Городской сумасшедший

Валерий Олизько
Дело было нынешней зимой.
В один прекрасный день, меня остановил молодой человек, которого все в нашем городе знали, как городского дурачка и спросил меня: «Дядя, ты умный?»
Я немного опешил, услышав от него подобный вопрос, и принялся размышлять, как бы мне поудачнее сформулировать ответ, чтобы это дитя Природы,  принял и правильно истолковал его. Ответить ему, что я умный – размышлял я – пожалуй, он попросит меня доказать это. А я, честно признаюсь, не знаю как ему доказать наличие у меня аналитического склада ума. Сказать, что я глуп, дурачок, «дурилка картонная» - тоже не могу. Вдруг он спросит,  почему же я тогда не поступаю так же, как поступает он, обделенный умом.
Единственное, что я смог ответить ему, по крайней мере, честно: « Я не знаю, друг».
Он прищурился, наклонил голову набок, как это любят делать собаки, когда к ним обращается человек и спросил, хочу ли я узнать от него, кто я?
Я вновь задумался. Если он вдруг скажет, что я дурачок – это будет вдвойне оскорбительно услышать из его уст.
А если скажет, что я умный, то в этом не будет ничего особенного. Ведь я не нуждаюсь в его оценках и в подтверждении наличия у меня ума.
Я не знал, что ему ответить и стоял, наморщив  лоб, раздираемый сомнениями. А он улыбнулся по-детски и сказал добродушно: «Я прочитал твои мысли, ты боишься, что я скажу правду, и это тебя смущает. Ладно, не буду говорить. Решай сам, какой ты человек».
Он отвернулся и зашагал прочь, не попрощавшись. Что-то во мне дрогнуло. Я догнал его, схватил за одежду, повернул лицом к себе и сказал ему искренне: «Спасибо тебе. Не сердись».
 Он посмотрел внимательно в мои глаза и ответил: «Вот и ладно. Вот и поняли мы друг друга». Потом освободил свой рукав из моего кулака, скорчил гримасу, которая по всему означала, что время его аудиенции истекло, повернулся и зашагал, припадая на левую ногу и нелепо размахивая руками, что-то бормоча себе под нос.
Я смотрел на удаляющегося человека и вдруг понял, что никакой он не сумасшедший. Что вероятно он гораздо умнее, чем я и прячется под маской «дурачка» несмышлёного намеренно, по причине только ему ведомой.
«Вот так, пироги» - подумал я. У меня появился повод отложить все свои второстепенные дела и поразмышлять о себе, покопаться в своей душе тщательно, чтобы самому себе ответить по совести: «Умный ли я человек».
 


02.03.2016г.