Поэзия действительности

Стихотворный Орск
Изменилась ли русская поэзия?
Институционально — почти никак. Формы организации поэтической жизни те же, что и не только пять, но и десять лет назад.
Те же поэтические фестивали (с элементами угасания): новоучрежденных почти нет, число прежних подсократилось. Дух новизны несколько выдохся.
Тот же поэтический Интернет (все более разбухающий). Новых значимых сайтов или интернет-журналов, публикующих стихи, за «отчетную пятилетку» не появилось. За исключением разве что «Лиterraтуры».
Те же журналы. Называть не буду, все и так знают. Единственное опять-таки исключение — ростовская «Prosodia».
Да, еще премии... Тут, правда, попытки были. Но больше пародийные. Премия имени Геннадия Григорьева (карликовая копия «Нацбеста»). Премия «Различие», слабо отличимая от премии Белого, и премия имени Драгомощенко, слабо отличимая от «Различия».
Наконец, поэтическое книгоиздание. Тут список потерь заметнее: серия «Пушкинского фонда», серия «Ариона»... Но большая часть игроков уцелела. Некоторые — как «Воймега» — даже набрали обороты. Появились новые — не московско-питерские. Киевская серия «Числа», самарская «Цирк Олимп + TV», книги нью-йоркского «Айлуроса»...
Даже поэтическая критика уцелела. Хотя и ужалась до рецензий, сбросила вес и потеряла несколько передних зубов. Пережевывать еще может, кусать — уже нет.
Однако в целом, повторюсь, все, что было, осталось на месте. Вся хозчасть и декорации. Усушка и утруска, разумеется, заметны — особенно по сравнению с началом двухтысячных. Но в ситуации вялотекущего закручивания гаек и затягивания поясов и это неплохо.
Но — достаточно об «институциях» и декорациях. Поговорим о тенденциях.
 
Логичнее всего было бы начать разговор с имен.
Здесь ситуация, на первый взгляд, напоминает описанную выше. Все прежние имена — на месте. Все те, кто печатался, выступал и был на виду пять лет назад (и десять... и двадцать...). Продолжают печататься, выступать и бывать на виду.
За исключением двух-трех горьких потерь — все живы. Никто не спился, не ушел в политику, не переквалифицировался в управдомы. Почти исчез феномен «молчания поэта». Кажется, замолчал поэт — смотришь: ан нет, то там стишок тиснет, то здесь подборку. Иногда даже на книжку наскребется.
«Сейчас время каталогизации», — заметил на одном поэтическом вечере Данил Файзов.
Может, действительно?
Каталогизирует поэтов в своем фундаментальном проекте «Сто поэтов начала столетья» Дмитрий Бак. Строго по алфавиту. Аксенов (зачисленный в поэты) — рядышком с Айзенбергом. Кузьмин — с Кушнером.
По тому же, похоже, каталогизирующему принципу вручается в 2010-е и премия «Поэт». И здесь — тоже рядком: Евтушенко и Гандлевский, Соснора и Ким. Разве что получают не в алфавитном порядке.
Иногда, правда, возникает вопрос насчет новых имен.
Наиболее жестко высказался на эту тему, как известно, Игорь Шайтанов: «В возрасте моложе пятидесяти имен нет, есть колебания стиля» («Вопросы литературы» № 4/2011). Этот диагноз он повторил и в юбилейном номере «Ариона» (№ 4/2013), отчего прозвучало особенно минорно.
Как-то после этого на московской кухне (а все самое интересное продолжает происходить именно на московских кухнях) я решил расспросить одного молодого поэта. О значимых поэтических именах среди нынешних двадцатилетних. Почти сходу было названо где-то с десяток...*
Истина, думаю, где-то посередине.
Новых «имен» — в прежнем понимании этого слова — в современной поэзии действительно нет.
Поле русской литературы — и особенно поэзии — претерпело за последнюю четверть века радикальные изменения. Вначале социальные — со стремительным размыванием интеллигенции (особенно ИТР-овской — основного потребителя серьезной поэзии) и «схлопыванием» читательской аудитории. Затем подоспели и технические — с распространением множительной техники, но главное — с экспансией Интернета. И дело даже не в том, что количество публикующихся стихотворцев выросло на порядки. Важнее — если говорить о «колебаниях стиля» — другое. Почти любая стилистическая новация мгновенно «разлетается» по Сети. Усваивается, принимается на вооружение (и не обязательно — эпигонами). Выяснить, какой Петр Иванович первым сказал «Э!», фактически невозможно.
Слишком плотной стала информационная среда, слишком ускорился литературный «обмен веществ». Индивидуальные поэтики «разжижаются», не успев сформироваться.
Собственно, тут и должна приниматься за работу поэтическая критика. Вслушиваться в эти «колебания стиля» (все-таки, думаю, — стилей). И — если не выявлять имена, то по крайней мере отделять то, что является поэзией, от того, что таковой не является. Не только от непрофессионального стихотворчества. Чаще — от вполне профессиональной — но не поэзии, а среднестатистической «гладкописи». Как и от поставленного на поток однообразного «эксперимента». От филологической мимикрии под поэзию.
Но как раз подобная — оценивающая — критика сегодня не у дел. Там, где нет острой конкуренции, нет и потребности в судьях. А конкуренции на поэтическом поле почти не осталось. Никто никого не толкает локтем, все более или менее мирно распределились по своим сферам и «тусовкам». Только встретившись случайно на каком-нибудь фестивале или фуршете, с удивлением обнюхивают друг друга.
 
