Тщание Чжоу-гуна о правиле “тянь-мин”*, позже получившем своё обоснование в философии Мэн-цзы
Здесь дело времени. И вовсе резон
священномудрому решать, кряхтя, дилемму
неразрешимую и возводить в систему
всё то, что пыль под солнцем, прах и тлен!
Не лучше ли установленья людям дать
такие, чтобы приняты те были
народом, стали в самый аккурат
и сущности в столетьях не избыли?..
Ведь вот что разумеется: мандат
на управленье — это не отписка,
а степень полагаемого риска,
где должен подтверждаться аттестат.
Как отвернулось Небо, — не секрет.
Но у правителя, утратившего право
на власть, должна быть отнята держава,
ему вручённая когда-то — как ответ
на злодеяния, неправедность. И нет
причин для оправданья и прощенья
тому, который будет уличён
в избыточной методе подавленья!
Умеренность и мудрость — верный тон
для государя! Честность! И терпимость
к иным воззрениям! А те, какие в нём —
не следует их превращать в труху и мнимость.
И это всё, что хочет он сказать
за тех, кто обделён благой судьбою!
Власть Иерархии всегда здесь под рукою —
и власть чиновника, какая ей под стать.
4 — 10 августа 2004
————
* т. е. правиле небесного мандата на царствование