Подарок Лейлы

Ирина Безрукова 2
(Давно написанное оказалось сегодня перед моими глазами, нашло меня чудесным образом: Лейла Имм сохранила и прислала сегодня в письме!)

   О зависимости от внутренней свободы...

   Ребёнок делает вид, что спит. За тоненькими веками перекатываются, не находят пока себе места глазные яблочки, легко вздрагивают и трепещут ресницы.
   Сторожу эти движения, предчувствуя детскую попытку подсмотреть в приоткрытую щелку век наружное, нашёптываю тёпленькое в ушко, поглаживаю бровку...
   Куда спешат, ускоряясь, глазные яблоки внучки? Выбирают тропинку в сон? Уже перед выбором. Тропинка - вдоль тяжелеющей перед сном детской мысли - не одна и хочется выбирать?
   Знаю, к чему это приведёт - засыпание затянется.

   И догоняет уже мысль о внутренней свободе. Снова этот параллелизм - и на подушке уже, а голова видит своё неспокойное, слова к озарениям подбирает... То же, что с девочкой - через щелку, только вовнутрь заглядывая, подсмотреть хочется, как мысль-то развернуться может в своей внутренней свободе, и какая она - эта самая внутренняя свобода?


   Так-то вот я о Лизоньке, да о себе, "со стороны уставившись", тяжелея, додумываю.
   Внутренняя свобода - моё периодическое достижение. Путь к ней - путь к радости. Не данность ли изначальная - желать внутренней свободы? Нарастание этого желания - развитие заданного с рождением качества? Стоило кому повелительно обратиться, появлялась новая яркая вспышка любви к самостоятельному выбору. Особенно мечталось, когда в подчинении была и прекословить не советовали. Папа умел "договориться", мама старалась. Обижаться - грех, сама теперь стараюсь похоже. Лиза уснула... - отдыхаем обе от соревнования воли с волей (ну, чья крепче бывает?).

   Я, в детстве выкручиваясь, научилась виртуозному сочинительству!
   Гуляя перед сном в узорах ковра над моей кроватью, рано осознала, что сама голубых кровей и все принцы давно влюбились - и этот на коне навстречу скачет (в каком-то ковровом вензеле), и тот...
   К подростковому возрасту построила свой особый параллельный мир, в котором от чего угодно умела спрятаться. И всё в голове веселее он становился, а сама - с реальным цыганским корешком происхождения - уже прекрасная цыганка, Земфира, в лучшей реальности поющая и танцующая! Ай вэна шастуса, ай вэна шастуса, ай вэна ша самэйка котпыхна... Уже и папы не было, и жизнь за детское горло схватить умела, а я дышала свободно и двигалась, словно танцевала, и вкус жизни впитывала - в придуманном мире.

   Далеко зашло. Может, мечтать и не вредно, а замечталась - увело куда-то далеко и надолго, где любви в моей жизни было немерено! Придуманной. Много я её придумала - такой, что никакая, ничья до моей не дотягивала, сравниться с моей уже не могла. От этого и замуж поздно, наверное, вышла. Только в 24 года реального человека хорошо рассмотреть получилось, как-то он меня на землю вернул.

   Потом внутренней свободы искала на разных фронтах. Недавно от умного человека узнала, что природа у меня такая - воин. И другое в моей природе есть - меланхолическое... Как я вижу - не простое одного с другим соединение.

   А теперь новое во мне - добралась на перекладных до вывода, что внутренняя свобода в каждом своём всплеске заканчивалась своенравной жизнью тела. И привязывалось к такой свободе страдание. А внутренняя свобода - на самом деле, свобода духа - редкие мои победы над телом. Так вот перевернулось в голове: я обретала свободу, побеждая лишь мои материальные мечты. Такая вот перемена парадигмы.
   Посчитав себя хозяйкой своей судьбы, я лелеяла в себе мысль-смутьянку о том, что среди "не танцующих" научусь "танцевать" со своей жизнью, выбирая свои движения - сколько хочу! Я ведь пишу стихи. Для чего? Чтобы Танцевать в них! И представлялось мне, что само уже это действо - жизнь духовная!

   Дрожать от боли и бессилия случается, но и другое не редко - шире, шире радость бытия. Разглядывая узор талантливой индивидуальности, находишь в нём всегда какие-то свои линии. Это, конечно, присваивание, но, возможно, в том главное предназначение искусства - дать зрителю ощущение сопричастности, взволновать собой, подсадить на себя и вдохновить продолжением поиска её. Втянуть в общий узор. Искусство имеет силу преобразить реальность, насытить краской. Может быть, потому случаются попытки собственного творчества, что прикасаясь к красоте талантливой индивидуальности другого, к этому огню, невольно берёшь его на свою, ожидающую в душе, свечу.

   А только теперь духовный мир открылся мне не моим воображением и не моим искусством "владеть" им. Стихи не обозначили его. Духовный мир - нет, не открылся, он приоткрылся мне иным - пришли мысли о самом главном усилии, которое нужно сделать. Чтобы ум свой привести в чистоту, необходима духовная практика. Пока делаю первые шаги - они начались с попытки посмотреть правильно на время, которое уводит меня от моего рождения всё дальше. Что это значит? Учусь не бояться его больше. Суть внутренней свободы - посмотреть иначе...


2010г.


Ну как же хочется продолжить! Собрать в 2016-м былое и думы:).
Хотя бы этим, тоже давним, стихотворением продолжить:):

Шляпа
Но шляпа отдельно, а голова отдельно. Место шляпы изменить нельзя.
Шляпа знает своё место! И висит она эта шляпа...

"Подъезжая к станции и озирая окрестности, у меня слетела шляпа".
Это - моя любимая «деепричастная» фраза из чеховского рассказа
"Жалобная книга".
                (Алла Гозун)


Шляпа молчала о том, что скучала.
Лёжа на полке, мечтала отчаянно
О приключениях... Только хозяйка
Редко её надевала, однако.
Шляпы моложе – её фаворитки.
Напоминала ей домик улитки,
Брошенный слизнем  на круглой поляне -
Старая шляпа не нравилась даме.
Только однажды к хозяйке пришла
Дама другая в такой же – хвала
Случаю! Наша хозяйка достала
Старую шляпу. Ей этого мало -
Тут же надела, пошла погулять...
Шляпа – не верит: "На даме опять!"
Дама немножко трясёт головой –
Шляпа себе говорит: "Ничего!"...
Шляпу на бабушке так укачало  -
Съехала набок немного сначала,
Съехала больше... свалилась!  Летит???
"Вот и свободна, как птица!"  -  в пути
Ветром подхвачена,  широкопола.
Разве предмет головного убора? 
Эквилибристка теперь DU SOLEIL!
Крутится-вертится шляпа  скорей...
Бац!.. это кончилось сальто-мортале.
Снова прохожие шляпу узнали.

Только, когда полетала, она
Знает, что птицею быть рождена!