Возникло ли новое значимое имя в 2010-е? Не в плане известности (пусть даже в пределах отдельно взятой «тусовки»), а в плане своего собственного голоса, своей темы?
В предшествующее пятилетие таких имен, на мой взгляд, было два. Борис Херсонский — из «старших»*, и Алексей Порвин — из тогдашних «двадцатилетних». Можно по разному относиться к тому, что они пишут: я сам принимаю далеко не все. Но наличие у каждого своего узнаваемого голоса для меня — и, думаю, не только для меня — очевидно.
Опять же, в случае с Херсонским очевидным это стало не сразу: вспомним шумевшие еще лет пять-шесть назад споры о его «бродскости». Хотя — сколько ведь поэтов писали и продолжают писать «под Бродского», а ничего различимо-индивидуального в их стихах нет. Даже спорить не о чем. Тогда как достаточно открыть почти любое стихотворение Херсонского — сразу узнаешь его стиль, манеру, интонацию.
После Херсонского приход доселе неизвестных или недооцененных ярких имен из «старших» поэтов, похоже, завершился. Да и последующие поэтические генерации вполне заявили о себе: все, кажется, уже на поле; скамья запасных пуста.
Сузилась и география притока поэтических имен. Среди поэтов, заявивших о себе в конце 1990-х — начале 2000-х, значительное число жило вне России. В бывших союзных республиках, в Штатах, в Израиле... Издательство «НЛО» даже серию под них затеяло — «Поэзия русской диаспоры». В 2010-е источник, похоже, иссяк. Самым юным из более-менее известных нероссийских русских поэтов (Афанасьевой, Барсковой, Стесину...) уже под сорок. Кстати, свою серию «НЛО» в 2010-м закрыло. Симптоматично.
Так что основным источником резерва оказывается Россия. Москва плюс два-три крупных города. Все относительно заметные имена из молодых поэтов — оттуда.
 
Вообще, бесед в духе «Брамбеус и юная словесность» я обычно избегаю. Возраст поэта — как и прочие паспортные данные — никогда не казался важным в разговоре о стихах. Да и необходимости в таком выделении не было. С конца 1990-х приход в «большую поэзию» почти никак не был связан с молодостью. Заметным был приход «тридцатилетних». Приходили — поодиночке — и «сорокалетние» (Галина, Ермакова, Элтанг...), и «пятидесятилетние» (Штыпель, Херсонский, Грицман...). Тогдашние «двадцатилетние» как раз смотрелись на этом фоне не слишком выигрышно.
Теперь ситуация, как уже было сказано, изменилась. Начинаешь пристальней приглядываться к лиге юниоров.
Да, процесс поэтического становления замедлился. Раньше поэт вступал в пору зрелости где-то к 23—25 годам; сегодня это сдвинулось лет на десять. Не удивительно: замедлился и процесс наступления социальной зрелости.
Тем не менее есть несколько молодых авторов, за публикациями которых я слежу.
Иван Мишутин. Рафаэль Мовсесян. Руслан Комадей. Алексей Кудряков. Дарья Серенко. Борис Кутенков. Иван Бекетов. Ростислав Амелин. Григорий Князев.
Называю не в алфавитном порядке и ставлю после каждого имени точку (а не запятую), чтобы не выглядело перечислением. Поскольку поэты очень разные, пишущие в очень разной манере. Можно ли найти что-то общее у приверженного классической манере Алексея Кудрякова и пишущего на грани саморазрушения стиховой ткани Ивана Бекетова? Или между парадоксальной абсурдностью в стихах Руслана Комадея — и обаятельной детскостью у Григория Князева?
Общей, пожалуй, является очень высокая плотность образного ряда. Сказывается «клиповое» мышление, уплотнение информационного потока. Для поэтов этого поколения такой тип мышления уже естествен — а не более-менее чужероден, как для их предшественников. Они в нем выросли.
Рафаэль Мовсесян («Арион» № 3/2013):
 
