Когда провинциальная публика избалована...

Зера Черкесова Новеллы
 илл.:И.И.Соллертинский(стоит) и Д.Д.Шостакович

Статья зарепостена в издании г.Новосибирска. Моя авторская благодарность за память о Соллертинском!

Об Иване Ивановиче Соллертинском.
Он не был по образованию музыковедом. Но его имя вошло блестящей страницей в отечественное музыкознание. Универсально образованный, в том числе в всех разделах классической музыкальной культуры, он отдавал особое предпочтение балету, теоретик балетного искусства. Сверхъестественно эрудированный благодаря феноменальной памяти в точном смысле этого слова:он запоминал буквально все, что прочел, включая переносы слов в ПСС писателей. А успел прочесть за недолгую жизнь очень много, а написать, кажется, не очень много успел, хотя прочел, как утверждают, не менее тысячи лекций в Ленинградской филармонии, эти роскошные статьи и лекции по музыковедению, смыкающиеся со всей мировой историей и культурой. Ираклий Андроников писал о нем восторженно. То, как он обрушивал на аудитории, будучи лектором Ленинградской филармонии и предваряя концерты вступительными словами-свою невероятную эрудицию, с каким блеском и темпераментом, и, конечно, без всяких бумаг(феноменальная память!).
Во время Великой Отечественной войны они находились в эвакуации в Новосибирске. Учреждения и деятели культуры столицы и т.д. Так вот одна из тех, кто знала его по этому последнему периоду его жизни, написала о нем статью уже в эмиграции. Воспоминания о Соллертинском.

И в них забавный и поучительный эпизод.
 

В Новосибирск приехал известный музыковед проф.консерватории М.Друскин(я его читала и читаю, он хорошо писал особенно справочного характера книги и и статьи, поэтому у меня под рукой его "100 опер").
Надо было читать лекции перед новосибирской аудиторией. Именитый столичный профессор пренебрежительно отозвался в кругу других столичных коллег об этой обязанности. Мол, провинциальная публика, чего старается Соллертинский ночами не спит, пишет и переписывает, тщательно готовясь, всего лишь к популярным лекциям перед провинциальной аудиторией.
Лично он не собирается готовиться, чего ради утруждать себя.

Одного не учел проф.М.Друскин: И.И.Соллертинский уже избаловал новосибирскую публику. Среди которой были и учителя, и врачи, и инженеры, и школьники, и студенты, и рабочие, постоянно ходившие на лекции общества "Знание". Они уже были вскормлены роскошью, блеском стиля, эрудицией, богатством мыслей-на лекциях Соллертинского! Поэтому, когда в зал вошел М.Друскин, и стал по бумажке формально читать казенные строки о каком-то композиторе, публика неожиданно освистала лектора и разными способами выразила неудовольствие, в том числе прямо посреди его выступления, покидая зал! А после его выступления не раздалось ни хлопка... Бледный, он едва закончив вступительное слово перед концертом, спешно покинул Новосибирск, и более вступительных слов и лекций в этом городе не читал, получив крепкий урок пренебрежения к "провинциалам".

Впрочем, вот как это описывает очевидец, знавшая его лично и описавшая пору новосибирской эвакуации творческих учреждений в Сибирь вначале войны:
 
"Областная библиотека занимала то же здание клуба железнодорожников, что и Филармония. Небольшой читальный зал был всегда набит до отказа, когда выступал Соллертинский. Его лекции были не просто интересны, они поражали фантастической эрудицией и той глубиной «вхождения в тему», какой обладал он. Широта тем его лекций необозрима. Приведу лишь один пример.

Иван Иванович читал лекцию о «Божественной комедии» Данте. Увлекаясь в юности историей, я не плохо знала историю Италии, знала, что «Божественная комедия», в значительной мере — остро политическое произведение, в ней масса аллюзий, а количество упоминаемых в ней исторических лиц буквально неисчерпаемо.

И вот на лекции Соллертинский без всякой бумажки называет сотни фамилий, разъясняя «кто есть кто», сыпет датами, цифрами, фактами. И, вдобавок, большие куски дантовского текста читает наизусть сначала в оригинале, чтобы слушатели оценили божественное звучание дантовских терцин, их музыку, а затем те же места читает в русском переводе. Этот фейерверк просто захватывал дух. Можете себе представить восторг и благодарность слушателей!

Я рассказала лишь об одной лекции, но то же самое происходило и на лекциях о Шекспире, о Сервантесе и многих других.

