Добрые дела и заслуги

Владимир Фёдорович Власов
ДОБРЫЕ ДЕЛА И ЗАСЛУГИ

(Великое в малом)

Рассказывал Дай Суй-тан: «Человек один, степенный,
В четвёртую луну восьмой день шёл Будде молиться
 В храм, чтоб покаяться, решил в день этот попоститься,
Так как он верил, что день этот необыкновенный.

Когда он к храму подходил через большое поле,
Монаха, странствующего, там меж цветами встретил,
Неся с собою клетку, птиц чтоб выпустить на волю.
С монахом поздоровался, и тот ему ответил,

Спросив: «Что привело сюда такого господина»?
- «Моё желанье совершит сей день дело благое,
Рожденья Будды ведь сегодня круглая година.
Хочу птиц выпустить и в храме посидеть в покое».

- «Так значит в день рождения Будды добро творите,
А остальные дни в году творить его не надо?
Сегодня только птиц на волю отпустить хотите,
А завтра повар вам других птиц сжарит для салата»?

Сановник тот смутился, не нашёлся, что ответить,
Но тут другой монах повыше рангом появился,
Он поспешил к сановнику, чтоб лично его встретить,
И за слова те, жёсткие, собрата извинился,

Сказав: «Я так обрадован сегодня нашей встречи,
Придерживаться вы закона как похвально стали,
Три драгоценности вновь новым блеском засияли (1),
Монах вам вздорные осмелился нести тут речи».

Слова услышав эти, монах-нищий рассмеялся,
Сказав: «Поскольку носит он лиловые одежды (2),
Не скажет он всего того, что я сказать собрался,
Сочтя моих слов горкой правды суть, как вздор невежды».

Пожав плечами, нищий прочь ушёл, храня молчанье,
Никто не знал, куда. А в храме все молчали.
Монах другой сказал: «Его слова всем прозвучали
 О нашем всём учении, как львиное рычанье».

Монах Мин Юй с горы Утай преподавал ученье:
«Вот если сердце будет полнится Будды молитвой,
То никогда в нём не возникнут злые намеренья.
Тот, нищим кто, и странствует, - со злом вступает  в битвы.

А тот, кто в дни, неустановленные, всё ж постится.
И думает, что обретает этим он заслуги,
То это - к чистоте души лишь жалкие потуги,
Не сможет он ни святости, ни чистоты добиться.

И не исчезнет ремесло с убийством всех животных,
Сменяют краткий пост обычно люди разговленьем,
Готовят лакомые блюда из рыб, земноводных,
К чему тогда им всем в году постов установленье?

Ведь взяточника люди бескорыстным не считают,
Когда он взяток не берёт в посты, будд почитая,
Ведь человека по привычкам лишь определяют,
Творящего злодейства знают, добрым не считая».

Слова такие с мнением монаха совпадают,
А главный цензор Ли Син-пу (3) сказал такое мненье:
- «Не в пользу ли их веры моё это рассужденье?
Учёный подлинный ест скромно, пост не соблюдает.

И силой не заставишь изменить его желанье
 Идти путём, им выбранным, собою оставаясь.
Ведь для добра, как и для зла – свои обоснованья,
Знать важно – что желаешь ты, чего-то добиваясь».

Есть мудрость в этих рассуждениях и человечность,
И смысл, определённый, в пониманье того края,
Где грань стирает меж добром и злом наша беспечность.
Оспорил бы его Мин-юй, я этого не знаю».


   Примечание

1. Три драгоценности – по буддийскому учению: Будда, закон Будды и монахи, распространяющие этот закон.

2. Монах в лиловых одеждах. – Лиловые одежды носили монахи высших рангов, так же, как и высшие сановники.

3. Ли Син-пу – прозвание Ли Шоу, поэта и учёного XVIII века. 


Власов Владимир Фёдорович