Ответственность. В. Серов

Светлана Леснова
Николай II, Владимир Путин
Встретились,  глаза в глаза,  в упор:
Что с Россией сталось и что будет?!-
Только им понятный разговор.

Встретились два взгляда, две эпохи,
И до расстояния руки
Сблизились, без протоколов строгих,-
Заглянуть в себя со стороны.

Без  софитов,  вне  идеологий
Прошлое увидится иным,-
Гефсимански-прозорливо-зорким,
Ведающим ныне что творим.

Личность, историческая  воля…
Нового столетия виток…
Миссия художника Серова
В том, что состоялся диалог. 

«Трон и эшафот, заметьте, рядом»,-
Президент обронит в интервью,
Николай поддержит его взглядом
В интернет загугленном превью.

Портрет императора Николая II. 1900г. Валентин Серов 

Цитата: Я берёг не самодержавную власть, а Россию. Я не убеждён, что перемена формы правления даст спокойствие и счастье народу.(Николай II)

Валентин Серов  к 150-летию со дня рождения
Москва. Третьяковская галерея. Выставка 7.10.15-24.01.16.

18 января 2016, 20:20  РИА Новости
Президент Владимир Путин посетил выставку Валентина Серова в Третьяковской галерее на Крымском валу.
Экспозиция приурочена к 150-летию со дня рождения художника…
——————
P.S
После посещения выставки Президентом
случился небывалый ажиотаж среди желающих посетить ее.Очередь, на русском морозе,в Третьяковку начиналась аж от Крымского моста,для неё пришлось даже открывать полевые кухни.Перед закрытием выставки
под напором были выбиты стекла у входа в Третьяковку.
------------
Во время работы над портретом Николая II произошел инцидент, поставивший точку в отношениях между Серовым и династией Романовых. Императрица Александра Федоровна, пожелавшая взглянуть, как продвигается работа, осмелилась давать Серову советы (она и сама рисовала - брала уроки у немецкого художника фон Каульбаха). И Серов, будучи человеком независимым и не самого легкого нрава, предложил ей окончить портрет вместо него. Государыня, покрывшись пунцовыми пятнами, выбежала из комнаты вон. Портрет остался недописанным. На все попытки императорского дома восстановить с Серовым дипломатические отношения, художник отвечал решительным отказом. Когда Николай попробовал подобраться к Серову через Сергея Дягилева, Валентин Александрович отрезал: «В этом доме я больше не работаю», - и слово свое сдержал.

Портрет Николая II в офицерской тужурке Преображенского полка стал, таким образом, последним портретом императора кисти Серова.

После 1905 года неприязнь Серова к царской семье возросла многократно: художник винил императора в событиях Кровавого воскресенья. Он считал, что в своем портрете предугадал будущие невзгоды, связанные с правлением Николая. Однажды, увидев свою картину на выставке, Серов воскликнул: «А в уголках глаз-то – 1905 год!». А друг художника – Константин Коровин – писал об этом портрете: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора».

Однако в 1900-м Валентин Серов определенно испытывал симпатию к своей высокопоставленной модели.
Работая над этим портретом, Серов заступился за Мамонтова (Савва Иванович находился под следствием), и император немедленно распорядился, чтобы того отпустили под домашний арест. Серов попросил Николая материально поддержать журнал «Мир искусства», и тот снова не отказал. Серова подкупало умение царя держаться просто и в то же время с огромным достоинством, он явно пребывал во власти его обаяния.

Этим и продиктована композиция картины. Предназначенная в подарок императрице*, она начисто лишена бравурности и пафоса парадных портретов. Николай II в повседневной военной форме, в его позе нет ни самолюбования, ни высокомерия, в глазах светится ум. Известный искусствовед Абрам Эфрос говорил, что Серов «ласковой кистью написал тихого светловзорого мечтателя в полковничьих погонах».

В том же году Серов сделал копию с «Портрета в тужурке». Однажды он принес ее в комнату, где собиралась редакция «Мира искусства». «Усадив» нарисованного императора во главе стола, он умело подсветил портрет и едва не довел до коллективного сердечного приступа Льва Бакста, Александра Бенуа и других своих соратников по журналу. Именно эта авторская копия хранится сейчас в Третьяковской галерее.
Что касается первого портрета, который висел в рабочем кабинете императрицы Александры Фёдоровны, его постигла не столь веселая участь. В 1917 году глаза «светловзорого мечтателя» с оригинала выкололи штыками матросы, штурмовавшие Зимний дворец.

------
20.08.22 а ТВ передаче "Прогулки по Москве. Архангельское" прозвучало, что первый портрет из Эрмитажа как раз и находится в Третьяковке, а написанное  Феликсом Юсуповым воспоминание о том, что портрет был разорван штыками в клочья и один из лоскутов хранится у него - инсинуация, как и многое из его парижской книги.

---
Из воспоминаний Исаака Бродского ----

События 9 января произвели на нас, студентов, и передовую часть профессуры глубочайшее впечатление. Мы были полны ненависти к существующему строю, до конца выявившему свою сущность. Казался невероятным и особенно возмутительным тот факт, что всей расправой с безоружными рабочими руководил вел. кн. Владимир, бывший тогда президентом Академии художеств.
 
Одним из свидетелей хладнокровного убийства беззащитных людей был художник Валентин Александрович Серов. В день 9 января он находился в здании Академии и из окон наблюдал кровавую расправу казаков. Этому событию Серов посвятил одно из своих лучших произведений — «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава», написанное под впечатлением виденного им налета казацкой сотни. Картина эта была подарена художником Максиму Горькому (о чем читатель найдет сведения в письмах Алексея Максимовича ко мне).