По конкурсу православной поэзии Крещенская Радость

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2016/01/19/1583 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2016/03/02/7013 - Итоги конкурса

Сразу начну с рассмотрения  конкретных стихов. Самых разных - и удачных по исполнению, и не очень, и соответствующих жанру написания и заданной теме, и не имеющих с ними ничего общего,  и тех, где авторы понимают, о чем пишут, и еще больше тех, в которых их автор ПОКА ЕЩЕ бесконечно далек от понимания веры.

Как обычно, прямо в текстах стихов я заглавными буквами выделяю места, которые мне показались неудачными.

Есть несколько способов раскрытия конкурсной темы «Крещенская Радость (православная лирика)».

ПЕРВЫЙ СПОСОБ - написать рассказ очевидца о том, как он впервые погружался  в освященную полынью в зимнюю пору, в праздник Богоявления,  или наблюдал погружение в иордань других людей.

Это могут быть прекрасные стихи, написанные в жанре «рассказ в стихах», где  совершенно не важно, верит ли автор в Бога или нет, понимает ли он суть происходящего вокруг него или нет. Но вряд ли все эти стихи  будет правильным  относить к жанру православной лирики. Например:

№1. Крещенский пассаж в Сергиевом Посаде. Николай Шалашов

Вечер, снег кружится - зимняя краса.
Наш автобус мчится в Сергиев Посад.
Чтоб Крещенской ночью ВОДАМИ РЕКИ,
Мы могли все разом СМЫТЬ С СЕБЯ ГРЕХИ.
 
Лавра в свете ярком облаком парит.
У купели «жаркой» ТЬМА ЛЮДЕЙ СТОИТ.
Грешников-то сколько! Вмиг восторг погас,
ведь автобус столько ждать не сможет нас.

Сгрудились в печали. Как же цель достичь?
А мороз крепчает, ниже двадцати.
Ясно, что вернуться просто так, нельзя.
Место, где б мокнуться, стал искать. Друзья

где-то увидали, голые тела
в речку погружались, хоть она мала.
Всё же ВНЕ КУПЕЛИ только двое нас
ПЛАВАТЬ захотели, остальные - пас.

Место то находим, ШМОТКИ все долой
и к воде подходим, В ЭТУ НОЧЬ СВЯТОЙ.         (согласование)
Сотни глаз РЕНТГЕНОМ по телам СНУЮТ,
словно мы на сцене, где СТРИПТИЗ ДАЮТ.

Там, где шире было, я полез. Всё дно
скрыто вязким илом. Бог с ним, всё равно!
По теченью выше в воду влез мой друг.
Как бы что не вышло… Первый раз ведь… Вдруг…

Оказалось мелко. Рост его под два.
Лёг вдоль русла стелькой, торс смочив едва.
Окунулись оба трижды с головой,
смыть невзгоды чтобы, обрести покой.

Вылезли, а ноги словно в сапогах,
чёрные в итоге. Как одеться? Крах!
Снегом, вот картина, двое мужиков
с ног стирали тину, стоя без штанов.

Хохот. Мы синеем, волосы звенят.
Радость всё ж сильнее, СОВЕРШЁН ОБРЯД!
Днём в Кузьминках дважды я ещё нырял,
не восторга жаждал, ноги отмывал.

Смешно? Очень. Поехал человек город посмотреть, а заодно и острые впечатления испытать . Он, конечно, смутно представляет себе, в чем суть праздника, ибо для него Крещение  - это не более, чем  старинный «обряд», напоминающий языческий: окунулся  в нужном месте и в нужное время - и получи  исполнение своих желаний - просто «смыть невзгоды чтобы, обрести покой». С точки зрения персонажей стихотворения чудо здесь совершает  река, а не Бог отпускает человеку грехи, а «цель» экскурсантов состоит только в том, чтоб «мокнуться», пока «не уехал автобус». Бог в этом стихотворении упомянут единожды и как-то случайно, в связи с илистым дном («Бог, с ним, все равно…»). Нечто подобное можно встретить и во множестве других конкурсных стихов, авторы которых совершенно не осведомлены о том, что погружение в иордань - это  не «обряд», а всего лишь благочестивый обычай, который не является церковным таинством, но все же и не языческое суеверие: не «водами реки»  очищается  человек, а его молитвой Богу, отречением от своих грехов - раскаянием в них!

