В Берне

Виктория Левина 2
Медвежий город

Берн, как медведь - он коренаст и крепок,
вынослив, независим и богат.*
Он словно взял медвежьей жизни слепок
и перенёс на город, мост и сад.

Походкой косолапой и ленивой
ряд галерей соединяет строй
домов средневековых над бурливой
рекой, зажатой в трубах под землёй.

Рычит река медведем в гулкой яме.
(Цветы герани красной на окне...).
Зияет Берн смешными погребками
за дверцей деревянной в глубине.**

Зимой дремотный. Летом - в наважденьи
слетевшихся, как пчёлы в сентябре - 
к цветочному нектару с вожделеньем,
гостей столичных троп на Ааре.

Медвежий город. Милый, тёплый, светлый!
Под окнами Премьера - огород.
Передают клочки земли заветной,
как драгоценный дар, из рода в род.***

Часы с медведем на столичной башне,
фигурки косолапого - везде!
Смотря вперёд, храня свой день вчерашний, -
так Берн живёт в добре и простоте.


*Берн – столица Швейцарии, альпийского шоколада, белого снега и дорогих часов - самобытный средневековый город, живущий своей размеренной неторопливой жизнью. Стоит на реке Ааре. Основан город был в 1191 году герцогом Берхтольдом V Церингенским (Herzog Berchtold V. von Zahringen) в качестве оборонной крепости против запада. По одной из версий название дали по первому трофею, добытому герцогом на охоте в этих местах – медведю. Берн – мудрый, взрослый, но еще не пожилой, умеет наслаждаться каждым мгновением жизни, не позволяя суете вторгаться в свое личное пространство…

**На ценральной улице Берна под сводами галерей и в маленьких погребках, где ранее располагалось городское зернохранилище (до конца 18 века), с подземными переходами и целыми торговыми улицами, протекает культурная жизнь города.

*** Под окнами дома, где заседает правительство, находятся частные владения - клочки земли под огороды, которые принадлежат старинным семьям на протяжении нескольких столетий. Это - самая дорогая и престижная земельная собственность Швейцарии. Огороды нужно обрабатывать, иначе, в случае, если земля не используется по её прямому назначению, ёё могут отобрать по прошествии трёх лет.


Часовая башня


Кто отвечал за времени отсчёт,
как не Цитглогге* - башня в центре Берна?
Оттуда время, как река, течёт, -
с тринадцатого века до модерна.

Оттуда вышел, фазами Луны
и знаком астрологий звездочётных,
мудрейший Хронус - символом страны
швейцарской точности, как званием почётным!

Кузнец швейцарский - балочных весов
создатель механизма, немец втуне, –
искуссником невиданных часов
вошёл в историю. Он звался Каспар Бруннер.

Единственного детища отец,
он не построил больше механизмов.
Вошёл в историю, как времени творец,
как Хронос, как часовый бог отчизны...

Ещё, пожалуй, вспомним, что тюрьма
была в той башне - шлюх позорных племя...
Часам подвласны люди и дома,
и башни, и судьба - всесильно время!


*Цитглогге возникла предположительно между 1218 и 1220 годами как оборонительная башня на западном конце центральной городской улицы основанного в 1191 году Берна. До бернского «Большого пожара» 1405 года она использовалась как тюрьма, в которой преимущественно содержались женщины, признанные виновными в сексуальных отношениях со священнослужителями.
Её часы с боем являлись официальным определителем точного времени для города Берн. Находящиеся «на службе» астрономические часы Цитглогге были созданы в 1530 году мастером Каспаром Бруннером, швейцарским кузнецом предположительно немецкого происхождения. Его изготовления движущий механизм типа "балочных весов" был заменён 150 лет позднее находящимся ныне в эксплуатации маятничным.


У Кафедрального собора в Берне


Картины Страшного суда над главным входом.*
Подробно грешники видны конфессий разных.
Подробно грех, и иже с ним, видны народу,
а также притчи о делах разнообразных.

Мне вспоминаются фигурки дев красивых, -
им посвящаются швейцарские легенды, -
невест Христовых ожиданье непосильным
на плечи хрупкие обрушилось обетом.

- Когда же явится Жених? - в тоске взывали
и о приходе Благоверного молили,
и всуе яркие наряды надевали,
и вечно сложные причёски мастерили.

И лишь одна из них блюла огонь и свечи,
чтоб встретить Первую звезду. И в тихом стуке
в окно светлицы в долгожданный тёмный вечер
призвать Желанного, как надлежит супруге.

