Призвание - 15

Владимир Трофимов Художник
НОВЫЙ УЧИТЕЛЬ

Оттрезвонил звонок. Студенты разобрали из угла аудитории планшеты с незаконченными рисунками и закрепили их на мольбертах. Лёшка приспособил стойку с софитом рядом с натурщиком, застывшим на подиуме. Яркий направленный свет резко обозначил рельефы мускулов молодого тела, прикрытого лишь узкими плавками.
Распахнулась дверь. В аудиторию вошел круглолицый, атлетически сложенный молодой брюнет среднего роста. Под высоким воротником серого свитера угадывалась мощная шея.
– Здравствуйте. Я буду учить вас рисовать. Зовут меня Владимир Алексеевич Рябцев, – громогласно заявил вошедший и начал внимательно рассматривать работы студентов.
– Это что? – недовольным шёпотом спросил он, подойдя ко мне и вопросительно протянув руку к моему рисунку. – Отойди и посмотри на свою работу не в упор, а вместе со всем интерьером, – посоветовал он. Я отошел от мольберта и, пытаясь глядеть широко, заметил светлые проёмы окон, резко контрастирующие с мрачными стенами. Я увидел тёмные силуэты мольбертов и моих однокурсников, показавшихся мне призрачными незнакомцами. Я подумал: «Скоро мы разъедемся в разные стороны». Белел лист с туманной фигуркой, срисованной мной с натурщика.
– Понял? – спросил Рябцев. Я утвердительно кивнул. Теперь действительно стало понятно, почему мне всегда ставили четверки за рисунки, хотя меня невозможно было упрекнуть за нежелание трудиться. Я ещё раз посмотрел на свою работу и попытался мысленно провести критический анализ. Фигура хорошо вкомпонована в лист, соблюдены пропорции, но видно, рисунок маловыразителен, исполнен педантично. Нет экспрессии. Изображение не обобщено, явно перегружено деталями и рассыпается на отдельные фрагменты.
Рябцев взял у меня карандаш и, вдавливая грифель в бумагу, энергично проработал голень изображенной мной фигуры. Икроножная мышца стала рельефной. «Продолжай в этом стиле», – посоветовал Рябцев и отошел к другому студенту.
Н следующем занятии по рисунку новый педагог опять подошел ко мне и снова начал делать замечания.
– Не срисовывай. Строй. Представь, фигура стеклянная. Контур обманчив, прочувствуй фигуру изнутри. крути оси. Увидишь ошибки. Потом сотрешь всё лишнее.
Я понял, основа рисунка – примитивная геометрическая болванка, которую каждый одухотворяет в меру своего таланта. Дело пошло на лад.
На преддипломном просмотре студенческих работ педагоги оценили мои рисунки высшим баллом. После просмотра Рябцев подошел ко мне и сказал:
– Давай, поступай в Строгановку. Тебя примут. Рисовать ты умеешь. Поживёшь в Москве, походишь по музеям, по выставкам. «В Москву, в Москву», – в моей голове замаячил сакраментальный призыв из пьесы Чехова.
_______________________________________________________
Рисунок автора