А я пройду по старым дворикам... Вероника Тушнова

Наиля Ахунова
Фото Даши Шуртаковой: я читаю стихи Вероники Тушновой (1911-1965) на "Литературном дворике", Казань, 2015.

В 2021 году исполнилось бы знаменитой поэтессе В.М.Тушновой, нашей замечательной землячке -  110 лет, с 1997 года мы, казанцы, вспоминаем ее фестивалем ее имени, стихами, песнями, конкурсами чтецов. Присоединяйтесь, дорогие читатели! А это ретроспектива, например, некоторые эссе на тему ее творчества и жизни...

***

Здравствуйте, Неля! Вот какими мыслями я решила поделиться с Вами накануне Дня рождения Вероники Михайловны (Тушновой - Н.А.).


Вероника Домрачева

А Я ПРОЙДУ ПО СТАРЫМ ДВОРИКАМ...

        На бывшей Лядской улице на Нечаевском бугре в бывшем особняке Боратынских Анна Александровна Самойлова, жена профессора Казанского университета, открывала школу всестороннего развития.
Детей она подбирала талантливых, из старых интеллигентных казанских семей. Начальная подготовка - детский сад, затем - зачисление в школу. Самойловский детский сад, Самойловская школа - так они и назывались казанцами.
Время было сложное, послереволюционное, и выбрать детей из определённого круга, естественно, было делом непростым. Приходилось, видимо, прибегать к некоторым хитростям в соцпроисхождении и даже дате рождения - а это было, надо сказать, настоящим подвигом. Но и создало путаницу для современных исследований. И всё же, ответственность и стремление воспитать будущее поколение образованным и культурным было выше.
В Самойловский детский сад, а затем и в школу были зачислены и две сестры Зоя и Капа Барановы, мои тётя и мама. Зоя была на два года старше Капы и попала в группу с Вероникой Тушновой, дочкой известного профессора Тушнова.
Несмотря на разницу в возрасте, дети в школе чувствовали себя единой семьёй. Директор, умная и образованная дама, преподавала немецкий язык и географию, часто ездила к мужу за границу, где ходила по различным учебным заведениям, перенимала опыт и внедряла у себя, стараясь, несмотря ни на что, дать детям светское воспитание. Наряду с основными предметами они изучали изоискусство, танцы, вокал... Обращалось внимание и на знание других языков, в том числе и татарского.
...А какие же замечательные здесь были праздничные вечера! Сколько инициативы, фантазии при подготовке к ним! Вероника и Капа отлично рисовали, потому ответственность за пригласительные билеты лежала на них. На концертах Вероника читала свои замечательные стихи, Капа и Нияз Даутов* исполняли арии из оперы "Евгений Онегин"...
По словам одного из выпускников школы, профессора астрономии КФУ (КГУ) Юрия Владимировича Евдокимова, школа вначале находилась в доме Боратынских, затем в здании напротив Суворовского училища, на углу ул. Толстого и Большой Красной, а после перехода в дом Кекина стала школой №14 им. Радищева.
Вероника - красавица с шикарной косой, умница, с удивительно чуткой и открытой душой, восхищала всю школу, у неё получалось всё, за что бы она ни бралась, и ей пророчили большое будущее. А моя мама дала слово, что если у неё родится дочь, то назовёт Вероникой.
Но вначале были сыновья. Потом война... Последний раз они виделись с Вероникой Михайловной в Казани в эвакогоспиталях, моя мама Капа и моя тётя Зоя работали там же. А потом закружила жизнь, свои заботы, потери...
Через несколько лет после войны родилась я, и мама сдержала
слово. Я всегда знала в честь кого названа. Мама постоянно ставила мне в пример ту Веронику. Даже долгое время не разрешала срезать косу, несмотря на уговоры.
И вдруг, как гром среди ясного неба, 7 июля 1965 года мама получила страшное известие о смерти Вероники Михайловны. Не могла найти себе места: так рано... что же это… почему… - и всё вспоминала, вспоминала... Написала письмо и получили краткий ответ: " скорбим... рак желудка..."
Понятие о любви у всех бывает разное. Для одних - это что-то лёгкое, для других - равносильно самоубийству. И не всем это дано понять, конечно же, поэтому не хотят говорить об этом даже самые близкие.
Можно рассуждать чьи и какие стихи правильнее, лучше. Но такой порыв души - не по заказу, без фальши, в каждой строчке - частичка, оторванная от сердца, с жуткой болью, мучительная борьба с самим собой, со своей глубокой порядочностью. Это и есть настоящая Поэзия. Это и есть настоящая Любовь – «Сто часов счастья, чистейшего, без обмана…»
50 лет назад мне было 17. И не знала я ещё, что предстоит и мне…

"....Другим любовь моя завещана,
В других печаль моя горька...
Сто тысяч раз другая женщина
Всё пронесёт через века..."
                Вероника Тушнова


Может, это код имени, или ещё что, но совпадений было очень и очень много. И я поступала в мединститут, но меня затянула другая стезя - закончила кафедру журналистики, а потом, всё же, работала редактором медицинской газеты, и даже дочек назвали одинаковым именем – Наталья. И этот вечный поиск себя, и отчаяние, и невыносимая боль - и никому ничего не докажешь… И стихи, которые писались сами собой:

И души опять не разъять,
В траве средь дубов заплутались,
И знаем - сейчас вот опять
На поезд - и снова расстались...
                1980



И опять вспоминаю Веронику Михайловну, будто заново переживая её боль:

"Много счастья и много печалей на свете,
а рассветы прекрасны, а ночи глухи...
Незаконной любви незаконные дети,
во грехе родились они - эти стихи.
Так уж вышло, а я ни о чём не жалею..."
                Вероника Тушнова
И я тоже...

