письмо г-же Шебуршалке

Юрий Гурьянов
Письмо г-же Шебуршалке в ответ на эссе «Голос ошибок»
Шебуршалка Голос ошибок http://www.stihi.ru/2016/01/03/2729v


   Здравствуйте, уважаемая Шебуршалка!
   Вы затронули интересную тему, (хоть и "простую"!) Ведь кто только не заявлял: "Я художник, я так вижу!" Я думаю у филолога найдётся пара совершенно взаимоисключающих ответов, но я, мягко говоря, не филолог. Ошибки - и синтаксические и даже орфографические - сплошь и рядом, без всяческих творческих моих усилий!
   В изобразительном искусстве я чуть более профессионален и сведущ. А, так как все виды творческого в деятельности человека, включая и научное творчество, подчиняются одним законам (на мой "твёрдый" в данном случае взгляд), то я скажу ЗА изобразительное искусство:
 - Общее место, что есть такое понятие, как «школа», что есть стилевые нормы, есть наработанные предшественниками стилевые приёмы в рамках определённых эстетических ниш...  И бывали новаторские сломы этих норм, революционные прорывы на новые орбиты художественного творчества, в иные системы координат. То есть в те же Рококо-Барокко или Супрематизмыкубизмы. Как оно в исторической ретроспективе?! - Течёт себе «Томная река Классицизма», вдруг появляется "Новатор" с большой буквы "Н", его «Ученики - "Апостолы",  и.... потом куча последователей - куча "кубистиков" и супрематистиков".  В любой же системе эстетических координат формируются правила: К примеру – «Перспектива Ренессанса» и «Обратная перспектива в иконописи» - и то и другое – художественные приёмы, нормы, определяющиеся масштабом поставленных эстетических задач, масштабами стиля, эпохи...
   Во времена моей заплесневелой советской юности, мы, прежде чем приступить к самостоятельному проектированию (относительно развёрнутому творчеству) - рисовали геометрические формы, изучали законы перспективы и делали бесконечные отмывки классических образцов, изучали законы классической  ордерной системы. Многие часы  академического рисунка, бесконечные наброски, кроки, слайды,  систематика лучших архитектурных объектов Древней Греции, Древнего Рима, Возрождения, Классицизма, Современной и Традиционной Архитектуры. Это - ШКОЛА!
   Девочки и мальчики с дизайнерских курсов имеют другой базовый фундамент для творчества.. Он подразумевает «Доминанту Ошибки» как синоним свободы творчества и «Приоритет Эксклюзивности». Звучит это красиво, но мы имеем то, что имеем.
   Моя позиция: « Ошибка до тех пор «просто ошибка», пока она не заключена в рамки, пусть локальной, гармонии. Это не отменяет того, что некоторые называют «Общим кризисом культуры». В рамках моёго понимании картины Леонардо никогда не встанут на одно поле с перформансами Павленского (не к ночи сей обладатель дырявой мошонки будет помянут). Хотя признаюсь, что возможна дьявольская  эстетика и публичного суицида, и перформансы адских мук в духе сюжетов Босха...  А какова сила воздействия от вида немецкого военного кладбища?! А представьте картину с шестью тысячами распятых на Аппиевой дороге рабов?!  На мой взгляд нет искусства без понятия «прекрасного». Это-то вчера и сейчас и подвергнуто атаке.Но, по крайней мере,  в изобразительном искусстве общее место – «ценностная шкала в рамках стилей.»

   В поэзии же, мне кажется, изначально присутствует некий скрытый подвох:
- Постоянная жизнь, пребывание в родном языке, иллюзия изначального познания, врождённого умения.
   «...Мама мыла раму
Папа моет даму...» - стишок готов, просто, как послать читателя на всем понятные три буквы!  И вывод: "Я поэт не хуже чем Фет!" Не зря так муссируются  на стихирных полках темы: «Поэт - Графоман" , "Я - Поэзия" … - Вечное копание в самом «ПРАВЕ НАЗЫВАТЬСЯ»!

   Когда человек берёт кисть, карандаш, масляные, акварельные краски – никто не говорит ему: «Ты не художник, ты «Холстоман», или «Карандашист-вредитель». Краски дороги, да и время – деньги! Хочет человек рисовать – это его право, это его ПОХВАЛЬНОЕ ХОББИ!  Нет у энтузиаста школы?! - Он "самобытен"! – 20 лет будет он рисовать, а сей факт (отсутствие школы) специалист увидит с одного взгляда. Но, к примеру «примитивисты» - откровенные «дилетанты-профессионалы», или скрытые "профессионалы под дилетантов". Они создают свою законченную не противоречащую классической, эстетическую систему, где вместо «отточенной правильности выступает гармонизированная детскость, выверенная непосредственность, и все-таки, это – в русле понятий «ГАРМОНИЯ» и «ПРЕКРАСНОЕ».
*Кстати, почему же я так нетерпим к детскообразным стишкам "Под Барто" некоторых стихирных дам?!... Да, чаще всего у них в стихах легко читается простой, но хитрый дилетантский уход от ценностной шкалы "для взрослых".

    Так что есть "ошибка, право имеющая" в языке, в стихотворении?!

Не хочешь ошибок – имеешь подражание. Считаешь слоги, отмеряешь строфы, делаешь всё как должно. – Пустышка.
Не хочешь ошибок – имеешь шаблон. Пишешь стих, как рисуешь академический рисунок. Штудия, штудия…. - На выходе – та же пустышка.
Не хочешь ошибок – имеешь форму, теряешь суть, теряешь мысль, упускаешь главное в погоне за правилом. – Пустышка.
   Но точно также – нарушаешь правила – погрязаешь в словоблудстве, теряешь подпорку, поддержку, которая заложена в русском литературном языке, в многообразном синонимичном, народном разговорном языке, в буйстве красок различных диалектов, в сундуках со златыми слитками – архаизмами, историзмами… Язык во всём его многообразии, плюс малая толика разумного словотворчества – океан безбрежный, поле непаханое. Всякий раз подходишь к нему, к полю русскоязыковому – а оно - вон какое – огромное, непаханое! Валяй, ковыряй, только с уважением, восславив солнце и осенив себя крестным знамением!

   Почти всякая состоявшаяся пародия напичкана «законными ошибками». Гротеск, утрирование авторской «родовой метки», усиленная в пародии «ошибка» может стать «эстетически оправданной». А в другой раз лжепародия может просто продолжить нудное бренчание, в унисон авторской НЕПРАВОМЕРНОСТИ.. Це – рядовой перепев, коим грешу сам…
   Да, конечно же, если допустить вплетение в ткань стиха нелитературного, разговорного языка, а, тем паче, ненормативной лексики,то тут «Голос ошибки» будет звучать и звучать, услаждать, раздражать, бесить, множить рецки с тремя восклицухами и провоцировать мат-перемат с точками-переточками и прочими пропусками в тексте рецензий!
   И всё-таки, когда мы говорим о новаторстве, отступлении от установленного правила, во главу угла встают вечные вопросы искусства: «Что есть прекрасное, каковы законы гармонии, какое место в искусстве занимает человек и где же во всём этом бог».

29ф. 2016 г.