Что особенно бросалось в глаза в деятельности Ивана Ивановича в то время (об этом, кстати, упоминают все мемуаристы): в годы войны его отношение к своим выступлениям резко изменилось. По своей серьезности не шло ни в какое сравнение с довоенным. Его выступления в Питере, конечно, всегда восхищали блеском, остроумием, но это были импровизации. Теперь же он серьезно готовился к лекциям, осознавая свою роль просветителя.
(...)
Вспоминается один случай, имеющий к Ивану Ивановичу косвенное отношение, но также дающий возможность оценить его деятельность. В годы войны в Новосибирске, специально для гастролей или проездом, бывали многие крупные музыканты. Пианисты Э.Гилельс и М.Юдина, дирижеры М.Паверман, Н.Рабинович, А.Стасевич, композиторы С.Прокофьев (кажется по дороге в Алма-Ату или на обратном пути) и Д.Шостакович — специально к премьере Седьмой симфонии в Новосибирске в июне 1942 года. Приезжал и ленинградский музыковед М.С.Друскин, друживший с Соллертинским. В связи с его приездом запомнилось одно любопытное событие.

 Друскин побывал на двух или трех симфонических концертах и, естественно, слышал вступительные слова Соллертинского.

На следующий день после последнего концерта Друскин зашел ко мне в библиотеку и произнес монолог по поводу Ивана Ивановича. Маститый музыковед недоумевал, ради чего и кого Иван Иванович так старается, говорил о том, как глупо растрачивать свое время и силы на подготовку и обдумывание такой безделицы, как вступительные слова. Сам Друскин, по его словам, не собирался так «выкладываться».

Михаилу Семеновичу предстояло выступить перед концертом в тот же вечер. И он, к сожалению, не учел, что публика в Новосибирске была сплошь интеллигентная, да к тому же избалованная глубокими и серьезными выступлениями Соллертинского.

Как и следовало ожидать, вступительное слово Друскина произвело жалкое впечатление, он скандально провалился. В то время как он говорил, значительная часть слушателей покинула зал, а когда закончил, не раздалось ни единого хлопка. Больше Друскин в зале Филармонии не появлялся, да и в городе не задержался.

Иван Иванович был предельно огорчён провалом своего друга. Он ведь мечтал оставить его в Новосибирске, устроить на работу в Филармонию, может быть, также в Театральный институт — об этом теперь не могло быть и речи".

 Александра Орлова. "Он между нами жил. О Соллертинском".

-------------
А ведь Соллертинский обладал абсолютной памятью-был феномен! Был мастером публичных импровизаций еще в Ленинградской филармонии. А перед провинциальной публикой военного времени уже считал своей обязанностью тщательно готовиться, "сознавая свою роль просветителя"! 
Соллертинский был по образованию филолог-романист, изучал испанскую классическую литературы и историю театра. А вот кроме скромных уроков дирижирования, музыкального образования не получил-осваивая музыкальное искусство самостоятельно. Но перед войной он получил звание профессора консерватории.  "Прочел огромное количество открытых лекций". Будучи специалистом по балету, написал большое кол-во работ по классическому балету. Я посмотрела список его трудов, статьи о балете-в википедийной статье "Соллертинский" в списке трудов есть гиперссылка на "Статьи о балете". Также работы посвящены симфониям-одним из первых в нашей стране исследовал новые направления:творчество Малера и Шенберга, классические оперы, короче, хочу все прочесть.
А образец стиля Соллертинского меня впечатлил уже в небольшой статье "Мейербер", и я написала заметку "Как очертить исторический контекст".

О феноменальной памяти И.И.Соллертинского

Память у него была просто непостижимая. Если перед ним открывали книгу,
которой он никогда до этого не читал и даже видеть не мог,- он, мельком
взглянув на страницы, бегло перелистав их, возвращал, говоря: "Проверь". И
какую бы страницу ему ни назвали, - произносил наизусть! Ну, если и ошибался
порою, то в мелочах. Не удивительно, что он любил викторины, из которых
всегда выходил победителем.
- Напомни, пожалуйста, - говорил он с быстротой пулемета голосом
несколько хрипловатым и ломким, преувеличенно четко артикулируя,- напомни,
если тебе нетрудно, что напечатано внизу двести двенадцатой страницы второго
тома собрания сочинений Николая Васильевича Гоголя и последнем издании
ОГИЗа?
- Ты что, смеешься, Иван Иванович? - отвечали ему.- Кто может с тобой
тягаться? Впрочем, сомнительно, чтобы ты сам знал наизусть страницы во всех
томах Гоголя. Двести двенадцатую во втором томе ты, может быть, помнишь. Но
уж в третьем томе двести двенадцатую тоже, наверно, не назовешь?!
- Прости меня! - выпаливал Иван Иванович. - Одну минуту... Как раз!..
Да-да!.. Вот точный текст: "Хвала вам, художник, виват, Андрей Петрович
(рецензент, как видимо, любил фами...
- Прости, Иван Иванович. А что такое "фами"?
- "Фами", - отвечал он небрежно, как будто это было в порядке вещей,-
"фами" - это первая половина слова "фамильярность". Только "льярность" идет
уже на двести тринадцатой!
-----------------
Ираклий Андроников. Первый раз на эстраде.