Еще несколько примеров на эту же тему:
 
№2. Купель иордани.  Ольга Альтовская

Купель иордани, купель всеблагая
В мороз под небесной молитвенной сенью
Полна благодати. ВОДА ТАМ – ДРУГАЯ:
В НЕЙ ТАИНСТВА СИЛА, ЛЮБОВЬ И СПАСЕНЬЕ.

Отнюдь не забава, купанье сегодня
В студёной воде не игра – воплощенье
Сакрального смысла: Крещенье Господне.
Святым омовеньем – души очищенье

От грешного ига, налёта больного.
Погода лютует, скукожились клёны,
А ты, окунувшись, вобрав неземного,
Как снова родился, идёшь обновлённым:

Отмытый до сути, наполненный главным -
НЕЗЫБЛЕМОЙ ВЕРОЙ В СВЯТОЕ КУПАНЬЕ:
Крепка и в приходе она православном.
СИЛЬНА И НАД КАЖДОЙ РЕКОЙ-ИОРДАНЬЮ.

В этих стихах благоговения гораздо больше, чем в предыдущих, но всё внимание (а это типично языческий подход!) не к Богу, а к воде: это в ней, как считает автор, и «таинства сила, и любовь, и спасенье», а человек после купания «наполнен главным: незыблемой верой в святое КУПАНЬЕ»!!! Бог тут как бы уже вообще ни к чему, вместо Него «в приходе православном» есть языческий идол, его заменяющий - иордань!

В стихах ниже находим достаточно комичное, но абсолютно характерное для не воцерковленных людей описание «зрелища» Крещенского Водосвятного молебна:

№3. Праздник крещения. Андрей Синявский    

Сегодня в Храмы нитью бесконечной,
С СОБОЮ ВЗЯВ ВОДЫ НА ЦЕЛЫЙ ГОД,
С Христом в душе, с молитвою сердечной,
Неспешным шагом двинулся народ!

И не страшат природные явленья,
Мороз трескучий, ветер или лед!
Одно у всех сегодня НАПРАВЛЕНЬЕ,
На праздник в церковь наш народ идет!

Она всех ждет, открыты настежь двери,
Здесь все равны, здесь рядом стар и млад!
Тут В ЧУДЕСА мы начинаем верить,
И каждый здесь нам будет очень рад!

Горят и таят восковые свечи,
Уходят в высь резные купола!
Под образами тихо плЫвут речи,  (РУ или ошибка фонетического ударения)
Над головой звенят колокола!

В сей праздник в Храмах люди воду свЯтят, (ошибка фон. ударения)
ПринЯл крещенье в этот день Иисус!     (ош. ударение и лишний слог)
Святой воды народу всЕму хватит, (РУ)
И ВСЕ ЕЕ ПОПРОБУЮТ НА ВКУС!

И вот ВСЕ В РЯД, СВЯЩЕННИК ПОЗДРАВЛЯЕТ,
С улыбкой доброй всех он обойдет!
Здоровья, счастья, мира пожелает,
СВЯТОЙ ВОДОЙ НАРОД ВЕСЬ ОБОЛЬЕТ!

Ну, чем это не описание языческого праздника с раздачей даров и со светским «поздравляжем» священника? А ведь именно такую  картинку и именно так чаще всего видит происходящее в храме тот, кто знает о своей вере только понаслышке, а если и заходит в храм, то не на евхаристию, а лишь попросить  о своём или на отдельные праздники - за дарами «охранителями».

