Зодиак

Музыкальный Меридиан
ЗОДИАК (латыш. Zodiaks) – советская и латвийская музыкальная группа, играющая преимущественно инструментальную музыку в жанре синти-поп.
«Зодиак» была одной из первых советских групп, исполнявших электронную музыку. Основной тематикой композиций являются космос и научная фантастика (в середине 1980-х годов группа поменяла тематику).

Инструментальная группа «Зодиак» под управлением Яниса Лусенса (родился 7 апреля 1959 года) была организована в конце 1970-х студентами Латвийской государственной консерватории им. Я. Витола на базе кафедры электронных музыкальных инструментов.

Ансамбль начал исполнять необычную для советской эстрады электронно-синтезаторную музыку с «космическими» звуками (до этого из известных, пожалуй, только Эдуард Артемьев экспериментировал в подобном ключе).  На Яниса Лусенса повлияли такие музыканты, как Tangerine Dream, Didier Marouani («Space»), Jean-Michel Jarre, Michael Oldfield, Vangelis.

«Зодиак» возник как союз студента консерватории Яниса Лусенса и выдающегося звукорежиссёра Александра Гривы, записавшего немало пластинок с классическим репертуаром. Толчком к этому наверняка послужило приобретение консерваторией синтезатора и электрического фортепиано. Стоит напомнить, что в Советском союзе дефицитом было ВСЁ, и музыкальные инструменты тоже. Синтезаторы закупались исключительно для нужд эстрадных оркестров, киноиндустрии и... музыкальных училищ. Заполучить вожделенную электронику мог только человек, близкий к госструктурам, в итоге драгоценные клавиши чаще всего попадали в руки откровенных бездарей. «Зодиак» в этом смысле, наверное, единичный пример удачного приложения сил. Лусенсу удалось заинтересовать Гриву своими идеями, и молодой музыкант получил пропуск в студию. Вскоре сформировался и аккомпанирующий состав в лице студентов соседних факультетов и музыкантов местной джаз-роковой группы Arca под руководством Юриса Кулаковса. Напоследок в новоиспечённую группу известно каким образом затесалась 18-летняя Зане Грива (сами понимаете, чья дочь), которой отвели синекуру второй клавишницы. А дальше по советским меркам случилось чудо: пятерым безвестным студентам дали возможность выпустить пластинку на фирме «Мелодия», да ещё и под вывеской «рок-группа» (!) Понятия не имею, как им это удалось. Возможно, это было следствием недавней Московской «Олимпиады-80», но не исключено, что диск просто зачли им как дипломную работу.

Дебютный альбом Disco Alliance был выпущен в 1980 году. Популярность его была феноменальна, его заслушивали до чёрных дыр в сознании, в магазинах грампластинок за ним выстраивались очереди. Бывали случаи, когда его выменивали на западные диски.

Гениальная простота мелодий помножена на грамотные аранжировки – Грива явно слушал много продвинутой электроники – от Жарра и Space до Kraftwerk и Y.M.O. В то время в СССР не умели записывать электронную музыку, и сегодня видны все огрехи этого диска – и неудачное сведение, и плохо прописанные барабаны и откровенные звуковые «дыры» в ряде композиций… Но всё равно этот очаровательный короткий (27 минут) альбом полон маленьких открытий. Он до сих пор звучит на удивление задорно и свежо, чего не скажешь о многих работах того времени. Из него торчат какие-то правильные «локти», он сильно выдаётся из однообразной стилистики диско – в этой музыке нет механистичности, чувствуется, что играют живые, настоящие люди.

Тогда же латышские музыканты написали саундтрек к документальному фильму о космонавтах «Звёздная палитра», в ходе работы посетив Звёздный городок и познакомившись с космонавтами.

В 1982 году ансамбль успешно выступал в Москве в эстрадной программе «Молодость Балтики», проходившей в рамках заключительного концерта фестиваля «Московские звёзды», посвящённого 60-летию образования СССР и XIX съезду ВЛКСМ.

После успешного выступления в Москве Янису Лусенсу предложили гастроли по СССР, но он отказался, так как для этого пришлось бы бросить учёбу в консерватории, в результате чего его могли призвать в армию.

Увы, но дальше началась история потерь и разочарований. Казалось, группе открыты все пути, однако в те годы одного умения играть музыку было мало. На полноценное шоу не было денег, и «Зодиак» остался студийной группой.

Второй альбом «Музыка во Вселенной» рождался в муках. Лусенсу как композитору было тесно в рамках диско, и он обратился к сложному арт-року. Музыка была хороша: ударник Андрис Рейнис сильно прибавил в технике, в группу пришли два новых гитариста – один работал в прежней стилистике, другой тяготел к размашистой манере Дэвида Гилмора. Не обошлось и без курьёза: динамичная композиция «Обратная сторона неба» сначала называлась «Каратэ», но вскоре каратэ в стране официально запретили, и её пришлось спешно переименовывать. Однако танцевальных пьес, кроме заглавной композиции, на альбоме не было, и прежнего успеха у советского слушателя он не имел. Хотя крепко  держался на так называемых «трёх китах»: «Таинственной галактики» и двух балладах – «Серебряная мечта» и «В свете Сатурна».

Годом позже Лусенс окончил консерваторию, стал музыкальным руководителем группы Neptuns, играл с Яаком Йоалой, а с середины 80-х годов полностью переключился на академическую музыку. А «Зодиак» пал жертвой чиновничьего идиотизма: группе просто «назначили» нового музыкального руководителя – им стал некий Виктор Власов, под управлением которого группа озвучила два фильма: «Экипаж машины боевой» и «Женские радости и печали» (оба саундтрека вышли на отдельном диске в 1985 году). Отсюда и такой диссонанс в звучании – как композитор Власов нёс абсолютно иной музыкальный заряд.
Сам Янис Лусенс несколько раз говорил в разных интервью, что к этому альбому «Зодиак» не имеет никакого отношения и что это какая-то афера фирмы «Мелодия».

