записки о мудрости

Владимир Скрытный
В иллюстрации - картина Боттичелли "Fortitudo"(лат. "мужество").

 Данный текст представляет собой компиляцию из отдельно взятых с просторов сети свободно распространяемых текстов и моих собственных размышлений по теме.

Итак:

Категорический императив (от лат. imperativus  – повелительный) – понятие в учении И. Канта о морали, представляющее собой высший принцип нравственности. Понятие категорического императива было сформулировано И. Кантом в его труде «Основы метафизики нравственности» (1785) и подробно исследовано в «Критике практического разума» (1788).

По Канту, благодаря наличию воли человек может совершать поступки, исходя из принципов. Если человек устанавливает для себя принцип, зависящий от какого-либо объекта желания, то такой принцип не может стать моральным законом, поскольку достижение такого объекта всегда зависит от эмпирических условий.

Понятие счастья, личного или общего, всегда зависит от условий опыта. Только безусловный принцип, т.е. не зависящий от всякого объекта желания, может иметь силу подлинного морального закона.

Таким образом, моральный закон может состоять лишь в законодательной форме принципа:

«поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом».

Поскольку человек является субъектом возможной безусловно доброй воли, он есть высшая цель. Это позволяет представить высший принцип нравственности в другой формулировке:
"Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству".

Нравственный закон, независящий от посторонних причин, единственно делает человека по-настоящему свободным.

В то же время, для человека моральный закон есть императив, который повелевает категорически, поскольку человек имеет потребности и подвержен воздействию чувственных побуждений, а значит способен к максимам, противоречащим моральному закону. Императив означает отношение человеческой воли к этому закону как обязательность, т.е. внутреннее разумное принуждение к нравственным поступкам. В этом заключается понятие долга.

Человек, таким образом, должен стремиться в бесконечном прогрессе своих максим к идее нравственно совершенного закона. В этом состоит добродетель – самое высшее, чего может достичь конечный практический разум.

В своем сочинении «Религия в пределах только разума», касаясь вопроса об отношении религии и морали, Кант пишет:

Мораль, поскольку она основана на понятии о человеке как существе свободном, но именно поэтому и связывающем себя безусловными законами посредством своего разума, не нуждается ни в идее о другом существе над ним, чтобы познать свой долг, ни в других мотивах, кроме самого закона, чтобы этот долг исполнить. ...ведь то, что возникает не из него самого и его свободы, не может заменить ему отсутствия моральности. Следовательно, для себя самой мораль отнюдь не нуждается в религии; благодаря чистому практическому разуму она довлеет сама себе.

Добродетель — философский термин, означающий положительное нравственное свойство характера определенного человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона.

По Гесиоду, путь к добродетели тягостен и труден, она не даётся от рождения, а требует постоянных жизненных усилий.

*авторское дополнение:
Таким образом мы приходим к выводу, что конечная цель существования и развития отдельно взятого конечного разума является Добродетель.

Греки различали четыре добродетели:

мудрость,
мужество,
справедливость,
умеренность

Источником добродетели Сократ считал разум и высшую добродетель, заключающую в себе все остальные.

По Платону добродетели опираются на свойства души: мудрость — на разум, мужество — на волю, умеренность — на преодоление чувственности.

Справедливость является сочетанием трёх предшествующих добродетелей. Платон считает, что каждое сословие имеет свою добродетель: у философов-правителей — мудрость; у воинов — мужество; у земледельцев и ремесленников — умеренность.

Аристотель различал добродетели воли (этические) и добродетели ума (дианоэтические) и напрямую связывал добродетель со счастьем, заметив в добродетели не только путь к счастью, но и важную часть самого счастья. Аристотель считает, что неразумная, чувственная часть души послушна её разумной части так же, как ребёнок послушен отцу. Добродетель — это привычка (навык) находить желанную середину: «Как в страстях, так и в поступках пороки переступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же умеет находить середину и её избирает». По Аристотелю, добродетельные привычки одного человека соотнесены с удобными формами общественной жизни.

Григорий Нисский отстаивал учение о произвольности добродетелей: только добровольное следование человека добру может привести к спасению, навязанное не может быть добродетелью.

Кардинальные добродетели (от лат. cardo «стержень») — группа из четырёх основных добродетелей в христианском нравственном богословии, основанная на античной философии и имеющая параллели в других культурах. Классическая античная формула включает в себя благоразумие, справедливость, умеренность и мужество.

Вместе с богословскими добродетелями, выделенными апостолом Павлом, благоразумие, справедливость, умеренность и мужество составили семь добродетелей, которые иногда тоже называются кардинальными.
Вера, надежда, любовь (ст.-слав. Вера, Надежда, Любы — три христианских добродетели и три русских женских имени. День святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии отмечается 30 сентября.

Умеренность — добродетель, выражающаяся в самоограничении для достижения нравственной цели. Входит в число четырёх кардинальных добродетелей.

В античности софросюне (умеренность) считалась одной из четырёх главных добродетелей (вместе с мудростью, мужеством, справедливостью) и определялась как способность разума отказываться от тех удовольствий, которые препятствуют достижению благой цели.