... Вот и я  теперь иду по старым дворикам Лядской, Покровской, Спасской, Первой Горы... - теперь улиц Горького, К.Маркса, Кремлёвской, Ульяновых... Встречаюсь, до самых их последних дней, со школьными друзьями моих мамы, тёти и их школьной подруги Вероники Тушновой, моей тёзки...
И однажды, будто она сама, привела меня в дом-музей Боратынских, в класс, где они когда-то учились, где даже мебель та же, что и на фотографии учеников их класса в те прежние времена. И встретила там новое поколение талантливых поэтов, понимающих и любящих Веронику Тушнову. И улавливаю в глазах руководителя Литобъединения Наили Ахуновой такие же добрые и понимающие искорки, такой же чуткий камертон души... С 1998 года проводят они Фестивали творчества «Галактика любви» им. Вероники Тушновой, читают свои и её стихи:

"Ничто на свете не кончается,
Лишь поручается другим..."

«…Этот мир, это мы
для него не исчезли…»

Да, не исчезли. Вот и новая улица появилась у нас, на её родине, имени Вероники Тушновой, великой поэтессы, нашей землячки…

...А весной, 8 мая - в день встречи школьных друзей Самойловской школы №14 им. Радищева - я опять зайду в Фуксовский садик посмотреть как распускаются деревья, когда-то посаженные "однокашниками" в честь их вечной дружбы...

Вероника Домрачева,
член Союза журналистов СССР, России, Татарстана.


(На снимке: Наиля Ахунова, 2015. Выступление на казанском "лит. дворике").



-------------- Итоги:


Мы подвели итоги Конкурса эссе "100 строк о любви", посв. жизни и творчеству замечательной поэтессы Вероники Тушновой, в рамках 18-го Открытого фестиваля "Галактика любви" им.В.Тушновой - 2016.
 Гран-при по общему решению жюри присужден Веронике Домрачевой (Казань) за эссе "А я пройдусь по старым дворикам..."
 Дипломантами первой степени стали: Фарида Зарипова, Ирина Покровская и Аделина Вароди.
 Дипломантами второй степени - Гульнара Миранова и Лилия Загретдинова из Альметьевска, а также Елена Черняева.
 Дипломантом третьей степени стал Сергей Белов (Донецк).
 Поощрительный приз - Татьяна Сушенцова.
 Всем спасибо!

 Иногородним мы перечислим баллы в течение дня, 6.03.16.

 Жюри: члены СП РТ Наиля Ахунова, Борис Вайнер, Ольга Левадная и Альбина Абсалямова.



 Хроника конкурса.

 18 января 2016 года начался 2-ой тур 18-го Открытого фестиваля "Галактика любви-2016" - конкурс эссе "Сто строк о любви", посв. поэзии Вероники Тушновой, ее жизни и творчеству, под эгидой казанского ЛИТО "Белая ворона", автор идеи фестиваля им. В.М.Тушновой - рук. литобъединения Наиля Ахунова. Ау, авторы! Ждем ваших эссе (не более 100 строк о любом стихотворении) до 2-го марта. Можно прикрепить их в виде рецензии внизу. Местных авторов-финалистов ожидают книжные призы, иногородних - по 100 баллов. И вот первая ласточка - Фарида Зарипова!

 ***

 Фарида ЗАРИПОВА (Казань)

 Меридианы памяти Вероники Тушновой

 Мы живем в четырех измерениях. Меридианы времени сродни меридианам географическим. Чем старше мы становимся, тем дальше отодвигаются меридианы детства и юности. Впечатления детства становятся зыбкими, как мечта Колумба об Индии. Тогда и возникает потребность к путешествиям. Бумажный самолётик поэзии способен перенести нас в любую точку на Земле, в любое временное состояние, также, как современный авиалайнер. Каждое путешествие дарит новые встречи, но и расставания неизбежны.

 Наши впечатления живут, пока живёт память. Память о «коричневых с крапинками крыльях» бабочек на «горячем косогоре» детства, о «еловой тиши», о «тусклой позолоте, стекающей с берез», о «девочке на камне в лучах и пене с головы до ног» и тут же - о страшных «впадинах окон домов» в прифронтовой полосе, о неизвестной галактике любви и оставшихся со дня сотворения мира колодцах  предательства...

  Удивительно устроена память человека.Бутылка из под "розового муската" ворвалась в чад военного госпиталя ярким пазлом южного лета, протянула тонкую  ниточку из страшного "сегодня" в спасительное "вчера".И вот вместо ночи 1942 года возникает ночь из довоенной,нормальной жизни.И человеческая душа оживает, как от глотка спирта оживает замерзшее тело. Оживает надежда увидеть светлое "завтра"...