Горит свеча в окне, полна благоразумья...
швейцарской мудростью наполнена столица...
святой Винсент (тире) тевтонские раздумья...
в окне светёлки со свечой сидит девица...


*Имеются в виду скульптуры и барельефы Кафедрального собора Берна (Berner Munster) при центральном входе.


Не сотвори себе кумира


"Не сотвори себе кумира!" - славный Моше*
толпе глазеющих на статую сказал,
и хитро глянул на гуляющих прохожих,
держа в руке гранитную скрижаль.

"Не сотвори себе вождя! Живи спокойно
и полагайся в жизни только на себя!" –
кивают бернцы сдержанно-достойно,
в мошне кредитки золотые теребя...

"Не нужно фюрера**, не любим горлопанов!" –
швейцарцы так прожили сотни лет.
К фонтану Моше средь других фонтанов
они всех больше свой кладут респект.

А ведь и вправду - если на скрижалях
одной из десяти основ легла
простая истина, что на руках держала
волнующую колыбель добра...

А ведь и верно - мир без революций,
без войн и брани, раненых солдат...
Глаза у Моше весело смеются
и рожки из-под парика торчат! 


*На площади перед Кафедральным собором в Берне расположен один из Бернских фонтанов – Фонтан Моисея (Mosesbrunnen) XVI века. Он представляет собой мужскую фигуру с раскрытой книгой в руках "10 заповедей" и указывает на заповедь о несотворении кумира. При внимательном рассмотрении фонтана можно заметить рожки на голове Моисея. Это своеобразный юмор творческих личностей – во время перевода была допущена неточность: слово "кэрэн" на иврите – именно это слово стало причиной "рогатости" Моисея – оно имеет два варианта перевода – «рог» и «луч».

**Фюрер  -  немецкое слово, означающее "вождь", "лидер", "предводитель".


Пожиратель детей


Самая знаменитая достопримечательность на площади Корнхаусплатц  в Берне ( еще один фонтан) - Киндерфрессербруннен  или "Пожиратель детей" - великан, откусывающий голову ребенку и держа сумку с другими детьми. По задумке автора Ханса Гинга, скульптура должна была символизировать наказание для малолетних преступников. Но человеческая фантазия нашла в этом иной смысл: Хронос (бог времени), поедающий своих детей...
 

Я у фонтана "Пожирающий детей".
Я в гости к Хроносу с поклоном и почтеньем.
Неодолимо бремя временных страстей
сжирает годы, и недели, и мгновенья!

Мы - дети времени, заложники себя, -
и возраст властвует и "ест" десятилетья, -
кто не любил, и в печи времени, любя,
не клал полжизни, как бросают междометья?

Кто не дарил слова: "С тобой навеки я!"
(Жрал аппетитно Хронос в Берне время...)
и в пламя топки страсть ночей и годы зря
не отправлял, отравлен глупостью, не с теми?

Свои секунды, как разменную деньгу,
мы дарим времени нале-направо часто, -
то пища Хроноса... (Я больше не могу
за вожделеньем в ритме сальсы мчаться...)

Ценю минуты, дни, недели, год, -
не отдаю себя напрасно на съеденье!
Мои бриллианты тают... Знаю, день придёт –
последним камнем заплачу во искупленье...
 


Пауль Клее

                "Nulla dies sine linea" ("Ни дня без линии!")
                Плиний

Я знала, чувствовала - Пауль где-то рядом! –
полуребёнок, полубожество...
Была любовь - спонтанно, с полувзгляда,
с полукасанья к сущности его!

Я понимаю, что сказать хотели
скупые линии на мешковине грёз,
как виртуальный мускул в слабом теле
мечту гиганта на полотна нёс!

Как превращалась точка над пространством
беспомощности - в яркую звезду!
"Ни дня без линии!"  - с завидным постоянством
я повторяю аксиому ту,

я утверждаюсь бравым восхожденьем
с клюкой на каждодневный Эверест, -
не ограничен трудностью движенья
хмельной адреналин моих небес!

"Ни дня без строчки!" - Пауль где-то рядом –
передаёт тепло своей руки...
Из-за оков судьбы - обоим надо
к строке и к линии пробиться! Вопреки.