Платон считал, что умеренность состоит в применении «правильного» понятия о добре и зле к контролю собственного поведения. Умеренность государства по Платону аналогично подчиняет «ничтожные вожделения большинства» «разумным желаниям меньшинства».

Аристотель рассматривал умеренность как оптимальную середину между двумя пороками: бесчувственностью и распущенностью. По Аристотелю, умеренный человек не стремится к постыдным удовольствиям, не предавался удовольствиям в недолжное время и не страдал от отсутствия удовольствий.

Справедливость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём. В экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость.

Является одной из основных категорий этики. Как черта характера, считается добродетелью.

Благоразумие — качество личности, группы, позволяющее выбирать правильные средства и действовать сообразно c целью достижения собственного блага, счастья. У Платона принадлежит к одной из кардинальных добродетелей, относится к одной из семи добродетелей.

Благоразумие в отличие от мудрости (научного знания и познания сущности вещей с помощью разума) имеет практическую направленность на человеческое благо и принятие решений для его претворения в жизнь.

Мудрость имеет несколько близких, но отличающихся значений:

свойство человеческого разума, характеризующееся степенью освоения знаний и подсознательного опыта и выражающееся в способности уместного их применения в обществе, с учётом конкретной ситуации.
Ср.: «способность грамотного применения знаний. Большой, глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт». Способность находить решение различных проблем, в том числе жизненных, опираясь на свой и чужой опыт.
в философии — один из измерителей степени познания окружающего мира, обсуждаемый, как правило, в контексте стремления к углублению этого познания как специфического свойства человеческого интеллекта
в религиях — степень познания окружающего мира, данная демиургу (мироздателю) в неисчерпаемой мере, и может быть воспринята людьми в той или иной части.

Мужество, это волевое деяние, совершаемое осознанно, реализация которого требует от индивида преодоление страха за себя, за кого-то, за что-либо и вызванное нравственными мотивами или добродетельностью.

Мужество — одна из добродетелей, отражающая нравственную силу при преодолении страха. Мужество зачастую выступает как способность переносить страдания, включая физическую боль.

Семь добродетелей — в западном христианстве совокупность главных положительных черт человеческого характера. Семь добродетелей подразделяются на кардинальные и теологические.

Четыре кардинальные добродетели (мужество, умеренность, справедливость, благоразумие) представляют собой, собственно, кардинальные добродетели античной этики, впервые выделенные Эсхилом и затем вошедшие в позднеантичную традицию через Платона, Аристотеля и стоиков. Блаженный Августин, воспроизведя эту схему, добавил к ней три "теологические" добродетели, учение о которых развивали восточнохристианские авторы: вера, надежда, любовь.

Семь добродетелей традиционно противопоставляются семи смертным грехам. В художественной форме борьба добродетелей и грехов в душе человека была описана Пруденцием в «Психомахии».

В изобразительном искусстве семи добродетелям посвящены фрески Джотто в капелле Скровеньи, серия гравюр Брейгеля, серия росписей спинок судейских кресел Полайолло, выполненная для трибунала Торгового суда Флоренции (одна из росписей, ныне известная как "Сила" (лат. Fortitudo), была выполнена Боттичелли и хранится в Галерее Уффици).

Список Добродетелей

Благоразумие (лат. Prudentia)
Мужество (лат. Fortitudo)
Справедливость (лат. Justitia)
Умеренность (лат. Temperantia)
Вера (лат. Fides)
Надежда (лат. Spes)
Любовь (лат. Caritas)

Позднее появился другой список добродетелей, составленный из противоположностей семи главных грехов:

Целомудрие (лат. Castitas)
Умеренность (лат. Temperantia)
Любовь (лат. Caritas)
Усердие (лат. Industria)
Терпение (лат. Patientia)
Кротость (лат. Humanitas)
Смирение (лат. Humilitas)

*Итак, подведем итог: семь добродетелей найдены.

Семь смертных грехов по Данте:


1. Superbia (гордыня)
2. Invidia (зависть)
3. Ira (гнев)
4. Acedia (уныние)
5. Avaritia (алчность)
6. Gula (чревоугодие)
7. Luxuria (похоть, блуд)

Воля — феномен регуляции субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающий формирование целей и концентрацию внутренних усилий на их достижение.

Воля — это не физическая, не эмоциональная, и не всегда сознательная деятельность человека; но деятельность, всегда отражающая принципы морали и нормы личности и указывающая на ценностные характеристики цели выбранного действия. Человек, осуществляя волевые действия, противостоит импульсивным желаниям.

Свобода воли ( лат. liberum arbitrium) — это возможность человека делать выбор вне зависимости от определённых обстоятельств. В философии с давних пор ведётся спор о существовании свободы воли, её определении и природе. Существуют две противоположные позиции: метафизический либертарианизм — утверждение, что детерминизм неверен и, таким образом, свобода воли существует или по меньшей мере возможна, и жёсткий детерминизм — утверждение о том, что детерминизм верен и свободы воли не существует.