А вот это - совсем уже комичное - мирское:

№4. Крещение. Николай Бечин    

Ах, пора уже очнуться -
Новый Год давно пришёл.
Надо в прорубь окунуться -
И всё будет хорошо.

На работу снова выйду
И найду контакт с женой.
Лишь осмелиться бы прыгнуть
В прорубь с тёмною водой.

И в Крещение молиться
Буду где-нибудь в глуши.
Жизнь опять вперёд помчится -
Все грехи уйдут с души.

Я очищу тело, душу -
Целый год шагать вперёд.
Если я не прыгну - струшу -
Друг немного подтолкнёт.

Вместо Бога у персонажа стихов  прорубь. Прочие комментарии излишни.

ВТОРОЙ СПОСОБ раскрытия конкурсной темы - лирическая, образная передача состояния радости православной души в праздник Богоявления.

№5.  Крещенские купания. Лина Чирко    

Засоня-солнце в небе дымно-белом
Зарылось в пуховик из облаков
И кистью размывает синь несмело
Под дальний перезвон колоколов.

Топорщится парик на ветках клена,
Кичась заиндевелой сединой,
Поблескивает мех темно-зеленый
Под снежной шалью елки молодой. (лучше бы «ели», а не «ёлки»)

Поля под одеялом белоснежным,
И русла рек в объятьях крепких льда.
Прорублена купель во льдах прибрежных,
И пар столбом, и плещется вода.

Вы к ТАИНСТВУ ДУШОЮ ПРИКОСНИТЕСЬ -
Святой водою ТЕЛО ОМЫВАТЬ -
И в иордань с молитвой окунитесь,
И ощутите Божью благодать.

Большую часть стихов занимает описание природы и через это - состояние радости в душе - «Божьей благодати». Не уверена в правильности употребления здесь слова «таинство», но если это только в поэтическом (а не в церковном) значении - почему бы и нет? В последней строфе меня смущает согласование слов и туманность  смысла предложения.

№6. Прорубь. Владимир Квашнин 2               

Спустишься на речку зимней ранью,
Нарушая скрипом тишину, -
Зорька нежно розовою тканью
Укрывает бледную луну.
Гаснут звезды искры осыпая,
Над рекой клубит морозный пар,
Тьма - старуха, молча отступая
прячется, угрюмая, под яр.
Выплывает солнышко иконой,
Согревая душу и стожок
За рекой... А ты пешнёй гранёной
Пообколешь проруби ледок
Синекровный, почерпнёшь водицы,
Да с ведра на маковку - хло-бысь!
И летит душа родная птицей
Над тайгой в таинственную высь...

Пусть другому в церкви златозвонной
Батюшка с души счищает ржу,
Я же здесь, по тропке занесённой,
Напрямую к Господу хожу.
Никаких посредников не надо -
ОН и я, да прорубь - алтарём...
И душа, на краешке оклада
Ясной зорьки, плачет с глухарём.

Языком лирики очень ясно и убедительно передано то, что и составляет суть конкурсной темы - Крещенская Радость. Не за чудом здесь идет к ВОДЕ человек, а «напрямую к Господу». На мой взгляд, это одно из лучших стихотворений. 

№7. Канунный канон. Фили-Грань               

В Крещенье, говорят, вода живая…
Святая… Божья милость в ней поёт…
…Но, мыслями святыми заряжая,
Живой мы сами делаем её!

В Крещенскую купель войди и сердцем
Коснись небес, и в выси удержись!
…Я никогда не стану иноверцем:
Я – православно верующий в Жизнь.

Конечно, верить надежнее и правильнее не в жизнь, а в Бога, но стихи звучат православно и убедительно. Ибо автором понято и сказано главное: «В Крещенскую купель войди и сердцем КОСНИСЬ НЕБЕС, и В ВЫСИ УДЕРЖИСЬ».