Пауль Клее (1879-1940), родившийся в Берне в семье музыкантов, некоторое время колебался, что предпочесть - путь музыканта или художника. Выбор остался за живописью. Клее переехал учиться в Мюнхен. Встреча с В.Кандинским и Ф.Марком имела для него решающее значение, о чем свидетельствует участие во второй выставке «Синего всадника». С 1920 года началась его преподавательская деятельность в Баухаузе. После прихода к власти Гитлера в 1933 году Клее не испытывал иллюзий относительно будущего Германии. Немцы объявили его "безумным евреем", после чего Клее с семьей уехал в Швейцарию. Вскоре после переезда в Берн Клее тяжело заболел. Он стал терять подвижность в руках, но при этом работал с поразительной, даже для здорового человека, активностью.
Открытие в июне 2005 года в Берне Центра Пауля Клее стало одним из важных событий в музейной жизни ХХI века. Впервые наследие одного из крупнейших мастеров ХХ века представлено в таких впечатляющих масштабах. Основу собрания составили произведения из Фонда Пауля Клее, мемориальные вещи, документы из личного архива художника, работы из ряда частных коллекций. Пауль Клее, прославившийся как живописец, был талантливым писателем, музыкантом, философом. Выставка  рассказывала о болезни Клее (склеродермии) и представляла интерес не только с творческой, но и с медицинской точки зрения. Здесь можно представить всю сложность существования человека, лишенного возможности активно жить. Среди экспонатов - столы с приборами и устройствами, позволяющие посетителю самому испытать ощущения больного, но духовно активного человека.
Под одним из своих рисунков 1938 года Клее сделал такую запись: "Nulla dies sine linea". Цитата из Плиния, описавшего античного художника Апеллеса, который ежедневно упражнялся в своем искусстве. Больной мастер в конце жизни неуклонно следовал этому правилу. Выставка "Пауль Клее. Ни дня без линии" стала следующей после ретроспективной, и на ней уже были представлены последние работы 1938-1939 годов.
В проявлении любви к своему национальному гению жители Берна не ограничиваются стенами музея, что получило развитие и в окружающем пейзаже. Выйдя из музея, можно прогуляться по парку скульптуры, отдохнуть в тени берез, созерцая спокойную гладь озер и величественное молчание древних валунов, посетить кладбище, где покоится прах художника. От музея в город через парк ведут так называемые "дороги Клее", включающие в себя мемориальные остановки, посвященные местам, где часто бывал мастер.


Эйнштейн


                Дом-музей Альберта Эйнштейна находится
                на улице Крамгассе в Берне.
                В этом доме Эйнштейн снимал квартиру
                с 1903 по 1905 год. В это время он работал
                в швейцарском патентном бюро.

Двести метров от башни с часами - и к дому,
где открылись Эйнштейну азы мирозданья.
Старый дом на Kramgasse, где, странный и скромный,
человек погружался в свои созиданья...

Там - миры и молекулы, плазма и Космос,
там - потоки и свет, там - частицы и волны,
там в таком драматизме рождались вопросы,
что ответы нуждались в прострации полной!

Не патентным бюро, а спиралью вселенной
было место исканий, а стол для работы,
где писалась судьба волновой, современной,
страстной физики саги, - колумбовым бортом!

Узкой лестницы сплин, низковатые стены –
этот дом был для гения временным плотом,
неотъемлемой частью, звеном от системы,
винтовою ступенью сердечной аорты!

Здесь родился сынок. Здесь хранятся альбомы,
здесь семейственность, полная очарованья...
Двести метров от башни с часами - и к дому,
где открылись Эйнштейну азы мирозданья.


Мост самоубийц


В Берне есть 2 особенных моста, они возведены в конце 19-го века. Их называют мостом Корнхаузбрюкке и мостом Кирхенфельдбрюкке. Высота превышает 40 метров. Они сразу же полюбились самоубийцам.. 

Мост красивейший! Дали неглядны.
Как на ладони Берн - звезда столиц!
Прославился, однако, неприглядной
и мрачной славой - мост самоубийц...

Когда ты смотришь с сорокаметровой
и голову кружащей высоты
на красоту церквей средневековых,
ты понимаешь, как важны мосты, -

соединять, парить и восторгаться,
и чувсттвовать, что птицею взлетел!
Последним делом - в глубину бросаться,
чтобы закончить свой земной удел...

Их были сотни. Прыгали и будут.
И разбивались, как стеклянный шар.
Спасительную сеть другие люди
им протянули, как охранный дар, -

но только в тех местах, где прыгнув сдуру,
могли б с собою жизни унести!
Так железобетонной арматурой
сумели жертв и прыгавших спасти.
 
Восхищена эффектом психологий!
В далёкой Калифорнии есть мост,
что это ноу-хау против фобий
из Берна также в жизнь свою привнёс.