Подвиг жив, пока о нём помнят

Алёна Фроловна
"Сегодня комбат рассказал как погиб один генерал.
Если и мне суждено погибнуть,
я хотел бы умереть так, как этот генерал –
в бою и лицом на запад".
Из последнего письма А. Матросова, своей любимой девушке Лиде


5 февраля 2016 года Александру Матросову исполнилось бы 92 года, доживи он до наших дней. А как бы он прожил эту жизнь, если бы 27 февраля 1943 года выбрал жизнь? У юноши было право выбора: остаться в живых или пожертвовать собой ради будущей Победы, в которой он не сомневался. Александр, не раздумывая, выбирает второе: закрывает собой амбразуру фашистского дзота.
Скольким тогда он подарил жизнь!

"Война – тяжёлая работа".
Как шлейф её кровавый след…

19 июня 1943 года Михаил Иванович Калинин подписал указ "О присвоении звания Героя Советского Союза красноармейцу Матросову".

А на Сашиной могиле зацветали в это время скромные полевые цветы. Он лежал возле деревни Чернушки, а рота его шла на запад, и была уже далеко, но Сашино имя не было вычеркнуто из списков роты, и на вечерних поверках его по-прежнему выкликали, как живого. Миша Бардабаев откликался за него, потому что он был Сашин друг и потому что стоял первый с правого фланга.

Вечером в роту принесли газету. Состоялся летучий митинг. На митинге выступали бойцы и офицеры, Сашины товарищи, начальники и соратники, вспоминали, какой он был, что говорил и чем был заметен. Но мало кто мог припомнить что-нибудь особенное и замечательное, о чём говорил Саша. Только Бардабаев вспомнил и рассказал, как в день боя под Чернушкой в Ломоватом бору заспорили они с Сашей, легко ли живому броситься под вражеский танк, и как Саша сказал: "Нелегко, а если надо, брошусь".
Ему шёл двадцатый год.

Жизнь положив, за нас с тобою,
Простой парнишка, рядовой,
Он отдал ради нас святое!
Шагнул в безсмертие герой!


Повторивший подвиг Матросова

Полковник в отставке Пётр Алексеевич Филоненко - председатель Киевской городской Организации юных участников Великой Отечественной войны. На фронт сбежал 11-летним мальчишкой. Удивительной судьбы человек. Каждый его боевой эпизод достоин повести. Чего стоит только тот факт, что в свои 13 лет, будучи сыном полка, он повторил подвиг Александра Матросова. Вот как Пётр Алексеевич это вспоминает:

- 23 июня 1944 года замполиты проводили собрания в ротах. На собраниях приводили в пример героический подвиг Александра Матросова, который грудью закрыл амбразуру, подавив огонь противника и дав возможность безпрепятственно продвигаться нашим войскам. Самому себе поклялся стоять до последней капли крови.

Наши бронетранспортеры вырвались вперед. Сначала наступление развивалось хорошо, но сопротивление немцев возрастало. И вот вижу справа - немецкий дзот. Бой в разгаре. Что делать? Проскочила мысль плотней прижать ствол фашистского пулемета, чтобы его разорвало. Спрыгнул с бронетранспортера, кустарником пробрался до дзота и прыгнул прямо на ствол. Почувствовал резкий удар в правую сторону тела, перебило руку, ребра, грудь обожгло, ноги подкосились, и я упал на живот. Некоторое время чувствовал, как немец бил меня стволом по плечу, по голове, чтобы сбросить, отодвинуть в сторону, а потом - темень и тишина, ничего не помню.

Более десятка пуль прошили грудь мальчишки. Наши всё-таки освободили ту местность. Бездыханное тело юного красноармейца обнаружила похоронная команда. Когда молотками били по гробу услышали хрипы. Поначалу подумали, что показалось. Несли уже наспех сколоченный гроб опускать в яму и... вновь "похоронщики" слышат хрип. Командир дал команду быстрее вскрыть гроб. "Живой! Срочно в медчасть!" - крикнул офицер, увидев как паренёк ещё раз хрипнул, и у носа мальчика вздулся кровавый пузырь...

Паренёк выжил. Молодой организм взял свое. Кстати, лишь в 2005 году в том самом месте на братской могиле из списка павших изъяли фамилию Петра Алексеевича Филоненко, который в 13 лет повторил подвиг Матросова. Полгода в военных госпиталях, 12 операций, реабилитация в эвакогоспитале Цхалтубо. Вновь учился ходить. А когда вылечился, против воли врачей решил ехать на фронт.

Так и сделал. Разыскал ближайшую военную часть, запасной линейный полк связи. И с ним дошёл до Берлина. Ещё и расписался на рейхстаге. Написал свои инициалы. По-украински: ФПО. А командир не понял, удивился: "О! Надо же! Уже и финансово-плановый отдел отметился...". Дома праздновали Победу, а солдат Петр Филоненко (гордо величавший себя гвардии красноармейцем) продолжал воевать - теперь с хортистами - в Будапеште. Каждую ночь - перестрелка. Пройти всю войну и погибнуть? Обидно!

Приказ о его демобилизации пришёл только 12 февраля 1946-го.

Давно на фронте в 1941 году, Петру довелось как-то встретиться со знаменитым писателем Константином Симоновым, который сказал одиннадцатилетнему красноармейцу, увидев в нём одарённого человека: "Закончится эта проклятая война, и мы напишем книги: я - о "живых и мёртвых", а ты, Петя, о войне, увиденной глазами юного солдата".

Действительно, Пётр Алексеевич написал после войны много книг, пишет стихи. И одна из его книг так и стала называться: "Глазами юного солдата".

После Великой Отечественной войны служил в единственном в Украине эскадроне конной милиции. В органах внутренних дел Петр Алексеевич проработал до 1988 года.

Подвиг жив, пока о нём помнят.