№8.  Крещенское утро. Надежда Воронина

Нетканый ковер голубого рассвета
украшен румянцем по краю небес.
Крещенское утро прекрасной кометой
окрасило нежно долины и лес.

От проруби пар поднимается теплый,
клубится над гладью хрустального льда.
Склонились в смирении трепетном ветлы.
Безмолвно-прозрачна святая вода.

И сумрак, смотревший недавно в оконце,
светлеет, теряясь на кромке зари.
Всплывает из недр величавое солнце.
...Как щедро Творец этот мир одарил!

Красивая пейзажная и, одновременно - православная лирика, хотя, к сожалению,  пейзажа здесь значительно больше, чем передачи состояния радости в праздник Богоявления.

№9. На реке. Аля Воронкова. 

Чуть прихвачена стынью прорубь.
Провода от снегов провисли.
Над сугробом взметнулся голубь
И растаял в небесной выси…
Тучки рваные сбились в стаю.
Смех и говор.
Полно народу.
«Отче наш…» смельчаки читают,
С головой погружаясь в воду…
Благодать от свечей медовых,
Пахнет дымом и СТОЙКОЙ хвоей…
И от мыслей хороших, новых
Горевать о былом не стоит.
Отгоню СВОИХ дум всевластье,
Напою СВОЮ душу верой.
Жить на свете такое счастье -
Есть И БЕЛАЯ КРАСКА В СЕРОЙ!
Рада даже внезапной вьюге -
Не ищу от неё спасенья.
…Все церквушки поют в округе.
Девятнадцатое.
Крещенье.

Стихи содержат описание природы и передают состояние души персонажа. Но этот персонаж  отстранен от Крещения, он  скорее наблюдает, чем сам переживает радость праздника, он только планирует ее: «Отгоню своих дум всевластье, напою свою душу верой» - веры, как таковой, у него  еще нет. По технике исполнения я бы заменила притяжательные местоимения «свой, свою» на более содержательные  эпитеты. От искусственно сотворенной для рифмы фразы «есть и белая краска в серой»  я тоже не в восторге: в переносном значении говорят «белое в черном», причем без употребления конкретного слова «краска».

№10.  Крещение. Марта Журавлева 

Крещение. Но царствует зима...
Несходные сливаются картины!
Там Дух, здесь пух слетает голубиный –
Его как свет я буду принимать.

Животворит под коркой ледяной
Вода – она растопит льды столетий,
Самаритянку вновь Спаситель встретит,
Чтоб сквозь века беседовать со мной.

Крещение приносит благодать:
Опять приходит «Альфа и Омега»
Творенье освятить – водой и снегом,
Потом коснуться душ – и тихо ждать…

Хорошие лирические стихи, написанные с глубоким пониманием заданной темы и хорошим поэтическим языком.

№11. Богоявленская радость. Игумен Дионисий Шлёнов   

На Богоявленье
Светлый блеск снегов,
Ангельское пенье,
Солнечный покров…

Гладь озер застыла,
Крепок верхний лед -
Ведь природы сила
Крепость ту дает!

А внизу, в глубинах,
Продолжает жить
Водная пучина…
Как ее испить?

Праздник на пороге.
Ждут, слегка шумят
Прихожане. Строгий
Их коснется взгляд!

“Не стремитесь воды
Про запас набрать.
Господин свободы
Даст всем дар опять.

Люди, не спешите,
Вы пришли в сей миг
В чудную обитель -
Бьет для всех родник!”

Света изобилье –
Слезы так чисты!
Места нет унынью –
Радость с высоты!

Наберет в черпало
Воду иерей,
Чтобы не пропала
Радость этих дней!

Простой, ясный язык, без излишеств и поэтических украшений, но состояние радости в праздник Богоявления передано и по смыслу - все бесспорно. «Места нет унынью –
Радость с высоты!» Хорошие стихи.