 Меридианы памяти связывают землю с небом. Постигая уроки жизни, мы постигаем божественное, заложенное в нас при рождении. Каждый шаг на земле - это шаг по ступеньке лестницы, ведущей к солнцу. Но также, как вода, испаряясь, возвращается на землю дождём, также и мы возвращаемся к своему истоку. На волнах музыки и поэзии, в старых фолиантах и в проступающем из темноты зазеркалья картин, в застывших лучах архитектуры и полёте танца.

 Мы живём, а значит мы возвращаемся...

 Вероника ТУШНОВА

 НОЧЬ

 Смеясь и щуря сморщенные веки,
 седой старик немыслимо давно
 нам подавал хрустящие чуреки
 и молодое мутное вино.

 Мы пили все из одного стакана
 в пронзительно холодном погребке,
 и влага, пенясь через край, стекала
 и на землю струилась по руке.

 Мы шли домой, когда уже стемнело
 и свежей мглою потянуло с гор.
 И встал до неба полукругом белым
 морскою солью пахнущий простор.

 От звезд текли серебряные нити,
 и на изгибе медленной волны
 дрожал блестящим столбиком Юпитер,
 как отраженье крохотной луны.

 А мы купались... И вода светилась...
 И вспыхивало пламя под ногой...
 А ночь была как музыка, как милость
 торжественной, сияющей, нагой.
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 Зачем я нынче вспомнила про это?
 Здесь только вспышки гаснущей свечи,
 и темный дом, трясущийся от ветра,
 и вьюшек стук в нетопленной печи.

 Проклятый стук, назойливый, как Морзе!
 Тире и точки... точки и тире...
 Окно во льду, и ночь к стеклу примерзла,
 и сердце тоже в ледяной коре.

 Еще темней. Свеча почти погасла.
 И над огарком синеватый чад.
 А воткнут он в бутылку из-под масла
 с наклейкой рваной - "Розовый мускат".

 Как трудно мне поверить, что когда-то
 сюда вино звенящее текло,
 что знало зной и пенные раскаты
 замасленное, мутное стекло!

 Наверно, так, взглянув теперь в глаза мне,
 хотел бы ты и все-таки не смог
 увидеть снова девочку на камне
 в лучах и пене с головы до ног.

 Но я все та же, та же, что бывало...
 Пройдет война, и кончится зима.
 И если бы я этого не знала,
 давно бы ночь свела меня с ума.

 ----------------------------------------------

 19.01.16


 Чемодан счастья

 Фарида ЗАРИПОВА

      Какие ассоциации вызывает слово "чемодан"?
      Лично у меня оно будит воспоминания детства.Три чемодана - один маленький,светло-коричневый,второй - побольше, ярко-рыжий и третий - большой, цвета тёмного шоколада - появлялись в нашей квартире раз в год . Вместе с ними прибывали запахи мандаринов и сосны, папиных сигарет и маминого любимого "Climat".Родители приезжали домой из зарубежья и я была счастлива.
      Чемоданы счастья, где они теперь? Один из таких чемоданов я и увидела в краеведческом музее на выставке"Чемоданы под названием..."И были они разные: чемодан ученичества и опыта, любви и разлуки,доброты и боли.Был и чемодан счастья.Самым загадочным был пустой чемодан.Предполагалось, что каждый сам может его заполнить.
      Чем бы я заполнила чемодан счастья? Первым альбомом для марок, купленным мамой или первой парой коньков, присланных папой? А может первой похвальной грамотой за успехи в школе? Нет, счастье должно быть и уникальным , и всеобщим, всем понятным.
  Как аромат черёмухи, как вкус горячего хлеба, как тепло щенячьей мордочки...
      А что можно положить в чемодан взрослого счастья? Может, вот эту небольшую книгу и несколько старых почтовых открыток? Открываем книгу Вероники Тушновой "Сто часов счастья" и вспоминаем :

  Все в доме пасмурно и ветхо,
  скрипят ступени, мох в пазах...
  А за окном - рассвет
  и ветка
  в аквамариновых слезах.
  А за окном
  кричат вороны,
  и страшно яркая трава,
  и погромыхиванье грома,
  как будто валятся дрова.
  Смотрю в окно,
  от счастья плача,
  и, полусонная еще,
  щекою чувствую горячей
  твое прохладное плечо...

  (Вероника Тушнова, "Всё в доме пасмурно и ветхо..."

        А вот ещё одна яркая крупица счастья:

  Шагаю хвойною опушкой,
  и улыбаюсь, и пою,
  и жестяной помятой кружкой
  из родничка лесного пью.
  И слушаю, как славка свищет,
  как зяблик ссорится с женой,
  и вижу гриб у корневища
  сквозь папоротник кружевной...

  (Вероника Тушнова, "Шагаю хвойною опушкой...)
      
        Каждая страница - как солнечные зайчики на дне ручья, собранные женскими ладонями:

  Сто часов счастья...
  Разве этого мало?
  Я его, как песок золотой,
  намывала,
  собирала любовно, неутомимо,
  по крупице, по капле,
  по искре, по блестке,
  создавала его из тумана и дыма,
  принимала в подарок
  от каждой звезды и березки...
  Сколько дней проводила
  за счастьем в погоне
  на продрогшем перроне,
  в гремящем вагоне,
  в час отлета его настигала
  на аэродроме,
  обнимала его, согревала
  в нетопленом доме.
  Ворожила над ним, колдовала...
  Случалось, бывало,
  что из горького горя
  я счастье свое добывала.
  Это зря говорится,
  что надо счастливой родиться.
  Нужно только, чтоб сердце
  не стыдилось над счастьем трудиться,
  чтобы не было сердце
  лениво, спесиво,
  чтоб за малую малость
  оно говорило "спасибо".
  Сто часов счастья,
  чистейшего, без обмана.
  Сто часов счастья!
  Разве этого мало?

