Рассказ мамины руки

Евгения Савич
 
                рассказ.
                часть вторая.

Прервавшись на некоторое мгновение, чтобы погасить закоптившую свечу, я вновь мысленно помчалась к родному образу и тем прожитым в детстве событиям, которые в этот час волновали меня больше всего.
 Да зимой и летом, готовили блюда из овощей, которые растили на своём огороде. На зиму капусту, помидоры и огурчики квасили в бочки. Картошечку сушили, перебирали, чтобы не попалась порченая или порезанная лопатой и только тогда спускали в прохладный подвал, где она хранилась, конечно если её хватало, до самого нового урожая. Поскольку я всегда была рядом с мамой, мне были переданы все секреты ведения домашнего хозяйства вольно или невольно.
 Помню, как придя с ночной смены, мама приводила себя в порядок, одевала домашние вещи. Для меня это были мгновения счастья и блаженства. Так спокойно становилось на душе, когда мама была дома. Она бралась за домашние дела. Надо срочно затопить печь, чтобы согреть дом, что-то незатейливое приготовить и накормить ребёнка и себя. И только потом могла позволить себе немного отдохнуть.
 Я наблюдала, когда она ложилась в постель, засыпая, иногда вздрагивала, а то и постанывала. Вены на худеньких руках становились набухшими, кожа рук обветренная и шершавая, а на ладонях сухие мозоли. Я и сейчас помню, у неё была заветная баночка с глицерином, которым она натирала свои обветренные натруженные руки, чтобы кожа не трескалась и становилась мягкой и приятной на ощупь. Мамины руки, сколько же выпало работы на вашу долю... 
  Летом из ягод, яблок и груш, которые были в изобилии, если ни у нас, то у соседей, которые охотно ими делились, варили варенье.
 Овощей не всегда хватало на всю зиму, но ближайшие соседи часто делились тем, что у них было в избытке. Отчётливо помню, как осенью мама часто ходила к соседкам помочь нашинковать капусту для засолки или помочь перебрать собранный урожай картофеля. Затем всё это надо было опустить в подвалы.
Соседи любили маму за её безотказность. По всякому поводу просили её о помощи. Я всегда была в недоумении, сколько же сил в этой хрупкой, невысокой и улыбчивой женщине. Помогая людям, она успевала воспитывать своих троих детишек, работать на производстве и вести домашнее хозяйство. Соседи, за помощь, старались маму отблагодарить и она приносила домой какие-то продукты. Я никогда не слышала, чтобы мамуля  ставила себе в заслугу свои добродетели. Это был её образ жизни. Она сама вдова с тремя детишками на руках, морально поддерживала подруг, таких же одиноких и с детьми. По праздникам они собирались и подолгу беседовали, а то и пели мелодичные песни. Мама не позволяла подружкам раскисать. А если кто либо из них срочно нуждался в помощи, она отодвигала свои дела и шла на выручку. Очень отзывчивое у неё было сердце. От нас требовала такого же ответственного отношения к жизни и своим обязанностям. Я до сих пор благодарна за её неустанную бдительность к нашей судьбе. И не помню ни одного случая, чтобы она оставила без внимания, хотя бы малейший проступок с моей стороны. Думаю и старшие дети подтвердят моё мнение.
 Пока я подрастала и училась в начальной школе, за это время в посёлке построили среднюю школу. И мне не пришлось учиться в интернате. Мы с одноклассниками из старенькой школы перешли в новую, светлую со спортивным залом, библиотекой, мастерскими для уроков труда и буфетом. Школу построили при помощи наших родителей. Каждый житель посёлка, у которого были дети участвовали в строительстве новой школы.
 Мама поработала ещё и на строительстве новой школы. Сколько было в людях энтузиазма строить новую, светлую, мирную жизнь! Мы будучи школьниками, хотя и младших классов, тоже вносили свой посильный труд в благоустройство школьного двора. Это было так интересно! Мне никогда не приходило в голову, чтобы найти причину, и не пойти на подобное мероприятие. Мама всегда поддерживала все общественные мероприятия и воспитывала в нас ответственность и патриотизм.
Наверное поэтому мне всегда было интересно участвовать в жизни школы.
Помню, еще в классе первом или втором я имела первый опыт в сочинении своих стихов. А почему помню этот период, да потому что я их пыталась рассказывать на школьных праздниках: например дедушке Морозу и Снегурочке под ёлкой. Когда объявляли, что я расскажу собственный стишок, у меня начинали трястись коленочки и пересыхало в горле. Но я находила в себе мужество и начинала вещать заикаясь и краснея. Но меня подбадривали и непременно хвалили. Наверное именно этот факт и помог мне не зажаться.
 Иногда и мама, если не была на работе, приходила со мною на такие мероприятия и спокойно наблюдала мой героизм. И мне очень хотелось, чтобы она знала, какая я молодец! В детстве я была очень подвижная и энергичная и бывало получала замечания от учительницы. В таких случаях, она писала маме записочку и отдавала мне, чтобы я сама отнесла её маме.
Сколько переживаний проносилось в детской душе, сколько раскаяния, пока
эта записочка попадала в мамины руки. Мне очень не хотелось огорчать любимого и самого родного человека. Однако весёлый природный нрав заставлял опять забыть о строгом взыскании и иногда мне снова вручали записочку для мамы...

                продолжение обещаю.