Записи «Зодиака» разошлись по СССР большими тиражами. По данным фирмы Мелодия, до 26 августа 1983 года было продано 5 848 980 экземпляров дебютного альбома «Disco Alliance» и 1 703 800 – «Музыка во Вселенной».

Настоящий, подлинный «Зодиак» Яниса Лусенса едва не вернулся в 1989 году, когда вышел альбом In Memoriam («В память») с подзаголовком Zodiac 3. Это был зрелый, красивый, очень сбалансированный альбом в лучших традициях электронного арт-рока, со своим почерком и стилистикой. Концептуальность его была в том, что он был посвящён  латышской культуре и архитектуре Риги.
Однако инструментальная музыка в ту пору уже мало кого интересовала: шла перестройка, эпоха лозунгов, протестов и социальной тематики. Альбом остался незамеченным и тихо исчез с прилавков магазинов, как исчезли к середине 90-х все виниловые пластинки.

В 1990-х ансамбль прекратил существование.

В 2000-е Янис Лусенс работал с Раймондом Паулсом, помогая ему делать аранжировки к его инструментальным композициям.

И всё-таки возрождение состоялось. Уже в новом веке ростовский дуэт «ППК» сделал современный трансовый ремикс композиции «Зодиак» под названием «Перезагрузка», снискавший большой успех. А в 2006 году музыканты старого «Зодиака» неожиданно собрались для выступления в Петербурге на фестивале «Авторадио – Дискотека 80-х», где с блеском сыграли 7 своих классических вещей.


Первый состав:

Янис Лусенс (синтезатор) (ARP Odyssey) /на иллюстрации – в центре/
Андрис Силис (гитара)
Зане Грива (фортепиано, вокал)
Андрис Рейнис (ударные)
Айнарс Ашманис (бас-гитара)

Участники последующих составов группы:

Майя Лусена (вокал)
Зигфрид Муктупавелс (скрипка, вокал)
Айварс Гудрайс (гитара)
Иварс Пилька (бас-гитара)
Дзинтарс Сагенс (гитара)

ДИСКОГРАФИЯ:

Disco Alliance (1980) – альбом на все времена, платиновый фонд советской музыки
Музыка во Вселенной (1982) – в той же концепции, но чуть послабее
Музыка из кинофильмов (1985) – отличающееся звучание, ибо композитором являлся не Я. Лусенс
In Memoriam (1989) – по стилистике чем-то напоминает «Новую коллекцию», материал качественный
Clouds (1991) – впервые привлечены вокалисты, из инструментала – всего две композиции
Dedication (1996) – полностью соответствует трек-листу альбома «In Memoriam» (1989)
Miru;ais gadsimts (Умершее столетие, 2006) – переиздание альбома Clouds (1991) с добавлением новых песен – на редкого любителя
Disco Alliance Dance Mix (2000) – обработка старых хитов в современном стиле
Best (2008) – приятная ностальгия по 80-м
Pacific Time (2015) – дикий ужас, никому не советую (такое ощущение, что музыка мертвецов из какого-то дебильного триллера – ни мелодии, ни смысла, ни гармонии).

Наблюдая за таким фантастичным разбросом в саунде, действительно, начинаешь понимать, что это не время и не смена музыкальной моды всему виной. Просто в первоначальном периоде творчества «Зодиака» принимал участие выдающийся (ныне уже покойный) звукорежиссёр Александр Грива, который во многом и задал «Зодиаку» их классический почерк.

(По материалам сайта ВИКИПЕДИЯ и рецензии Д. Скирюка на альбом «Disco Alliance»)


* * *


CD 1. «ТАИНСТВЕННАЯ ГАЛАКТИКА»

1. Зодиак
2. Пасифик
3. Провинциальная диско
4. Таинственная галактика
5. Мираж
6. Рок на льду
7. Поло
8. Серебряная мечта
9. Лазерная иллюминация
10. Фотофиниш
11. Обратная сторона неба
12. Сердце стучит
13. В свете Сатурна
14. Волшебная ночь
15. Остров Морицсала
16. В музее под открытым небом
17. Рундальский дворец
18. In Memoriam. В Курземе

Музыка: Я. Лусенс, кроме (12, 14) – В. Власов

Записи 1980-89 гг.

ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: http:///yadi.sk/d/wqjB6O7-pdBiH

Размер: 109,3 МБ
Качество: МР 3 (192)
Длительность: 79 мин. 54 сек.

* * *

CD 2. «АЛЬЯНС»

1. Альянс
2. Пришельцы
3. Полёт над Эльдорадо
4. Огненные дороги
5. Поединок
6. Зелёные чудовища
7. Идущие впереди
8. Дома Старой Риги
9. Rotala (A Game)
10. Veltijums (Dedication)
11. На горе Зилайскалис
12. Пастораль
13. В таинственном квадрате
14. Мирное небо

ВОНУС:
15. Зодиак (A-Sbchuk Remix)
16. Пасифик (A-Sbchuk Remix)
17. Провинциальное диско (A-Dani Remix)
18. Дома Старой Риги (Explaud Remix)
19. Зодиак (Transmissiya Remix)

Музыка:
А. Лусенс – 1, 3, 8-12, 15-19
В. Власов – 2, 4-7, 13, 14

Записи 1980-91 гг., кроме бонуса

ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: http:///yadi.sk/d/6w5eCmoMpdC6t

Размер: 108,9 МБ
Качество: МР 3 (192)
Длительность: 79 мин. 34 сек.