  (Вероника Тушнова, "Сто часов счастья")
      
      Казалось бы, вот оно счастье - целый чемодан, берите , пользуйтесь.Но...
  Ушла женщина, не дождавшись любимого.А чужое счастье никому не нужно.Полный чемодан счастья остался совсем один.Иногда он раскрывается и мы можем заново перелистать старые страницы и вспомнить: какое оно - человеческое счастье...

 ----------------------------------------------
 20.01.16

 А вот завершающее эссе, от 2.03.2016

 О стихотворении « Салют» Вероники Тушновой ( эссе)
 Не так давно,( в прошлом году) наша страна отметила 70- ю годовщину  со дня победы  нашего народа в Великой Отечественной войне- ( 1941-1945г), и мы много раз вспоминали о подвиге  наших героев- фронтовиков, о людях переживших  то тяжёлое время, вспоминали поэтов- участников тех событий, вспоминали всех на долю которых  выпало  тяжёлое испытание и на фронтах и в тылу и в мирной, не лишённой тревог и волнений жизни. Вероника Тушнова- медик по образованию, в годы войны работала в Казанском  госпитале,  где  находились на лечении сотни фронтовиков. Раненные её очень любили за красоту- Вероника была необыкновенно красива  и за доброту, она могла  успокоить, утешить  больных, так , что они быстро шли на поправку. Нести людям добро  всегда было её призванием и в профессиональной деятельности, как медика, и как литератора, как поэта. Её стихи полны светом добра и любви.  Говорят без способности вводить простые  слова, простые человеческие чувства в атмосферу  поэтичности нет поэта.  Вероника Тушнова в простых вещах находила прекрасное, открывала мир  как чудо. Что характерно для лирики поэтессы  так это умение  вести  стих в максимальном приближении к простой разговорной речи, простой интонации, доводя это до высокой степени мастерства. В стихах настоящего поэта всегда чувствуется дух времени. И поэзия Вероники Тушновой- лирическая нежная , любовная, всё равно  полна  духом времени, в котором она жила.  И стихотворение  « Салют»  как раз и подтверждает это.  О чем оно?  Это стихотворении о судьбах людей переживших  войну, о времени , где тесно переплетаются человеческое горе и радости. Вероника Тушнова щедро живописует картину быта обычных людей, изображает тонкие нюансы чувств поэтическими средствами:
           Мы час назад не думали о смерти.
           Мы только что узнали: он- убит.
           В измятом, наспех порванном конверте
           На стуле извещение лежит.
 Столько всего в этих деталях- « измятом, наспех порванном конверте» и горе и  смятение от неожиданной вести, столько всего!  И дальше  горе поселилось в доме , даже маленький сын героини чувствует это- он притих и стал  серьёзен по- взрослому, словно он  чувствует, что что-то изменилось в жизни, произошло непоправимое- папа больше не вернётся и он мальчик, которого волнуют пока только детские игры, он  станет раньше взрослым- он теперь сирота.  Однако  их горе – это ещё  не всё  что происходит вокруг- за окном салют по случаю победы  и другие люди радуются. Опасаясь. Что «чужая радость» ещё больше расстроит их, лирическая героиня стихотворения  пытается закрыть окно шторой. Но вдруг слышит из уст, убитой горем женщины:
           « Зачем, пускай любуется малыш» - она не зацикливаеться на собственных переживаниях жены- потерявшей на войне мужа, она не забывает , что она- мать и теперь это главное, ради малыша нужно жить, а ему  нужно многое в этой жизни увидеть и красивое и  радостное тоже.  И потом женщина продолжает:
           И, помолчав, добавила устало,
            Почти уйдя в густеющую тьму:
              « Мне это всё ещё дороже стало-
                Ведь это будто памятник ему».
 Столько величия и гордости в этих словах, она вдова, но всё таки вдова победителя.  Ведь  он не просто так отдал свою жизнь, он отдал её и за неё и за сына и за будущую прекрасную жизнь и за этот салют, что только благодаря миллионам  погибших стал возможен и за всю эту  всеобщую радость.  И до сих пор мы помним о них, сложивших головы на полях сражений ради  будущего нашей страны, ради того , что уже вот в семидесятый раз салютовала  страна  в честь той великой победы.
                Елена  Черняева   
               

 Ирина Покровская

 " — Бог, не суди!— Ты не был
 Женщиной на земле!"

 Марина Цветаева

 С творчеством и жизненной историей Вероники Михайловны я познакомилась совсем недавно, года три тому назад, когда получила приглашение на казанский Фестиваль её имени - "Галактика любви".