Обе эти позиции, если они утверждают, что детерминизм несовместим со свободой воли, классифицируются как инкомпатибилистские (англ. incompatibilism). Если же роль детерминизма в этом вопросе отрицается, то такие позиции называются компатибилистскими.

Принцип свободы воли имеет следствия в религии, этике и науке. К примеру, в религии свобода воли подразумевает, что желания и выбор человека могут сосуществовать с божественным всеведением. В этике существование свободы воли определяет моральную ответственность людей за свои действия. В науке изучение свободы воли может выявить способы прогнозирования человеческого поведения.

Вводная часть окончена, приступаем к главному - что-же такое человеческое достоинство, как его увеличить и для чего оно нужно?

Достоинство (Д.) - то, что "до" "стоимости", применительно к человеку  - морально-волевые свойства и качества личности, оценка тех параметров личности, для которых не существует определённых оценочных критериев.

Общее значение Д. : свойства и качества чего либо, присущие объекту вне зависимости от внешней оценки, ценности для других объектов.

Достойный - ценный сам в себе, не требующий сознательной оценки, очевидный.

Что из этого следует? всё очевидное - достойно? нет. Всё Достойное - Очевидно?
Попробуем ответить на эти два вопроса.

Очевидное дословно - это то, что "видят очи", сравнение визуального образа с уже имеющимся представлением об этом, с существующим и использующимся "образом", оценка "образа", но оценка "безсознательная", автоматическая, грубо говоря.

Получается, что Достойный - это оцениваемый безсознательным в положительную сторону  в сравнении с имеющимся "образом" объект.

Быть Достойным - значит соответствовать образу, воспринимаемому и воспроизводимому среднестатистическим большинством, сформированному им-же.

Быть Достойным - иметь образ, оцениваемый положительно своим безсознательным, в сравнении с образом, сформированным самим собой, в отношении самого себя.

Достойный - тот, кто "очевидно" для себя делает свой "образ" "богаче".

Богатый - объект, вмещающий в себя большое количество "Бога", вмещающий много "Богатства" - сродства "Богу(ам)".

Применительно к человеку, Богатый - высокодуховный человек, живущий и поступающий в соответствии с разумными критериями жизни, стремящийся преувеличить как своё Достоинство, так и Достоинство каждого члена общества, в котором существует данный человек.

Достоинство - прибавка, оценка изменения образа объекта во времени, может быть только положительной, при отсутствии положительных изменений во времени Д. становится равным нулю, т.е. исчезает вовсе.

Вводим единые критерии оценки Достоинства:

Достоинство = сумме критериев, каждый из которых оценивается по однобальной системе, т.е. 1 = да, или присутствует, 0 = нет, или отсутствует.

Критерии - добродетели и смертные грехи приведённые выше. Причём наличие добродетели прибавляет один балл, наличие греха отнимает один балл.

Уровень достоинства зависит не только от самомнения, но и в большей степени от мнения других участников сообщества о наличии или отсутствии критериев, сумма которых и даёт возможность оценить Достоинство каждого из участников того или иного сообщества.

Допустим, есть сообщество, состоящее из 2-х участников. Задача:
оценить уровень Достоинства каждого из них в данном сообществе по 2-м критериям - доброта и твёрдость духа.

Личное Достоинство = Сумма критериев по личному мнению/сумма критериев по внешней оценке.

Оценка сторонними участниками уровня критериев человека даёт прирост в Достоинстве только в том случае, когда сумма личных оценок человеком своих критериев не равна нулю.

Также верно и обратное утверждение, Достоинство присутствует только в том случае, если сумма внешних оценок критериев не равна нулю.

Допустим:

у первого участника следующие показатели критериев

Личная оценка доброта(Д1Л) - 1
              твёрдость духа(Т1Л) - 1
Внешняя оценка, т.е. оценка второго участника:
              Доброта(Д1В)) - 1
              Твёрдость духа(Т1В) - 0

Показатели критериев второго участника:
по личной оценке доброта(Д2Л) - 0
                твёрдость духа(Т2Л) - 0
Внешняя оценка, оценка первого участника:
                доброта(Д2В) - 1
                твёрдость духа(Т2В) - 1

Получаем уровень Достоинства первого участника:

ДД1 = (Д1Л + Т1Л) / (Д1В + Т1В) = (1 + 1) / (1 + 0) = 2

Аналогично - уровень Достоинства второго участника:

ДД2 = (Д2Л + Т2Л) / (Д2В + Т2В) = (0 + 0) / (1 + 1) = 0

т.е. при заниженном самомнении уровень достоинства падает, а при мнении об отсутствии у себя значимых критериев Достоинство = 0 и отсутствует.

Рассмотрим частные случаи:

Если самомнение = 1, а внешнее мнение = 0 - Достоинство отсутствует.
Если самомнение = 0, а внешнее мнение = 1 - Достоинство отсутствует.
Если самомнение = 1, а внешнее мнение = 1 - Достоинство максимально гармонично.
Если Достоинство больше 1 это говорит о завышении самомнения, либо о недооценённости .

Если Д. менее 1 - свидетельство заниженной самооценки, либо завышенной внешней оценки.

Пока всё, продолжение следует.