Базель

Виктория Левина 2
Это пепел сожжённых...


                в крытых галереях-клуатрах базельского Мюнстера

В 1347 чума прибыла в Европу, но достигла Базеля только в 1349 году. Гильдии, утверждая, что евреи были ответственны за пандемию чумы -  некоторые подверглись пыткам и признались, - потребовали  публичной казни путём сожжения на костре, за исключением некоторых семей, кто убежал в Эльзас. Совет тогда запретил евреям жить в Базеле в течение 200 лет...

Их сжигали на площади целыми семьями.
Флагелланты* стекались рекой беспощадною.
Ни гуманность, ни чёрной чумы опасения
не смогли пересилить безумства площадного!

Их сжигали в кострах, проклиная за напасти,
корень веры в душе поливая отравою:
"Вся беда от еврейского семени пакости", -
голосили у пламени злобной оравою...

Это - Базель. А это - соборы и ратуши.
Это - века далёкого суть заблуждения.
Это - пепел сожжённых в обугленных катышах
из костров пандемий... В черноте наваждения

вижу в стенах пунцовых стыда покаяние
за напрасных заложников средневекового...
Я давно возвратилась. Но даль расстояния
всё не вылечит горечь от пепла кострового. 

 
*Флагеллантство - движение "бичующихся", возникшее в XIII веке. Флагелланты в качестве одного из средств умерщвления плоти использовали самобичевание, которое могло быть как публичным, так и келейным. Являлись инициаторами массовых казней евреев в Базеле во время пандемии чумы.


Лишь имя, крест и дата...


Не красный известняк старинных стен*,
не глубина веков у царственного входа,
не замутивший фрески серый тлен
и не сожженья моего народа,**
 
а надпись скромная, - в могильной немоте
лишь имя, крест и дата... Лаконичность.
Меня пленили атрибуты те
у стен, где почивает эта личность!

Эразм Роттердамский! Сквозь века
дошли до нас пытливой мысли слитки -
и афоризмов краткая строка,
и философских манускриптов свитки!

А рядом - королевы саркофаг,
из рода Габсбургов, и сына её Карла.
Во двор святыни! В галерейный мрак
чумных сожжений - жертв напрасной кары...

Потом - наружу, к Рейну, на простор,
спиною ощущая жар столетий!
Стоит на рейнском берегу собор –
богатой жизни Базеля свидетель.


*Базельский собор, или мюнстер -  символ Базеля и его важнейшая достопримечательность. Это величественное средневековое сооружение, сочетающее в себе романский и готический стили, занимает стратегическое положение на холме над Рейном. Знаменитый гуманист Эразм Роттердамский значительную часть жизни провел в Базеле (1514-1516, 1521-1529, 1535-1536 гг.). В этом же городе он скончался и был похоронен в Базельском соборе. Могила Эразма Роттердамского находится в крайнем северном боковом нефе. Там же находится надгробие королевы Анны (1225-1281), жены Рудольфа I Габсбургского. Королева скончалась в Вене, но по ее просьбе ее похоронили в Базеле, вместе с ее малолетним сыном.
**В Базеле, на площади перед собором в 1949-ом году проводились публичные казни евреев во время пандемии чумы, обвинённых в её пришествии.


Миттлере Брюкке


На Миттлере-мосту* (из Базеля большого
на малый городок чрез Рейн проложен путь)
я Миттлер-красоту обозреваю снова 
и быстрой речки ток, - ни охнуть, ни вздохнуть!

Не верится глазам, - мост выстроен когда-то
на благо городка, где королевский форт,
лет восемьсот назад! Гвардейцы и солдаты,
и речка глубока, и рыцарский эскорт...

В капелле на мосту казнили ведьм. Бросали
в безжалостную синь за колдовскую прыть!
И только ведьму ту живою оставляли,
что умудрялась в стынь до берега доплыть.

На входе у моста и выходе - две маски:
и выпученный глаз, и высунут язык...
Взял Генрих неспроста тот облик хулиганский –
так прогоняли сглаз, под королевский лик.

На Миттлеревский мост от средоточья веры**
идут-бредут дома, которым лет пятьсот...
Отмечен водный рост зарубками на двери, -
сводили их с ума потоки вешних вод!

Ещё есть Wettstein-мост. Он проще и понятней:
ни каменных столбов, ни масок, ни капелл...
Закрыт "швейцарский кросс" прогулкою приятной, -
у базельских мостов закат уже темнел.


*Мост Миттлере Брюкке ("Средний мост"), построенный в 1226 году по приказу архиепископа Генриха Тунского, – старейший в Базеле мост. Для защиты дорогого моста архиепископ основал укрепленный городок Малый Базель. С обеих сторон у основания мост украшен фигурами знаменитого короля-хулигана с высунутым языком, дразнящим каждого проходящего по мосту. На мосту имеется маленькая капелла, где в Средние века приводились в действие смертные приговоры преступников и обвиненных в ведьмовстве женщин. Тогда считалось, что если брошенная в воду женщина выплывет, то она невиновна, или ей свыше дан шанс. После чего с нее снимались обвинения и даровалась жизнь.
**Базельский собор, или мюнстер, находится непосредственно на холме на берегу Рейна. От него,  отлично сохранившимися средневековыми улочками, можно спуститься к Среднему мосту - Миттлере Брюкке.


Городская ратуша


Ратуша пурпурная на торговой площади!
Площадь освещается праздничными ледами.
Сотню лет трамвайчики заменили лошади,
лет шестьсот, как ратуша возводилась дедами.