 Просматривая материалы о Веронике Тушновой в интернет- сетях, заинтересовалась её семейной фотографией: мама и три дочки. Веронике 14 лет.
 Сразу бросается в глаза, что стоит она, будто и рядом со всеми, но в сторонке, отдельно, какая -то иная: вся в движении, одухотворенная , неподдельно искренняя, с радостной улыбкой, в ней уже расцветающая женственность в повороте головы, в развевающемся локоне темных волос, вся устремлена к тому, что осталось невидимым нам, за кадром.
 К этому времени Вероника уже писала, с 9 лет.
 Потом я долго читала её стихи, разных лет и различных тем.

 "Как плясунья по канату,
 по судьбе своей бегу,
 между небом и водой,
 между счастьем и бедой..."

 И становилось обидно, что жизнь этой удивительно красивой женщины, необычайно талантливой, поражающей глубиной чувствования, необъятным человеколюбием, праведностью, стойкостью и настоящим мужеством в любых жизненных условиях, оказалась столь короткой, а последняя любовь столь трагичной.
 С глубоко философским пониманием обстоятельств жизни, она пишет:

 "Горе несёшь-думаешь,
 как бы с плеч сбросить,
 куда бы его подкинуть,
 где бы его оставить.
 Счастье несёшь-думаешь,
 как бы с ним не споткнуться,
 как бы оно не разбилось,
 кто бы его не отнял.
 А уж моё счастье,-
 горя любого тяжче,
 каменного, железного... "

 Первая книга Вероники Михайловны увидела свет в 1945 году, сразу после окончания Войны с названием "Первая книга". Хотя в неё вошли мастерски написанные, глубоко лиричные стихи о Родине, стихи о трагичных событиях и судьбах военных лет  (Тушнова работала врачом в казанском госпитале, буквально выхаживала раненных), творчество было оценено как сугубо женское, камерно-лирическое.

 ... Я, видно, солдата спросила не зря,
 уснувшее сердце его бередя.
 Я слышала, скрипнула дверь в коридор -
 то смерть притворила её, уходя...
 На этом мы с ней и покончили спор.

 Послевоенное время ценило иные краски и ритмы.
 Спустя почти десять лет вышел следующий сборник "Пути-дороги" (1954г.), в последующие годы были изданы: "Память сердца" (1958г.), "Второе дыхание" (1961г.), "Лирика"(1963г.).
 Но лишь последний сборник "Сто часов счастья"(1965г.) был принят и признан обществом удачным. Спустя двадцать лет после первого.
 А Вероника Михайловна уже была тяжко больна.

 Человек живет совсем немного -
 несколько десятков лет и зим,
 каждый шаг отмеривая строго
 сердцем человеческим своим...

 Действительно, большое видится на расстоянии - спустя почти полвека на её стихи были написаны песни, спетые в фильмах, люди стали всерьёз интересоваться творчеством поэтессы.
 Немало этому способствовал и казанский Фестиваль "Галактика Любви", посвященный Веронике Тушновой.
 Уже 18 лет его проводит известная поэтесса, заслуженный работник культуры РТ, руководитель ЛИТО "Белая ворона" Н.Г. Ахунова.
 Несомненно, творчество В.М. Тушновой достойно быть в одном ряду с творчеством уже давно общепризнанных российских поэтесс, по своей глубине чувствования, по точности и яркости выражения, по краткости и силе слова.
 Я же, читая и проживая картины, созданные словом поэтессы, вспоминаю поэзию М.Ю.Лермонтова, такой же накал чувств, образность и обнаженность таинства движений трепетно-ранимой и мужественно-стойкой души, так неутомимо стремящейся к свободе, к свету, к человеческому счастью в любой ситуации.

 Я пенять на судьбу не вправе,
 годы милостивы ко мне...
 Если молодость есть вторая -
 лучше первой она вдвойне.
 Откровеннее и мудрее,
 проницательней и щедрей.
 Я горжусь и любуюсь ею -
 этой молодостью моей.

Покровская Ирина 78   02.03.2016 01:55   •   
 
 
Елена Черняева. О стихотворении «Салют» Вероники Тушновой (эссе)

