Голос виолончели

Татьяна Туль
                Татьяне и Александру Важновым
                Умеющим слушать и слышать






Душу корёжила пустота.
Бегство в сны не удавалось - снилась чистая страница. Похожая... на что? Ни на что она не была похожа. Это было так больно, что как-то в отчаянии попытался скомкать.
Но во сне это невозможно.
Проснувшись, виделись пять борозд от ногтей на вызывающей белизне.
Дальше были запятая и двоеточие. Это уже было что-то. Оставалось опять уснуть...

* * *

Кони бродили по лугу, хрустальному от росы. Ловили гривами ветер...

Вцепившись корнями в северный склон холма, росли ели. Ловя каждый лучик солнца, тянули ветки и выгибали стволы. Тех, что не тратили время на змеиный путь, что стрелой вырывались к небу, где света вдоволь, было немного. Плача смолой от усилий, они учились расти прямыми...

Плевался камнями юный вулкан, горячее сердце. Шипели леса, прошитые жилами лавы. Струнный звон про запас запомнили комары...

Ветер теплел, спустившись к равнинам с гор. И деревья могли позволить себе кору - серебристую кожу, а листья - ох! Те, кто бродил под деревьями, селили в них свои души...

Паучок спускался в ладонь бродившего под деревьями. Тот смотрел вслед сияющей паутинке. Гадал: она привязана прямо к лучу звезды? Или паутинка и есть её лучик?
А паучок, согрет восхищённым взглядом, плёл кружева, чтобы стали едины листва и ветер, кони и дерево, взгляд и небо...

Кто-то глядел сквозь паутину, и расставлял в пустыне круги из камней.
И придумывал руны, и чертил звёздные карты.
Зажигал огни на башнях, костры у дорог, свечи над столах.
И пел, отвечая огню...

* * *

Этот голос и был сном. Не удалось забыть его: наяву потянулась нить - трепещущая, горячая, мучительная, как рождение.

Потянулась... откуда?
Не было тогда солнечного сплетения, потому что не было Солнца.
Не было желез - выделять секрет, плести паутину.
Не было понятно, зачем её плетут пауки, потому что не было звёзд, чтобы посмотреть на них и намечтать какую-нибудь глупость...

Ведь бог ещё не был Богом.
Была только душа. Может быть, мировая. Может быть, так назовут потом... кто?

Душу корёжила пустота.
Распрямляясь с хрустом - аж искры летели - поймала одну на кончик смычка.

- Я - человек, - сообщил голос.

- Погоди, записываю...

* * *

Пять полос поперёк Мировой Души. Запятая и двоеточие. И всё, что потом...












________________________________________________

"Пять борозд". - Пять линеек нотного стана. Такое количество линеек утвердилось не сразу, удобство и целесообразность именно такого нотного стана выверено временем и опытом.
Пять следов оставляют и человеческие пальцы. Хватательное движение, первое и последнее движение руки...
 
"Запятая и двоеточие". - Виолончельные партии записываются в "ключах фа" - альтовом, басовом и теноровом. Выглядит этот ключ именно как запятая, к спинке которой "пристроилось" двоеточие. "Головка запятой" фиксирует ноту фа на нотном стане, две точки закрепляют...

"Гривами ловили ветер". - Смычок изготавливают из конского волоса. Но - не всегда из хвоста. Хвостами лошади мотают часто "почём зря" - отгоняют паразитов, выплёскивают ярость, пытаются говорить хвостами, как собаки (что особенно заметно у жеребят).
Головой так не подёргаешь, её берегут и лошади. Волос гривы - более нежный, но прочный...
Настоящих мастеров, изготавливающих смычки, исключительно мало. Таких, которые смешивали "конский волос" из хвостов и грив, в определённой пропорции, ориентируясь на звучание инструмента, вовсе наперечёт.
Сейчас смычки чаще всего изготавливают из искусственных волокон...

"Ели на северном склоне". - Выбор материала для деревянных струнных - скрипок, альтов, виолончелей -  высокое искусство и необъятное поле для экспериментов, опыт мастеров копился веками.
Оптимальным сочетанием для резонирования дек оказались ель и клён.

Ель - вроде бы быстрорастущее дерево - из "приматов растительного мира", которое приживается везде. Приучено бороться за существование. Однако почему-то в условиях даже одного леса-пролеска ели "с юга" начинают лысеть, вытягивать ветки в одну сторону (не годятся даже для новогодних ёлок, легко угнетаемы). У елей, растущей с северной стороны, стволы мощнее и прямее. Если же есть склон, осыпь (иногда их даже сооружают искусственно) - ель, зацепившись корнями, ещё упорнее стремится к небу.

Второе дерево - прародитель виолончелей - явор, белый клён.
Его кожа-кора имеет серебристый оттенок, древесина устойчива и к естественным внешним воздействиям - ветру, жаре и холоду, и к искусственным - ударам, разъедающим веществам (что важно и при покрытии инструмента лаком). Она не теряет своих "поющих", вибрационных свойств, потому очень ценна для изготовления инструментов.

"...селили души". - Древние славяне чувствовали характеры деревьев, и делали из явора деки гуслей. Былинные "гусельки яровчатые" - первоначально "яворчатые".
Ещё они верили: в каждом дереве живёт душа (даже срубая его для постройки дома, просили прощения, "кормили" древесную душу маслом или оставляли на пне горбушку...
 А в звонких яворах они слышали пение - так продолжалась жизнь добрых душ хороших людей, ушедших из мира живых...)

"Шипели леса, прошитые жилами..." - Канифоль, которой натирают смычки, получают из смолы хвойных деревьев. Слёзы елей - флюс, вещество-проводник. Возможность разных материй сблизиться и почувствовать друг друга. Соединяя железо, прошедшее стадию лавы, и конский волос смычка, канифоль - общий друг - помогает музыканту сделать звук выразительнее, дать голос и своей душе...

"Паутина". - Секрет желёз паука, удивительное вещество. Она пауку и лестница к небу и с неба, и ловчая сеть, и колыбель для потомства (некоторые пауки делают коконы, как бабочки.. Это дом-убежище - кокон во время линьки защищает от ставшего опасным мира...
По составу паутина - белок.  Как определил один из классиков, "Жизнь есть способ существования белковых тел".
А взгляд сквозь паутину?
Как хочется надеяться, что он - человечный...