сломанные копья деревьев в спине холма.
у женщины изо рта — слова и теплый пар.
слышишь, как шевелится в реке тьма?
это все варвары. слышишь? варвары. вар...

рыбы выбрасываются на берег сами. забудь рыбака.
рыбак — всего лишь рыбий бог. читай — слуга.
но ты не бойся. нам еще нет сорока.
да чего уж там — и тридцати нет пока.

что там в воде, нам никогда не узнать. и хорошо.
не слушай, что я говорил. дыши еще.
рыба всегда глядит на небо одним глазком.
женщина кормит ребенка одним соском.

и ты красишь волосы в черный не потому, что седа.
краска уходит в раковину, не оставляя следа;
но это — в городе, где, как Иаков Бога, держишь ты мыло в руке.
здесь же краска остается на пальцах, уносится вниз по реке.

туда, где солнце крестится и окунается в лес.
молодость — полабзаца из первой главы небес.
кто же наш бог, милая? он ведь не чует беды,
когда мы с тобой, словно рыбы, выбрасываемся из воды.
 
Пытался несколько раз обрезать, чтобы подсократить цитату. Не выходит — первый признак цельности вещи (при, казалось бы, фрагментарности образов). Густ и плотен образный ряд; стремительно переключение жанровых регистров. Начавшись с пейзажной зарисовки, стихотворение перетекает в русло любовной лирики — с нарастанием религиозной символики. И еще — присутствие темы молодости. Довольно редкой, кстати, в стихах «двадцатилетних». Обычно лирический герой у них безвозрастный (и несколько бесполый).
Еще пример — из екатеринбуржца Алексея Кудрякова («Урал» № 9/2013).
 
Лампы настольной расходящиеся круги,
эллипсис света, скользящего по странице.
Время — через пробелы — внутри строки
тянет подспудно полки-вереницы
образов, становящихся по одну
сторону памяти, действительность — по другую.
Не перейти это поле, точно Чермное море по дну:
льды не отступят — вязнешь в торосах, пургуя,
дальше от плена, ближе к обетованной земле.
Где она — родина? Путь исключает роздых.
Тот же бескрайний текст, мечта о тепле,
жесткий снег и морозный воздух.
 
Кудряков, как уже сказано, — неоклассик; отталкивается от вполне узнаваемого стихотворного «реквизита» — лампы с ее светящимся кругом*. Но дальше происходит расширение пространства, выход из пределов кабинетного света. Появление религиозных и даже социальных обертонов («Где она — родина?»). Выход в действительность, иными словами. И опять же — пусть менее парадоксальный, чем у Мовсесяна, но исключительно плотный образный ряд.
 
