Гадание в бане

Сергей Карпеев 3
Всяк человек хочет узнать своё будущее, и одновременно страшится этого. Мало ли что готовит ему судьба, плохого лучше не знать, а хорошее – само настанет, и будет праздником.
Однако, нет-нет, да гадают до сих пор в нашем лесном Заволжье, много про это сложено быличек, много и настоящих историй.
Плохо это или хорошо, не про то рассказ, многое чего не сбывается, но бывает, что гадание попадает в самую цель.
Гадают обычно зимой – во время Святок, гадают часто и летом, в русалочью неделю и в Иванов-день.
Начну, как всегда, с себя, был и у нас в детстве такой опыт.
В детстве, когда мы были ребятней, то наглядевшись, как наши старшие сёстры гадают на Святки, то решили погадать сами. А где гадать, как не в черной бане.
Среди моих друзей был мариец Женька, у них и была в огороде (на самом отшибе) такая чёрная баня, как раз для гадания- лучше места и не придумать. Забрались мы туда поздно вечером вчетвером, взяли листы бумаги, принесли свечку и спички, старую сковороду. Так мне моя старшая сестра объяснила.
Секрет гадания заключался в том, чтобы скомкать лист бумаги, затеплить свечку, а потом положить бумажный ком на сковороду и поджечь его. Как бумага будет догорать, то поднести свечку ближе – а тень от сгорающей бумаги (фактически пепел) должен падать за каменку - на стену.
И пока бумажный пепел дотлевает и шевелится, то нужно смотреть на эту тень, и в этой тени можно различить фигурки, знаки, какие-то события, которые могут произойти в этом году.
Мы так и сделали, закрылись в бане, вокруг темно, только лунный свет, отражённый от снежного сугроба, в окошко проникает.
Затеплили свечку, потом зажгли бумагу, смотрим на стенку, тень видим, но никто ничего не замечает. Друг дружку спрашивает:
- Видел что-нибудь?
- Нет, не видел, а ты?
- И я вроде ничего не заметил…
Снова палим бумагу, немного жутковато, мало ли что там может привидеться, фантазии у молодых – хоть отбавляй.
Но снова вхолостую, видится то ли гора, то ли муравейник шевелящийся, а понять, что к чему никто не может.
Снова шепчемся в темноте:
- Наговор что ли какой нужно произнести?
- А кто его знает, все же в первый раз…
- Давай вслух попросим банного, может, он подаст какой знак или поможет в гадании, или кто тут ещё есть?
Тут мы почти хором и говорим:
- Дух бани, помоги нам!
Сказали несколько раз, и снова бумагу подожгли.
Смотрим на тень, вроде стало что-то появляться, тут один из наших, звали его Валерик, как закричит:
- Смотри, смотри, словно холм с крестом появился!
Мы-то во все глаза смотрим, а ничего не видим:
- Где, где холм?
А всё уже пропало…
Как-то жутко стало нам, выбрались мы из бани, мало ли кому что привиделось. А на улице светло, лунный свет так и застилает огороды и окрестный лес.
Мы давай пытать Валерку, что он увидел на печке:
- Смотрю я на тень, как только бумага зашевелилась, то вижу как холмик, а над ним крест, словно могилка на кладбище, но без ограды. А вокруг как тени – люди ходят, едва заметно, будто кого-то похоронили. И сразу пропало всё!
- Да брешешь ты, вечно тебя в сторону покойников тянет,  – сказал кто-то.
Валерик и вправду любил рассказы про ведьм да покойников, вот мы и подумали, что приврал он немного, чтобы гадание у нас прошло с пользой, да и нас попугать, наверно, решил.
- Мы же с тобой вместе смотрели, глаза не закрывали! Почему мы никаких могил не видели? – спрашиваю уже я.
Но Валерик упорно стоял на своём, мол, видел, и всё тут.
Плюнули мы на это дело, плетью обуха не перешибёшь, и пошли по домам, пока родители нас не хватились.
Быстро время пробежало, наступило лето. И так получилось, что умер у Валерки дед, и, как полагается, похоронили его на кладбище. Дед был ветеран войны, потом долго трудился в наших краях, много народу собралось – все его знали. Чуть ли не пол поселка хоронить собралось.
Тут я и вспомнил про наше гадание зимой, и сказал про это Валере. И что интересно, а сам Валерка про то уже позабыл, и могилку, и крест – якобы не видел.
Потом и другие пацаны вспомнили, вот оно как бывает, что привиделось в этом же году и исполнилось.
Однако больше мы не рисковали гадать, чем чёрт не шутит, авось снова могилка чья-нибудь привидится,  и кого-то из родни нужно будет хоронить…