Прием антитезы в военной лирике Юлии Друниной

Ангелина Савина 2
Обратимся к стихотворениям известной поэтессы ХХ века Юлии Друниной. Почему именно её стихи? Достаточно интересно взглянуть на войну с женской точки зрения, глазами человека, который был свидетелем этих ужасных событий.
Практически все фронтовые стихотворения Друниной построены на контрастном противопоставлении характеров, поступков, событий. Неслучайно одним из излюбленных приёмов поэтессы является антитеза.
Антитеза – риторическое противопоставление, стилическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. С нашей точки зрения, в фронтовой лирике Юлии Друниной при помощи антитезы показаны различные контрасты человеческой жизни. Проводя читателя через быстрые смены противопоставленных друг другу людей, переживаний событий, автор даёт читателю прикоснуться к той истине, которая видна лишь на изломе соприкосновения двух противоположностей.
Юлия Друнина в 17 лет добровольно ушла на фронт и стала работать санитаркой. Опыт войны лёг в основу её творчества. Основная тема стихотворений Друниной – фронтовая юность со всем её горячим патриотизмом, пылкостью первой любви и невозвратимыми утратами, самоотверженностью дружбы и силой сострадания.
Антитеза – один из любимых приёмов Друниной, потому что антитеза привлекает внимание читателя, независимо от жанра произведения, она придаёт фразе двойственности и афористичности, принцип противопоставления повышает экспрессию и эмоциональность фразы. Антитезу можно найти во многих произведениях поэтессы, например, в стихотворении «Зинка», посвященном однополчанке поэтессы Зинаиде Самсоновой:

У тебя есть друзья, любимый,
У меня – лишь она одна.

Мы не ждали посмертной славы –
Мы хотели со славой жить.

Для Юлии Друниной война – это проклятие, отнимающее самое дорогое, самое ценное: дом, родных, друзей, любимых. И на всех уровнях текста это хорошо прослеживается. Стихотворение одновременно лиричное, доброе, в нём звучит то песня – тоска по родному дому, то военный марш. Поэтессой стихотворение поделено на три части, которые отличаются друг от друга и содержанием, и эмоциональной окраской. В стихотворении Юлия Друнина противопоставляет места действия, чтобы читатель мог увидеть разницу между ними и понять, какое место лучше или хуже, с помощью этого он может лучше воспринять произведение:
Мы легли у разбитой ели
Шли без митингов и знамён.



В стихотворении «Два вечера» поэтесса сравнивает два времени: военное и послевоенное. Два героя видят героиню только в своём времени и не могут представить в каком-либо другом, потому что каждый из героев привык видеть героиню только в том времени, в котором он живёт, в той одежде, в которой он её всегда видит, из этого следует, что представления героев о героине разные, они отличаются друг от друга, это помогает увидеть нам антитеза :


Тёплый вечер платьем шелестел
Миномёты били, падал снег.

Мы стояли у Москвы-реки
Будто и не жили в городах.

Понимаешь, просто не могу я тебя представить в сапогах!
Я тебя представить не могу в туфлях на высоких каблуках.


Антитеза помогает увидеть нам смысл стихотворения Друниной «Бинты»:

Одним движеньем – так учили нас
Я на движенье это не решалась.

Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.

Героиню этого стихотворения учили рвать бинты одним резким движением, но она не смогла это сделать, потому что боялась причинить боль раненому солдату. Это стихотворение учит нас милосердию, умению чувствовать чужую боль, как свою.






В стихотворении «Ты должна!» героиня чувствует перед собой долг спасти раненых солдат, хоть ей это и запрещают. Ведь она не может смотреть на всё это спокойно, она не может слышать крики солдат под обстрелом и ничего не предпринимать. Противопоставление чувства долга и боязни за свою жизнь, запрета комбата – основная мысль стихотворения:

Ты должна оторваться и бруствер
Проскочить под обстрелом должна
Хоть вернёшься едва ли,
Хоть «Не смей!» повторяет комбат.


В стихотворении «И с каждым годом всё дальше, дальше…» Юлия Друнина хочет рассказать о том, что после окончания войны она всё равно никак не может забыть те ужасные воспоминания, потому что плохие воспоминания никогда не забываются:

Живу, как будто в двух измереньях:
В 70-х, в 41-м.

Противопоставление воспоминаний и реальности легло в основу данного стихотворения:

И с каждым годом всё дальше, дальше
И с каждым годом всё ближе, ближе…

Живу я жизнью обыкновенной
Жизнью странной…

Война гудит в напряжённых веках
Война таится во мне, как рана.

Также Юлия Друнина использовала антитезу для сравнения детства и войны:

Я родом не из детства – из войны

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, санитарный взвод.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать».

Страшная вещь, не имеющая права на существование, – женщина на войне. Память об этом Юлия Владимировна Друнина пронесла через всю жизнь. Она прошла её достойно, до конца сохранив идеалы любви и дружбы. И ушла, когда рушилось всё, во что она верила. А нам в наследство оставила свои замечательные стихи.
Своей поэзии Юлия Друнина не изменяла, поэтому, может быть, в этом трагичность судьбы поэтессы. Стихи Юлии Друниной точны и лаконичны, лиричны и конкретны, они покоряют всех своей правдой, неповторимостью, своей искренностью и художественной красотой – в них вся Юлия Друнина, которой она была в жизни.