По стихам молодых поэтов особенно заметно, кстати, насколько изменился канон поэзии, влияние и значимость «больших» имен. Прежде всего, «всепроникающей четверки», как ее назвала Лидия Гинзбург.
«Опасное положение молодых и относительно молодых поэтов, — писала она в начале 80-х, — состоит еще в том, что слишком трудно выбираться из семантического круга, очерченного поэзией, пришедшей на смену символизму. Особенно всепроникающей четверкой: Пастернак, Мандельштам, Ахматова, Цветаева»*.
Продолжалось это где-то до середины 90-х. Все четверо были одинаково значимы для современной (того времени) поэзии и оказывали приблизительно равное влияние на молодых — и не только. (Помню, как одна известная поэтесса назвала другую «Ахматовой для бедных», а та ее, не оставшись в долгу, — «Цветаевой для бедных».) Впрочем, и влияние Пастернака (особенно — позднего), и Мандельштама было более чем заметным.
Избывалось это по-разному. Многие начинали писать верлибром (куда «всепроникающая четверка» проникнуть не успела); кто-то поднимал на щит deorum minorum, вроде Ходасевича или Георгия Иванова... Кто-то уходил в поисках противоядия еще дальше — в начало девятнадцатого или даже в конец восемнадцатого века...
 Уже с начала двухтысячных у поэтов, входящих в литературу, это влияние заметно все меньше.
В 2010-е остается, может, только одно имя. Мандельштам, причем поздний. С его колоссальной метафорической густотой, лакунами, перебивками ритма, парадоксальным «монтажом» смысловых кусков.
 
Изменяется жанровый состав современной лирики. Уже почти нет «чис-той» пейзажной лирики. «Чистой» философской. «Чистой» социальной. Одно и то же стихотворение может прослаиваться разными жанровыми слоями.
Меняется и сама лирика, ее родовые свойства.
Все меньше лирики в ее классическом смысле. Возникающей, по Гегелю, из потребности «высказать себя и услышать чувство в развитии его самого».
Лирика прозаизируется.
«Чувств» — как в развитии, так и без оного — все меньше.
«У нас и теперь уже немало женщин пишет стихи. Над задачами русского лиризма женщины работают с той же непобедимой страстностью, с какой они отдают свои силы и науке». Так писал о «женской лирике» чуть более ста лет назад Иннокентий Анненский («Аполлон» № 3/1909).
Сегодня лирику — в гегелевском ее смысле — пишут преимущественно женщины.
Опять же, делить поэзию по половому признаку — как и по возрастному — дело не слишком надежное. Но раз уж взялся говорить о тенденциях, стоит сказать и об этом. В то время как большинство поэтов-мужчин все дальше уходят в сторону эпичности, сказовости, социальности — собственно лирика остается за поэтами-женщинами.
Есть, разумеется, исключения. Прозаичная, социально заостренная поэзия Елены Фанайловой. Или тяготеющие к эпосу стихи Марии Галиной... Но они скорее лишь подтверждают — если не правило, то тенденцию.
«Женской лирики» сегодня нет, ибо сама лирика стала большей частью — женской.
Особенно — любовная, по поводу исчезновения которой (мнимого и реального) было в начале 2010-х поломано немало копий*.
Любовная лирика требует прямого высказывания. На этом она держится. Современная лирика, искушенная постмодернизмом, прямых высказываний бежит.
Лучшие стихи о любви сегодня пишут поэты-женщины. Вера Павлова. Ирина Ермакова. Инга Кузнецова. Хельга Ольшванг. Анна Аркатова... Из более младшего поколения — Мария Маркова. Анастасия Строкина.
Приведу несколько примеров. Без пояснений (любые комментарии к любовным стихам выглядят несколько пошловато).
Из Веры Павловой («Знамя» № 10/2014):
 
Не помню, как его звали.
Сережа? Нет, не Сережа.
Любила его? Едва ли.
А он меня? Не похоже.
Слова, интерьеры, позы —
все доброй памятью стерто.
Вручил мне букет мимозы,
встречая после аборта.
Из Анастасии Строкиной («Октябрь» № 12/2014):
Если солнце погаснет,
восемь минут еще
мы будем беспечны,
восемь минут музыки нашей счет
продлится:
успеем родиться,
проститься,
сварить молоко,
восемь минут неведения —
так легко,
будем мы человечны
и бесчеловечны,
распланируем лето,
помоем пол,
прочитаем семь или восемь страниц,
настроим виолончель,
накроем на стол,
и раз и два
и раз и два
и раз и два
и раз и два
и раз и два
и раз и два
и раз и два
и раз и два
и разлетятся слова —
не соберешь.
Тихо уснем на дне,
холодная тина во рту.

Любовь моя,
сколько минут
отпустишь мне,
прежде чем окунешь
в темноту?
 
Из Хельги Ольшванг:
Не хочу расставаться.
Кафе закрывают, звеня,
убирают, шурша.
В нашу сторону смотрят все чаще:
последние, посредине продленного дня,
обнявшись, —
два наших плаща*.
 