№12.  Святое Крещение. Анна Шер       

Убогие и нищие,
Греховные и тленные,
Мы были все очищены
Святой водой Крещения.

Такие непохожие,
Мы, вспыхнув ярким пламенем,
Стремимся в Царство Божие
Дорогой покаяния.

Но гаснет наше рвение,
И вновь, в дыму и в копоти –
Паденье за падением...
Ты помоги нам, Господи!

Омой кипучим пламенем
Вертеп грехов и тления,
Даруй нам сострадание,
И кротость, и смирение!

Стихи православного человека - здесь и лирика достойная, и все смыслы праздника расставлены правильно: «Стремимся в Царство Божие дорогой покаяния», «Ты помоги нам, Господи! Омой кипучим пламенем вертеп грехов и тления…».

Отдельно стоят в списке конкурсных стихов оригинальные стихи о Крещенском празднике, написанные для детей:

№13. Крещение. Деткам. Соколов Сергей 2

Зорька красит в блёстки
Леса синий гребень.
Ели и берёзки
Встали на молебен.
Зазвонил звонарь – Мороз,
В билу бьёт и в бубен.
« Вот, крещается Христос!» -
Дуб запел – игумен.
И метели улеглись.
Снежно веет воздух.
За святой водичкой вниз
Прилетели звёзды
И алмазами горят
У берёз в очельях.
Птички певчие сидят
На ветвях – качелях.
« Отпусти мне, Боже, грех!
Я – великий грешник, -
Слёзно кается при всех
Тоненький орешник, -
Я от белки на стволе
Стёр к орешкам метки…
Голодно теперь в дупле
Белочке и деткам…»
Лиска хитрая была
На деревне ночью,
И курчонка унесла –
Каяться не хочет.
Крестит нос, поджала хвост,
Думает – простится…
У осины дремлет лось –
Инок скорбнолицый.
Волк лохматый опоздал
И молился сонно,
На канун за то подал
Ягоды сушёной.
« Живый в помощи», - поёт
Зайка, ПОДНЯВ ушки.       (неудачный выбор фон ударения относительно Икта)
Водосвятие идёт
У лесной речушки.
«Мира грех Христом вземлён!
Богу аллилуйя», -
Лес поёт.
И мир спасён!
И земля ликует!

Православное праздничное торжество прекрасно описано с помощью олицетворения лесных жителей, ликующих о Боге. Написано воцерковленным автором и исполнено  ярким языком поэзии.

Сочетание хорошего поэта и  человека, глубоко понимающего православную тематику, встречается и в жизни, и на нашем сайте крайне редко. Обычно обнаруживаешь что-то одно: либо поэт замечательный, но не понимает того, о чем он пишет, либо плохой поэт, но фанатик веры, пришедший на сайт с единственной целью - распространять вероучение.  Такая  его «миссионерская деятельность» на литературном сайте - не к месту и не ко времени, чаще оно только вредит церкви, чем приносит благо: навязчивость, бесцеремонность и неумение писать хорошие стихи, только отвращает читателей литературного сайта (а вовсе не форума на религиозные темы!!!) от религиозного мышления. Тем не менее, именно о вере и о религии можно написать очень хорошие стихи: их искренность и мастерство исполнения может стать лучшей «рекламой» православия, чем авторские назидания. Итак,

ТРЕТИЙ СПОСОБ раскрытия конкурсной темы - это написание стихов о евангельских событиях, послуживших причиной возникновения праздника Богоявления.

Согласно евангельскому повествованию, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре пришёл Иисус Христос с целью принять крещение. Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение».  Таким образом, при участии Иоанна, было всенародно засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса Христа.