 Не так давно наша страна отметила 70-ю годовщину со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне ( 1941-1945г.). В течении всего юбилейного года мы много раз вспоминали о подвиге наших героев-фронтовиков, о людях, переживших то тяжёлое время, вспоминали поэтов-участников тех событий, вспоминали всех, на долю которых выпало тяжёлое испытание и на фронтах, и в тылу, и в мирной, не лишённой тревог и волнений жизни.
 Вероника Тушнова, медик по образованию, в годы войны работала в Казанском госпитале, где находились на лечении сотни фронтовиков. Раненные её очень любили и за красоту- Вероника была необыкновенно красива, и за доброту - она могла успокоить, утешить больных, так , что они быстро шли на поправку. Нести людям добро всегда было её призванием и в профессиональной деятельности, как медика, как литератора, как поэта. Её стихи полны светом добра и любви. Говорят, что без способности вводить простые слова, простые человеческие чувства в атмосферу поэтичности, нет поэта. Вероника Тушнова в простых вещах находила прекрасное, открывала мир как чудо. Что характерно для лирики поэтессы, так это умение вести стих в максимальном приближении к простой разговорной речи, простой интонации, доводя это до высокой степени мастерства. В стихах настоящего поэта всегда чувствуется дух времени. И поэзия Вероники Тушновой – лирическая, нежная, любовная, всё равно полна духом времени, в котором она жила. И стихотворение « Салют» как раз и подтверждает это. О чем оно? Это стихотворение о судьбах людей переживших войну, о времени, где тесно переплетаются человеческое горе и радости. Вероника Тушнова щедро живописует картину быта обычных людей, изображает тонкие нюансы чувств поэтическими средствами:
 Мы час назад не думали о смерти.
 Мы только что узнали: он - убит.
 В измятом, наспех порванном конверте
 На стуле извещение лежит.
 Столько всего в этих деталях - «измятом, наспех порванном конверте» и горе, и смятение от неожиданной вести, столько всего! И дальше горе поселилось в доме, даже маленький сын героини чувствует это - он притих и стал серьёзен по-взрослому, словно он чувствует, что что-то изменилось в жизни, произошло непоправимое - папа больше не вернётся, и он, мальчик, которого волнуют пока только детские игры, он станет раньше взрослым - он теперь сирота. Однако, их горе – это ещё не всё, что происходит вокруг - за окном салют по случаю победы и другие люди радуются. Опасаясь, что «чужая радость» ещё больше расстроит их, лирическая героиня стихотворения пытается закрыть окно шторой. Но вдруг слышит из уст, убитой горем женщины:
 «Зачем, пускай любуется малыш» - она не зацикливается на собственных переживаниях жены, потерявшей на войне мужа, она не забывает , что она мать и теперь это главное - ради малыша нужно жить, а ему нужно многое в этой жизни увидеть и красивое, и радостное тоже. И потом женщина продолжает:
 И, помолчав, добавила устало,
 Почти уйдя в густеющую тьму:
 « Мне это всё ещё дороже стало-
 Ведь это будто памятник ему».
 Столько величия и гордости в этих словах, она вдова, но всё-таки вдова победителя. Ведь он не просто так отдал свою жизнь, он отдал её и за неё и за сына и за будущую прекрасную жизнь, и за этот салют, который только благодаря миллионам погибших стал возможен, и за всю эту всеобщую радость. И до сих пор мы помним о них, сложивших головы на полях сражений ради будущего нашей страны, ради того, что уже вот в семидесятый раз салютовала страна в честь той великой победы.

------

Эссе. А знаешь, всё еще будет...

Лилия Загретдинова

 Человек от рождения и на протяжении всей жизни верит и ждет событий… В детстве мы томительно ждем маму и папу с работы, чтобы просто обнять и выразить свою любовь в простых жестах – прикосновении ладоней, объятиях, поцелуя в щеку. Мы ждем чарующего аромата весны, буйных красок лета, ждем золотистого листопада и крупных снежинок зимы. Ждем утренника в детском саду, чтобы показать красивые нарядные банты и платья. Осенью мы волнительно предвкушаем 1 сентября, чтобы впервые такими важными и красивыми пойти в школу за руку с родителями или бабушкой с дедушкой. В школе мы ждем окончания скучных уроков, переменки и каникул, дарящих нам свободу игр и долгожданную поездку в деревню к дедушке и бабушке, ароматного чая с пирожками, жаркой бани и купаний на речке… Мы ждем окончания школы и последнего звонка… Ждем перемен, первой любви, трепетного стука сердца и… Ждем взаимности. Как же важно человеку уметь ждать и сохранять эту веру. Чарующую веру в простое и так нужное «все будет хорошо», веру на долгожданную встречу, дарящую мгновения томительного счастья, как в строках любимого стихотворения Вероники Тушновой:

 А знаешь, всЁ еще будет!
 Южный ветер еще подует,
 и весну еще наколдует,
 и память перелистает,
 и встретиться нас заставит,
 и еще меня на рассвете
 губы твои разбудят.

 Поэзия как музыка души, поэзия как исцеление для души. Строки таят незримое предвкушение чуда от встреч, поездок, путешествий и одновременно наполняют душу простой философией жизни:

 Понимаешь, всЁ еще будет!
 В сто концов убегают рельсы,
 самолеты уходят в рейсы,
 корабли снимаются с якоря...
 Если б помнили это люди,
 чаще думали бы о чуде,
 реже бы люди плакали.

 Человек всегда хочет счастья, стремится к нему, ждет и предвкушает его. Но какое же оно – Счастье? Человеческое создание порой стремится к полной свободе, но можно ли быть счастливым в свободе? А счастье, возможно ли оно в подавлении? Может быть, чтобы постичь счастье нужно к нему относиться бережно и трепетно, словно к своему созданию:

 Счастье – что онo? Та же птица:
 упустишь – и не поймаешь.
 А в клетке ему томиться
 тоже ведь не годиться,
 трудно с ним, понимаешь?
 Я его не запру безжалостно,
 крыльев не искалечу.
 Улетаешь?
 Лети, пожалуйста...
 Знаешь, как отпразднуем
 Встречу!

 Счастье… Казалось бы оно такое простое, но почему же его порой так трудно достичь? Чтобы постичь счастье в полной мере, важно ценить собственное мироощущение, наполнять жизнь своими яркими палитрами красок. Важно совершать открытия, предвкушать и ждать событий. Ожидание и счастье… Такие сильные и хрупкие чувства, наполняющие человека силой добра, созидания и любви к жизни.

