Призвание - 12

Владимир Трофимов Художник
ЧУЖИЕ ОШИБКИ

Сияют пушинки, летящие с тополей, а я помогаю Кулебакину выносить картины на воздух. Мы приставляем их к стене барака и, чтобы посмотреть на них с расстояния, отходим в тень высоких деревьев.
– Моисеенко пишет сразу на двух холстах. На одном пробует, а на другом всё делает без поправок, – говорит Коля про методы работы известного живописца, лихо изображавшего смелых красноармейцев. Я вспомню эту фразу через много лет, в девяностые, когда ради заработка буду копировать морские пейзажи Айвазовского. Чтобы разгадать оригинальные приёмы письма знаменитого художника, мне придётся на одном холсте пробовать повторить изменения яркости переливающихся светлых и темных тонов картины, а на втором, запомнив найденные колористические смеси, широкими мазками в один присест изображать небо и море.
Пух всё летит с тополей. День солнечный, всё сияет, а прямоугольники холстов настолько темны, что издалека трудно что-то разобрать. Какое-то тусклое мерцание. Без слов ясно, всё нужно высветлять, но новые слои краски тоже могут пожухнуть. Надо бы повторить сюжеты на новых холстах, но для этого нужны силы, время, деньги. а всё из-за элементарного нарушения технологии живописи. разве можно растворять краски бензином. А разбавитель для художественных красок – дефицит. Безвыходное положение. Естественно, представителям выставочных комитетов такие картины не нравятся, один авторитетный живописец назвал их печными заслонками. Проще было бы перейти на меньший размер, но монументалист ни за что бы не пошёл на это.
Скоро в Куйбышеве состоится отбор произведений художников для Всесоюзной выставки. Сотни упорных конкурентов, не желающих зарывать талант в землю, повезут и понесут свои полотна на суд выставочного комитета, члены которого, соответственно рекомендациям свыше, отвергнут всё, кроме трёх или четырёх картин, действительно лучших, написанных самыми талантливыми, опытными и удачливыми. А иначе нельзя, в стране сотни городов, и каждый из них должен быть представлен работами нескольких живописцев. Даже громадный столичный Манеж не может вместить полотна всех желающих выставить их в нём.
Я ещё раз внимательно посмотрел на холсты. Неплохо выглядела картина, на которой был изображен перрон с одинокой фигурой, она оригинальна, свежа, но такой грустный сюжет явно не порадует чиновников, следящих за творческими поисками живописцев. Я попытался успокоить помрачневшего автора монументальных работ, сказал о том, что картина Ван-Гога не пользовались успехом, пока он был жив, но этот факт совсем не обрадовал художника.