Зарифмовать эту историю стихами, конечно же,  возможно, и несколько участников конкурса избрали именно этот путь. Но он не так прост, как это может показаться. Автору нужно не только точно передать евангельский сюжет, не исказив его грубыми смысловыми ошибками, но и, одновременно, превратить его в полноценные стихи: использовать грамотный литературный и яркий поэтический язык, вложить в стихи свои чувства и даже размышления - авторские, но не противоречащие духу евангельской истории. Согласитесь, что это сложная работа. Просто неумело рифмовать библейские тексты - бессмысленно: это скучно для читателя и  кощунственно для традиции церкви. 

№14.Крещение Иисуса. Бец Андрей

Братья и сестры, желаю я ныне
В историю с вами еще раз взглянуть,
Где глас Вопиющего в жаркой пустыне
Готовил Спасителю нашему путь.

Верблюжия кожа - его одеянье,
Акриды и мед были пищей его.
Крестил он любого, кто был в покаянье,
Кто крест возлагал на себя самого.

- А вы, фарисеи, куда так спешите       (смена вида рифмовки)
Внушил ли вам кто, избежите вы гнева?
Достойный вы плод для начала свершите,
Покайтесь пред Господом Богом и небом.

О, грешный народ, уж секира при корне
Лежит, в ожидании страшного дня.
Коль далее будете вы непокорны,
То как избежите геенны огня?

Так он отвергал от себя фарисеев,
Вновь труд свой свершая в священной реке.
Вдруг взгляд его был обращен к Галилеи:
- Кто это еще там идет вдалеке?

То был Иисус, наш Господь и Спаситель,
Идти же туда Его Дух побуждал.
Замешкался тут, растерялся Креститель,
Крестить не хотел Его он, УБЕЖДАЛ.

На это Иисус ему так отвечает:          (смена времени глагола)
- Оставь же теперь, это воля Отца,
Он всякую правду от нас ожидает,
Давай же, исполним ее до конца.

ТОГДА УЖ Его Иоанн допускает,
Иисуса согласен крестить он, и вот,
Его в Иордан с головой погружает.
Все это собравшийся ВИДЕЛ народ. (другое время глагола)

Крестившись, Он вышел из вод Иордана,
Тотчас же отверзлись Ему небеса.
Счастливые видят глаза Иоанна,
Как Дух НИСПУСКАЕТСЯ ВНИЗ на Христа.

А следом послышался глас громовой  (смена вида рифмовки)
И замерло все, на одно лишь мгновенье:
- Взирайте, Сей Сын есть возлюбленный Мой,
Отрада Моя, в Нем и благоволенье.

История передана точно и местами удачным поэтическим языком, но впечатление от поэзии портит смена вида рифмовки строф (то ЖмЖм, то ЖЖЖЖ, то мЖмЖ) и  неупорядоченность времен глаголов (рассказ ведется то в прошедшем, то в настоящем времени). Есть и потеря смысла во фразе: «Крестить не хотел Его он, УБЕЖДАЛ». Даже если читатель хорошо знает евангельскую историю, стихи все равно нужно писать так, чтобы фраза была законченной и понятной всем - в чем убеждал Христа Иоанн?
 
№15.  С Праздником Крещения Господня! Игорь Пресняков   

Веря в светлую Звезду,
Похвалы не ждали,
Новую купель во льду
Вместе вырубали.
Не для славы здешних мест,
А для мирозданья
Изо льда сложили крест
Рядом с иорданью.
Про крещение Христа
На кресте икона…
Нет предела у Креста,
И купель – бездонна.
Прочитав молитву, мы
Словно бы проснулись,
В неприступный свет из тьмы
Трижды окунулись.
Глас Господень -  в Отчий дом
Чистые ступени…
Жив Христос! И мы с Христом
Празднуем Крещенье.
Глас Господень вопиет
На вселенских водах…
Вот и рубит русич лёд
В это время года!

Здесь нет точного пересказа событий евангельской истории о Крещении Иисуса, взят один только фрагмент из нее - про Глас Господень, и это гораздо лучшее раскрытие темы, чем в стихах №14: православный читатель знает историю праздника, ему важнее и интереснее найти в стихах православного поэта его личное ощущение от праздника.