(Лилия Загретдинова   29.02.2016)

--------------------------

ЭССЕ О творчестве В.Тушновой
 «СТО СТРОК О ЛЮБВИ…»

 С чего начать это эссе? Ведь о таланте Вероники Михайловны Тушновой и об ее творчестве уже много сказано, но в то же время мы многого не знаем. Могу ли я сказать что-то новое?
 Вероника Михайловна Тушнова – русская поэтесса. Ее поэзия светла и чиста. Она приобщает нас к миру чистых чувств и всего прекрасного.
 Талант Вероники Тушновой был предопределен еще тогда, когда ее нарекли этим именем. Для девушек с именем Вероника характерны радость, легкость восприятия, романтичность и гордость, чувствительность, сосредоточенность и творческий подход ко всему. Так оно и сложилось.
 Читая ее стихи я постоянно убеждаюсь, что такие строки мог написать только очень талантливый человек, который слагал свои стихи не просто в рифму, в этих стихах была М Ы С Л Ь. « А ведь мысль – это тот стержень, на котором держится все стихотворение» (В.Тушнова).
 Практически все ее творчество ассоциируется со словом «любовь».
 Любовь – самое прекрасное чувство на земле. Оно дано нам Всевышним. Именно любовь заставляет нас совершать необдуманные поступки. Она сильна!
 Каждый раз, прочитывая ее стихи, я раскрываю для себя эту поэтессу по иному, наверное, потому, что я все глубже и глубже вникаю в ее чувства, в ее переживания. Потому что любовь в поэзии В.Тушновой несет не только красоту, добро, тепло и гармонию, но и возвышает человека над обыденностью, делает его окрыленным.
 
 Любовь на свете есть!
 Единственная - в счастье и в печали,
 В болезни и здоровии – одна,
 Такая же в конце, как и в начале,
 Которой даже старость не страшна.
 Не на песке построенное зданье,
 Не выдумка досужая, она
 Пожизненное первое свиданье,
 Безветрие и гроз чередование!
 Сто тысяч раз встающая волна!

 Вероника Тушнова была красивой, черноволосой женщиной с печальными глазами. За характерную и непривычную среднерусскому глазу красоту ее называли «восточной красавицей». Она любила дарить подарки, мчалась на помощь в любое время дня и ночи, была веселой и жизнерадостной. У нее был мягкий характер. Да и как иначе? Разве человек с иным характером мог написать такие трепетные и чувственные стихи?
 Человек, которого любила Вероника Михайловна, поэт Александр Яшин, был женат, у него было семеро детей от трех браков, и он не мог оставить семью. Несмотря на то, что их чувства, их любовь, были взаимными, они были тайными. Для нее не было большего счастья, чем принадлежать ему и не было сил, чтобы расстаться с ним.

 Вовеки нам встретиться
 не суждено…
 А мне всё равно,
 мне всё равно,
 а у меня есть любимый,
 любимый!

 Каждую минуту, проведенную с ним, она хранила в своей памяти как самое дорогое и сокровенное. Воспоминания, о проведенном с любимым времени согревали ее, придавали новые силы, вдохновение, потому что молчать об этом не было сил, и тогда слагались новые стихи о любви.

 А у меня есть любимый, любимый,
 С повадкой орлиной,
 С душой голубиной,
 С усмешкою дерзкой,
 С улыбкою детской,
 На всем белом свете
 Один - единый.
 Он мне и воздух,
 он мне и небо,
 всё без него бездыханно
 и немо…

 Читая эти строки, я как бы вновь и вновь погружаюсь в ее душу и сердце, чувствую все ее переживания, тревогу и любовь. Свои чувства она называла «бурей, с которой никак не справлюсь». Вот что пишет она по этому поводу:

 Стоит между нами
 Не море большое –
 Горькое горе,
 Сердце чужое.

 Любовь к одному-единственному мужчине сливается у нее с любовью к земле, на которой он живет, к «сивому» ельнику, спящему «в сугробах по грудь», к самым обыденным вещам.
 Поэзия В.Тушновой всегда любима и глубоко понятна российским читателям потому, что она умела смотреть на окружающий мир благодарными глазами, и ценила каждый час, каждое мгновение бытия. Ее творчество учит нас, как достойно и с пользой надо жить и достигать поставленных целей.
 Народная артистка СССР Алла Пугачева, поющая песню на стихи В. Тушновой «Не отрекаются любя…» сказала: «Каждый раз, когда пою эту песню, у меня на глаза выступают слезы. Такие стихи достойны Нобелевской премии».
Мне трудно с этим не согласиться.

 Не отрекаются любя.
 Ведь жизнь кончается не завтра.
 Я перестану ждать тебя,
 А ты придешь совсем внезапно.
 А ты придешь, когда темно,
 Когда в стекло ударит вьюга,
 Когда припомнишь, как давно
 Не согревали мы друг друга.
 И так захочешь теплоты,
 Не полюбившейся когда-то,
 Что переждать не сможешь ты
 Трех человек у автомата.
 И будет, как назло, ползти
 Трамвай, метро, не знаю что там.
 И вьюга заметет пути
 На дальних подступах к воротам...
 А в доме будет грусть и тишь,
 Хрип счетчика и шорох книжки,
 Когда ты в двери постучишь,
 Взбежав наверх без передышки.
 За это можно все отдать,
 И до того я в это верю,
 Что трудно мне тебя не ждать,
 Весь день не отходя от двери.