Лет шестьсот, как силою наполнялась нация,
расцветала, пыжилась радость обывателя, -
статую огромную Луция Мунация
поместили в ратушу - града основателя.

В ратуше - правительство от кантона Базеля,
с позолотой лестницы за решёткой кованой.
Росписям и таинству ратуше обязаны,
статуями рыцарей, бродим, очарованы...

Городская ратуша, ратуша пурпурная,
на торговой площади с бутиками-брендами, -
королевой выглядит рядышком с гламурными
VIP-люминисцентными базельскими трендами!

*Ратуша Базеля была построена из красного песчаника в стиле поздней готики в 1507-1513 годах на Рыночной площади. Во внутреннем дворе находится статуя консула Луция Мунация Планка — основателя Базеля. В настоящее время в ратуше расположены органы законодательной (Большой совет) и исполнительной власти кантона Базель-Штадт.


В музее игрушек


Я всегда "застряю" в Тель-Авивском музее
средь игрушечных домиков частных коллекций, -
постоять, потеснивши других ротозеев,
возле кукольных залов и крошечных лестниц...

Возвратиться к негромкости детских игрушек -
к деревянным коням и к каретам наивным!
Вот и в Базель - к собранию плюшевых ушек
и милейших принцесс, и к машинкам старинным.*

Принимай меня, полузабытое детство,
в тёплый стан ожиданья подарков чудесных!
На мечты, что свершились, позволь насмотреться:
на солдат и девиц в одеяньях небесных.

На пастушек и ведьм, на рабов на галерах,
на наивных младенцев - невиданным роем! 
И неважно, что тётка давно повзрослела,
и игрушечный рай - далеко за спиною...

Мы, как в детстве, открыты добру и восторгу
(перед куклой своей в тишине задержалась...),
попрощалась, дойдя к отправному порогу,
за которым реальная жизнь продолжалась.


*Кукольный музей в Базеле - это самый крупный музей на такую тематику во всей Европе. Само здание музея было построено во второй половине 19 века. В здании четыре этажа и множество больших залов. В коллекциях музея столько экспонатов, что обойти его за один раз практически невозможно. Для того чтобы облегчить времяпровождения посетителям, администрация музея ввела систему электронных каталогов, в котором размещена информация о любом экспонате с подробностями и указаниями, как быстро найти его в огромном количестве экспонатов. Стоит отметить, что здесь есть не только куклы, но и различные игрушки и домики для кукол. Также можно увидеть предметы старины и древние игрушки. Все экспонаты привезены из разных частей света и вручены музею на хранение их бывшими владельцами.


У фонтана Тэнгли


К фонтану Тэнгли*, к кинетическому буйству,
к балету мобилей из декораций старых,**
к живому чуду нового искусства,
который создан анархистом славным!

У Центра Помпиду в Париже вечном –
фонтан Стравинского, построенный Маэстро.
Для карнавального движенья бесконечного
и Базель тоже потеснился, давши место!

Я вспоминаю дадаистский клуб Вольтера,
что в переулках тихих цюрихских прижился...
Там начиналась дадаистская карьера
маэстро мобилей! Там механизм кружился

сначала в голове, потом - в витринах
торговых точек Базеля, "от Тэнгли".
Потом - фонтанов инсталлятор дивных,
наполненных новаторством патентным!

Мне радостно, мне весело круженье
сгоревшего в пожаре реквизита!
Его фонтан - любви мировоззренье,
любовь в швейцарском воздухе разлита...


*Жан Тэнгли (1925, Фрибур, Швейцария - 1991, Берн, Швейцария) - швейцарский скульптор, представитель кинетического искусства, вдохновлённого дадаизмом. Его фантастические машины и гигантские саморазрушающиеся конструкции иногда называют метамеханикой. Рос в Базеле. Был не в ладах с родителями. С середины 1940-х годов был близок к анархистам. В 1945-1946 работал как декоратор магазинных витрин в Цюрихе, в 1949-1951 - в Базеле. В 1952 переехал с женой, Ники де Сен-Фалль, в Париж, сблизился с Брынкуши, Ивом Кляйном (участвовал в нескольких совместных выставках с ним). В 1983 возле Центра Помпиду и здания IRCAM в Париже открыт Фонтан Стравинского (совместная работа Тэнгли и Ники де Сен-Фалль). Большая ретроспективная выставка состоялась в Центральном доме художника в Москве (1990).
** Главной достопримечательностью Театральной площади Базеля является Карнавальный фонтан Тэнгли. Это самый известный фонтан Базеля, ставший уже своеобразным символом города. Тэнгли создавал удивительные движущиеся механизмы (мобили), используя для этого куски металла, пластика и всяческой рухляди. Фантастические конструкции этого швейцарского скульптора никогда не стоят на месте: вращаются, скрипят, бренчат и вообще всячески куролесят. Помните фонтан Стравинского (1983) у Центра Жоржа Помпиду в Париже? Металлические механизмы для парижского фонтана тоже придумал Тэнгли, а вот яркие фигуры создавала его жена и коллега — французская художница Ники де Сен-Фалль (1930-2002).
Карнавальный фонтан в Базеле (1977) Тэнгли создавал самостоятельно. Карнавальный фонтан Тэнгли стоит на месте, где располагалась сцена старого сгоревшего городского театра Базеля. Десять фигур фонтана частично изготовлены из деталей передвижных декораций этого театра.