ЧЕТВЕРТЫЙ СПОСОБ раскрытия темы - написать стихи не о празднике Крещения, а о собственном крещении (многие из нашего поколения были крещены во взрослом, сознательном возрасте). Только один участник воспользовался этой возможностью:

№16. Как чудо, открываю я Вселенную... Геннадий Титов   

Когда пространство города огромного,
Перекрестила тонкая рука
И зазвучало пение негромкое,
Боль затуманилась - легка...
01 01 01 00 01 00
00 01 01 00 01
00 01 01 00 01 00
+0 01 00 01
Всё стало проще и таинственней
В судьбе моей, в потоке дней,
Когда, как свет, открылась истина:
Любовь есть Царство Божие во мне!
01 01 00 01 00
01 01 01 01
01 01 01 01 00
01 01 01 00 01
И бесконечность мира явного,
И мира, скрытого во мне,
Уравновесились в иконе явленной,
Как в позабытом детском сне.

Весь мир пронизан словно нервами,
И КАЖДЫЙ НЕРВ в душе моей
ПЕРЕПЛЕЛИСЬ В СИСТЕМУ верную, (не согласование числа существительных)
И с каждым часом всё сильней

Я чувствую, то боль мгновенную,
То радость, что теперь я не один.
Как чудо, открываю я Вселенную...
И в ней - Отец, и Сын, и Дух Святой - Един!
01 00 01 01 00
01 00 01 00 01
01 00 01 01 01 00
01 01 01 01 01 01

В стихах  использована нестандартная ритмика - разностопный, неурегулированный ямб с хаотичным вкраплением безударных стоп. Звучит необычно, но интересно. Стихи наполнены и радостью, и благоговением перед случившимся. К сожалению, в строфе 4 есть сбивка по согласованию числа («нерв» ед ч.- «переплелись» мн.ч.), и неудачный по смыслу подбор слов в выражении «переплелись в систему».

На этом разбор конкурсных произведений заканчиваю.
____________________________________________________________

Понравилась ли вам тема прошедшего конкурса?

Устраивает ли православных поэтов подобные темы и мои разборы конкурсных заданий?

Есть ли желание  продолжить эту серию - один или два раза в год проводить конкурсы на темы евангельских сюжетов:  писать новые стихи на православные темы, показывая в них и свое знание (понимание) предмета, и мастерство поэтического изложения темы?

Очень жду ваших ответов на все эти вопросы. И если возможность продолжения православной конкурсной серии вас заинтересовала, то непременно напишите мне об этом. Для пока еще не знакомых с основами православного учения, участие в подобных конкурсах поможет быстрее разобраться в особенностях темы, понять  специфику поэтического языка православных стихов. Надеюсь, что эта работа будет не только познавательна, но и интересна.  НО:

В проведении православной  конкурсной серии для меня есть некоторая трудность: для голосования по принятым на конкурс стихам  мне необходимо сформировать  специальную постоянную команду членов жюри (5-7 человек) - не просто способных видеть базовые ошибки стихосложения и недочеты речи, но еще и знакомых с основами православия, желательно  участвующих в жизни церковной общины и знающих религиозную тематику не понаслышке, а изнутри,  из собственного опыта. Без такой судейской команды данная конкурсная серия вряд ли  будет успешной. ПОЭТОМУ:

Все желающие работать  в данной команде  в качестве членов жюри (не чаще 2 раз в год - речь сейчас идет только о православной конкурсной серии!), прошу вас написать мне по электронной почте с сайта Стихи.ру (подробности о работе члена Жюри здесь: http://www.stihi.ru/2012/02/19/3420 )

С уважением, Ваша Алкора

P.S. Следующий конкурс православной лирики будет приурочен к светлому празднику Воскресения Христова. Готовьте стихи - пишите новые!