  расположилась  в  кресле  у  лестницы  в  Университете,  где  мимо  пробегали  вечно  спешащие  студенты.

                Припомним

     Петербургский  салон... Год  1805.  Фрейлина  Двора  встречает  гостей.  Мы  впервые  знакомимся  с  князем  Андреем  и  его  маленькой  княгиней,  с  семейством  Курагиных...  старший  сын - Ипполит,  дочь:  красавица  Элен ( как  эта  роль  подошла  А. Волочковой,  но  в  другом  отрывке).  Младший  сын - шалопай  Анатоль - в  это  время  развлекается  с  друзьями...  Под  стать  им  пока  и  Пьер,  спешащий  на  очередную  попойку.  Опасное  парИ!  Этот  кутеж  блестяще  прочитан  С. Безруковым.
     И  вот  уже  Первопрестольная - именины  Натальи  (мать и дочь) у  Ростовых...  Хлебосольная  Москва  требует  ярких  личностей,  типа  С. Соловьева  и  С. Крючковой:  надо  же  выразить  характер  добряка-графа  и  самой  Марьи  Дмитриевны,  с  чьим  приходом  все  встают, а  она  искренне  любит  Наташу,  называя  её  «зелье-девка» и «казак».
     Война  ещё  далеко -  на  полях  Европы,  где  в  Ольмюце -  ставка  двух  императоров,  а  рядом,  на  Аустерлицком  поле,  разворачивается  сражение  «двунадесяти»  народов, по  выражению  Толстого.  В  конце  его -  подвиг  Болконского  и... полный  триумф  Наполеона.  Читали  попеременно  В. Гафт  и  М. Плачидо.  Знаменитый комиссар-итальянец,  внешне  похожий  на  Садко,  конечно,  вызвался  сам - из  любви  к автору  и  русской  культуре  в  целом.
     И  опять  мирные  сцены: первое знакомство в Отрадном, на  балу  в  Петербурге,  дуэль  Пьера  с  Долоховым, приезд с войны  Николая.
     Диктор  Мария  Ситтель  и  её  партнер  с  толстенными  томами  «Войны  и  мира» стояли  в  центре  зала  в  неком  прекрасном  дворце,  коих  в  Москве  немало.   А  Дмитрий  Харатьян  вещал  в  домашней  обстановке,  но  в  так  идущем  ему  смокинге. 
     Помню,  что  сцену  признания  Наташи  и  князя  Андрея  воспроизводила  в  лицах  чета  Алферова-Бероев.  И,  кажется,  прямо  в  гостиной  Дома  Ростовых на  Поварской,  известном  и  ныне  всей  столице... Ксения  держалась  так  застенчиво,  как  и  подобало  её  героине,  а  Егор,  напротив,  объяснялся  уверенно  и  громко.
   Приближалась  знаменитая  сцена  охоты...

                Лучший  слушатель

     У  Толстого - зимняя  охота  с  борзыми ( в "зазимок"), и  у  нас  на  дворе  стояло  подобие  зимы,  а  в  Якутии  -  настоящая,  за  30  градусов...  Оленевод  в  «сагынньяке»*, стоя  близ  юрты,  легко  одолевал  страницы  с  натравливанием  борзых  на  волка, а  рядом  благодарно  внимал  ему  верный  друг - олень...  Он  слушал,  затаив  дыхание,  не  шевелясь  минут  15,  пока  хозяин  не  закончил  и  не  передал  другому.
     Красивая  якутка  сидела  внутри  у  очага  в  «таналай  соне»*  с  такой  же  толстой  книгой  и  на  прекрасном  русском  передавала  радость  Наташи,  гарцующей  среди  охотников  верхом  на  рысаке  и  сожаление  Николая  о  его  вечной  невезучести...  Рядом  девушка  и  юноша  тихо  наигрывали  народную  мелодию  на  хумусе  и  кырыымпе**.  После  чтения  невольно  вспомнились  предсказания  Пушкина — из «Памятника».


* - национальная одежда якутов
** - якутские  музык. инструменты

                ( окончание  следует )                9  февраля  2016 г.