 29.02.2016г.

Гульнара Миранова   

----------------

Сергей Белый (Донецк)

 До сих пор идут споры о существовании мужской и женской поэзии… А мне кажется, что существует просто ПОЭЗИЯ. Умение выразить в нескольких строчках красоту мира, чувства людей, мысли, мечты, воспоминания… А еще происходящее вокруг и многое-многое другое могут только ПОЭТЫ. И совсем не важно, мужского они или женского рода. Важно просто родиться поэтом. Но это дано лишь избранным.
 И когда я читаю эти слова Марка Соболя: «Она была ошеломляюще красива! Посылая из армии стихи, получая на них доброжелательные отклики за подписью «Литконсультант «Комсомольской правды» Вероника Тушнова», я и предположить не мог, что однажды увижу ее — и ахну от восторга.», понимаю, что так сказать мог только поэт - «Ошеломляюще красива». Слова поэта о поэтессе. О «Вареничке». Читаю воспоминания Соболя и радуюсь: « Мы, давние ее друзья, иногда звали Веронику Тушнову не знаю кем придуманным ласкательно-кондитерским прозвищем: «Вареничка». Она была очень славным человеком — она на него, с просверком смешинки в темно-карих, почти черных глазах, охотно отзывалась...». Добрые слова друга поэтессы.
 А еще грустные слова Марка: « … Юлия Друнина однажды сказала в стихах о Веронике: «...была красивой — не была счастливой». Не так! Вернее, не совсем так. Вероника умела быть счастливой, даже если все обстоятельства сопротивлялись этому. Последняя ее прижизненная книга называется «Сто часов счастья». Неужели это мало?» Но я, сочинивший несколько рифмованных строк знаю, какое счастье выстрадать эти строки и понять, что смог высказать что-то важное и волнующее. Пусть и самого себя. Вероника была счастливой !
 Ее любили и любила она. Ведь без любви к людям и поэзии не появились бы эти строки:

 Не отрекаются любя.
 Ведь жизнь кончается не завтра.
 Я перестану ждать тебя,
 а ты придешь совсем внезапно.
 А ты придешь, когда темно,
 когда в стекло ударит вьюга,
 когда припомнишь, как давно
 не согревали мы друг друга.
 И так захочешь теплоты,
 не полюбившейся когда-то,
 что переждать не сможешь ты
 трех человек у автомата.
 И будет, как назло, ползти
 трамвай, метро, не знаю что там.
 И вьюга заметет пути
 на дальних подступах к воротам...
 А в доме будет грусть и тишь,
 хрип счетчика и шорох книжки,
 когда ты в двери постучишь,
 взбежав наверх без передышки.
 За это можно все отдать,
 и до того я в это верю,
 что трудно мне тебя не ждать,
 весь день не отходя от двери.

 Вероника Тушнова. "Не отрекаются любя"

 Александр Белов (Донецк)  01.03.2016 14:45

-------------------------------------------

Аделина ВАРОДИ

"А старости-то нет!"

“Мы шли пустынной улицей вдвоём”- в этом стихотворении вся фабула выражается автором в двух последних строчках :"ведь им прожить придётся столько лет, пока поймут, что старости то нет". Время - извечное солнце для любого художника (поэта), вокруг которого вращается и будет вращаться мир. Мы люди, мы смертны. И оттого мы плотью своей зависимы, прикованы, сплавлены в одно единое со временем. Но несмотря на то, что мы смертны, наше высшее духовное начало может даровать нам бессмертие. Жизнь духа - разве это не цель для всякого человека? Когда наша оболочка, бывшая ещё некогда свежей , юной, красной(красивой) теряет свой первозданный вид под серыми блеклыми красками гнета времени- это печалит нас, не так ли? Люди всегда мечтают - ах, почему не быть всегда красивыми и молодыми ? И почему Бог не предусмотрел этого - думают они . Я думаю, Всевышний как раз, расставил все точки верно, здесь простая арифметика для всех людей и всего две двери :для встречи - рождение и для прощания - смерть. Какой же должна быть сила духа, чтобы не замечать хода стрелок? Какая любовь должна обуять сердце, принявшие время - похитительницу плотских позолот за добрую мать? В этом всем лишь одна простая истина - человек любим и любит, счастлив, тогда и дарит счастье и пребывает в гармонии  согласии со своим духом и сердцем . Ведь у настоящей любви, у настоящей жизни, а не у существования внешнего искусственного, нет счёта времени,  просто есть человек, с которым все эти красоты можно разделить, и рядом с которым ход стрелок незначителен и невесом, как прежде. Жить и чувствовать жизнь - два разных измерения, счастливый человек будучи чувствительным к жизни уже сам избирается истым измерением . И все часы: утро, день, ночь, 20 лет, 30, 40, 50 - все это предстает перед ним лишь игрой циферблата. В этом стихотворении Вероника Тушнова рассказывает о себе, открывает нашим глазам правду, которую постигла сама. На первый взгляд, оно кажется нам легким и даже задорным, но под мантией этой легкости сокрыта глубокая мудрость зрящего человека! "А старости-то нет"!