Ложный страх прямого высказывания здесь отсутствует. «Любила его...» «Любовь моя...» «Не хочу расставаться...» И нельзя сказать, что стихи от этого перестают быть современными.
 
Вообще, некоторый алармизм, который был характерен для части поэтического сообщества последние лет пять (и которому и я временами предаюсь) все же не совсем обоснован. «Исчезает любовная лирика». Да нет же, вот она; мог бы еще цитировать... «Стихи читают все меньше». Меньше. Но читают. «С поэтической критикой дело швах». Ну да. Но, с другой стороны, если поглядеть на новые имена, появившиеся в ней в 2010-е: Марианна Ионова, Игорь Дуардович, Алексей Конаков, Борис Кутенков... Не так все плохо, коллеги.
Что касается замечаний о «достаточно высоком» среднем уровне поэзии при нехватке ярких оригинальных имен...
«...Можно бы сказать, как полагается, о высоком техническом уровне современной поэзии, упомянуть о том, что все теперь умеют писать стихи, и пожалеть, как у нынешних искусственно и мертво выходит».
Это писал — не столько от себя, сколько передавая общий тон тогдашней критики, — в 1916 году Мандельштам**.
 «Сейчас удивительно много людей пишут хорошие стихи. Трансформированное слово, поэтические ходы, стиховые средства — все на месте. Тут-то и начинается беда — драма ненужных хороших стихов».
Это — уже вполне от себя — отмечала в начале 1980-х Лидия Гинзбург***.
Сегодня не вызывает сомнения, что и от начала 1910-х, и от начала 1980-х остались и замечательные имена, и замечательные стихи. А не только искусственные и мертвые.
И от начала 2010-х тоже, наверное, останется немало.
«После многочисленных обзоров поэзии «нулевых» у меня сложилось впечатление, что мы присутствуем едва ли не при конце русской поэзии. Но вот вышли номера журналов с единичкой вместо второго нуля; а в них — поэтические подборки, а в подборках — стихи: хорошие, разные, всякие...»
Так — прошу прощения за автоцитату — я начинал пять лет назад первый очерк «Поэзии действительности» («Арион» № 2/2010).
Завершая этот цикл, могу повторить то же самое.
Поэзия действительности — лучшая современная поэзия* — подтверждает, в свою очередь, действительность поэзии. Ее актуальность, ее движение. Ее изменение под воздействием как вне- так и внутрилитературных «раздражителей». Ее способность отражать дух и цвет времени и, в свою очередь, — на невидимом капиллярном уровне — способность воздействовать на него. Наконец, подтверждает само существование поэзии при не слишком благоприятных «погодных» условиях. Впрочем, поэзия, как и любовь, всегда происходит не благодаря, а вопреки. Вопреки действительности, языку, себе самой.
Прочее же — «литература», буквы, шумы...
 
___________
* Правда, когда я попросил прочесть их стихи (секундная пауза, появляется айпад...), то, что было прочитано, не сильно вдохновило. Некоторые тексты казались возникшими там же, в айпаде, в результате сбоя какой-то программы.
* Херсонский возник, разумеется, раньше: был «открыт» арионовской подборкой в 2000-м («Арион» № 3/2000). Однако широкая публикация (и критическое обсуждение) его стихов начинается именно с середины двухтысячных.
* Думаю, Бродский («...в небольшом кругу, / сооруженном самодельной лампой») припомнился тут не только мне.
* Л.Гинзбург. Человек за письменным столом: Эссе. Из воспоминаний. Четыре повествования. Л., 1989.
* См., например, дискуссию в «Знамени» (№ 11/2011) и статью Марианны Ионовой «...И любовь уходит» («Арион» № 3/2011).
* Х.Ольшванг. Версии настоящего. М., 2013.
** О.Мандельштам. О современной поэзии. — О.Мандельштам. Соч. в 2-х т. Т. 2. М., 1990.
*** Л.Гинзбург. Указ. соч.
* «Новейшая поэзия есть поэзия действительности, поэзия жизни» — эта фраза Белинского из его статьи о Грибоедове, напомню, и дала название всему циклу.
*
Арион 2015, 4  Евгений Абдуллаев