Здесь показывается феноменальная память Соллертинского. Ираклию Андроникову мы обязаны  тем, что имя ленинградского музыковеда и лектора филармонии получило известность, выходящую далеко за пределы кругов музыкантов и меломанов, став самостоятельным литературным персонажем в прославленном юмористическом рассказе "Первый раз на эстраде". Но И.Л.Андроников написал и интересную работу о музыковедческом наследии:"О Соллертинском всерьез", в котором показал оригинальность научной мысли, безграничность энциклопедической эрудиции и блеск стиля прирожденного ученого и писателя-Ивана Ивана Соллертинского. Рекомендую.
------
илл.:И.И.Соллертинский(стоит) и Д.Д.Шостакович

Еще советую прочесть:
Вот эта статья.
http://www.vestnik.com/issues/2003/0611/win/orlova.htm
Александра ОРЛОВА (Нью-Джерси)
«ОН МЕЖДУ НАМИ ЖИЛ»
Вспоминая И.И.Соллертинского

Что тронуло:"Иван Иванович был предельно огорчён провалом своего друга. Он ведь мечтал оставить его в Новосибирске, устроить на работу в Филармонию, может быть, также в Театральный институт — об этом теперь не могло быть и речи"
 
---------------
Иван Иванович Соллертинский (20 ноября [3 декабря] 1902, Витебск — 11 февраля 1944, Новосибирск) — российский советский музыковед, театральный и музыкальный критик. Иван Соллертинский родился в семье председателя окружного суда, с 1903 года тайного советника, с 1906 года — сенатора Ивана Ивановича Соллертинского (1850—1907) и Екатерины Иосифовны Бобашинской. В молодости дружил с Михаилом Бахтиным, вместе с которым принадлежал к философскому кружку в Невеле.
В 1921—1924 годах учился в Петроградском университете, где изучал романо-германскую филологию и испанскую классическую литературу.
Витебское музыкальное училище ныне носит имя И.И.Соллертинского.

Сочинения.

Книги

1.«Болт» Шостаковича. — Л., 1931
2.Гектор Берлиоз. — М., 1932
3.Густав Малер. — Л., 1932
4.Симфонические поэмы Рихарда Штрауса. — Л., 1932
5.Жак Оффенбах. — Л., 1933
6.Арнольд Шёнберг. — Л., 1934
7.Леди Макбет Мценского уезда: опера Шостаковича. — Л., 1934
8.Четвёртая симфония Брамса. — Л., 1935
9.Вторая симфония Брамса. — Л., 1935
10.Джакомо Мейербер. — Л., 1936
11.Риголетто: опера Верди. — Л., 1936
12.Глюк. — Л., 1937
13.Кармен: опера Бизе. — Л., 1937
14.«Волшебная флейта» Моцарта. — Л., 1940
15.«Фиделио» Бетховена. — Л., 1940
16.Седьмая симфония Брукнера. — Л., 1940
17.Третья симфония Брамса. — Л., 1941
18.Симфонии Брамса. — М., 1959
19.Романтизм: его общая и музыкальная эстетика. — М., 1962
20.Заметки о комической опере. — М., 1962
21.Соллертинский И. Статьи о балете . — Л.: Музыка, 1973. — 208 с. — 12 000 экз.
22.Избранные статьи
23.Соллертинский И. «Кавказский пленник» // Л. М. Лавровский. Документы. Статьи. 24.Воспоминания . — М.: ВТО, 1983. — 422 с. — 10 000 экз.

02.03.2016 17:25


http://stihi.ru/2020/08/03/7338
Музыка, преданная забвению. Только боги способны сочинять такую музыку. Барокко.


http://stihi.ru/2020/08/24/7539
Программа для отдыха. Выбор музыки. Что слушать из классической музыки наиболее взыскательного и нерасхожей поп-классики, а что-то новое-забытое старое и интересное.

http://stihi.ru/2016/05/06/213
Впечатления о концерте в Пальмире.

 5 мая 2016, в 17.00 мск. Концерт называется «С молитвой о Пальмире. Музыка оживляет древние стены».

http://stihi.ru/2016/03/02/8188
Когда провинциальная публика избалована...
Об Иване Соллертинском

http://stihi.ru/2021/04/24/9239
  Забирать лучшее и  побольше из интернет-изобилия!


 http://stihi.ru/2014/11/10/5109
Мировые звезды Каталонской культуры

http://stihi.ru/2021/05/19/6703
Ирония Наталии Шпиллер

МЕТКИ: балет, дмитрий шостакович, иван соллертинский, ираклий андроников, искусство доклада, конферанс, михаил друскин, музыковеды, новосибирск, нот, сверхпамять, соллертинский, феномены памяти, филармонические концерты

 https://zera-cherkesov.livejournal.com/268272.html
 https://zera-cherkesov.livejournal.com/327001.html